Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №3» Камышловского городского округа Приложение к АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ «Школа №3» (Протокол № 29 от «28» августа 2024 года) ПРИНЯТО С учётом мнения Совета родителей (законных представителей обучающихся) (протокол № 16 от «28» августа 2024) УТВЕРЖДЕНО Директором МАОУ «Школа №3» Приказ № 93 от «30» августа 2024 года Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план в АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план: - определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса; - обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья, обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый). Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения и отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования. В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета "Иностранный язык" начинается с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету "Иностранный язык" класс делится на две группы. Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано: - на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; - на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например,: элементарная компьютерная грамотность); - на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционноразвивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная организация. Учебный план обеспечивает, а также возможность их изучения, и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Предметные Классы Количество часов в неделю Всего области Учебные 1 1 2 3 4 предметы доп. Русский язык и Русский язык 5 5 5 4 4 23 литературное чтение Литературное чтение 4 4 4 4 3 19 Иностранный язык Иностранный язык 1 1 2 (английский) Математика и Математика 4 4 4 4 4 20 информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Окружающий мир 2 2 2 2 2 10 Основы религиозных культур и светской этики - - - - 1 1 Музыка 1 1 1 1 1 5 Изобразительное искусство Технология Физическая культура (Адаптивная физическая культура) 1 1 1 1 1 5 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 5 15 21 21 21 21 21 105 - - 2 2 2 6 21 21 1 1 23 1 1 23 1 1 23 3 3 111 10 7 1 3 10 7 1 3 10 7 1 3 10 7 1 3 10 7 1 3 50 35 5 15 3 3 3 3 3 15 3 3 3 3 3 15 31 31 33 33 33 161 Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Практикум по русскому языку Практикум по математике Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность Коррекционно-развивающая область: Ритмика Коррекционно-развивающие занятия (Групповые коррекционно-развивающие занятия) Коррекционно-развивающие занятия (Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия) Другие направления внеурочной деятельности: Всего Формы промежуточной аттестации обучающихся Формы промежуточной аттестации определяется «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ «Школа № 3». Промежуточная аттестация для обучающихся проводится 1 раз по окончании учебного года, согласно срокам, определенным календарным учебным графиком МАОУ «Школа № 3» на 2024-2025 учебный год. Формы промежуточной аттестации основаны на учете текущих образовательных результатов обучающихся. Промежуточная аттестация проводится в форме накопительной балльной (годовой) отметки. Годовая отметка определяется как среднее арифметическое результатов четвертных (полугодовых) отметок по правилам математического округления. Округление результата проводится в пользу обучающегося.