РПКВД_Функциональная грамотность_1-4 классы

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №3» Камышловского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для 1-4 классов
направление внеурочной деятельности
«Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся»

Рекомендована к использованию
Методическое объединение учителей
начальной школы
Протокол №1
от 30 августа 2023 г.

Составлена
Дмитриевой Н.В.
учителем начальных классов

1

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная
грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1
часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
1. Содержание курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
2

числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
3

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению
и др.
4

3. Тематическое планирование
1 класс
№
Кол
Форма проведения
п/
-во
занятий
Предмет
Тема
Формируемые умения
п
час
изучения
ов
Блок «Читательская грамотность» (8ч)
1.
Виталий
1
Чтение, анализ
Содержание сказки. – Определять жанр произведения;
Бианки. Лис и
Качество:
– называть героев сказки;
мышонок
осторожность,
– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
предусмотрительнос – давать характеристику героям;
ть.
– определять последовательность событий и рассказывать
сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
– различать научно-познавательный текст и художественный;
– определять, чему учит сказка.
2.
Русская
1
Чтение, анализ
Содержание сказки. – Определять национальную принадлежность сказки по
народная
Качество:
информации в заголовке занятия;
сказка.
выносливость,
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на
Мороз и заяц
упорство.
текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению
словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным
планом;
– объяснять значение устойчивых выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями,
полученными из научно-познавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;

3.

Владимир
Сутеев.
Живые грибы

1

Чтение, анализ

Содержание сказки.
Качество:
трудолюбие.

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

1

Чтение, анализ

Содержание сказки.
Качество:
вежливость, умение
признавать свои
ошибки.

5.

Михаил
Пляцковский.
Урок дружбы

1

Чтение, анализ
викторина

Содержание сказки.
Дружба, жадность.

6

– строить связное речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность событий и рассказывать
сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного текста
выбирать верные высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без
опоры на текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с
событиями собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.

6

Грузинская
сказка. Лев и
заяц

1

Чтение, анализ

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

7

Русская
1
народная
сказка.
Как лиса
училась летать

Чтение, анализ

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

8

Евгений
Пермяк.
Четыре брата

Дискуссия
анализ
разгадывание ребусов

Содержание сказки.
Семейные ценности.

1

7

– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя
сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными по
смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке,
с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения
для составления отзыва на прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и
почему;
– разгадывать ребусы;

– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность» (8ч)
работа в парах, в
Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
группах;
составление и
– составлять и решать выражения с ответом 5;
решение выражений, – решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
задачи.
– соединять с помощью линейки точки и называть
Многоугольники.
многоугольники;
– решать задачу в два действия.
Игра
Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
составление и
– образовывать число 8;
решение выражений, – составлять и решать выражения с ответом 9;
задачи. Ломаная.
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть
геометрическую фигуру – ломаную.

9

Про курочку
Рябу, золотые
и простые
яйца

1

10

Про козу,
козлят и
капусту

1

11

Про петушка и 1
жерновцы

Работа в группах
решение задач

Состав числа 9,
анализ данных и
ответы на вопросы.

12

Как петушок и
курочки
делили
бобовые
зёрнышки

1

Работа в парах
викторина

Разложение числа 10
на два и три
слагаемых.

13

Про наливные
яблочки

1

Математическая
викторина

Увеличение числа на
несколько единиц,
сложение и

8

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из
слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые
равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую информацию в табличную
форму;
– находить недостающие данные при решении задач;

вычитание в
переделах 20.

14.

Про Машу и
трёх медведей

1

15

Про старика,
старуху, волка
и лисичку

1

16

Про медведя,
лису и
мишкин мёд

1

17

За покупками

1

– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на части
на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких и
наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
решение
Состав чисел 9, 10,
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
занимательных задач
11.
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления числа на части
Задачи на
на наглядно-образной основе;
нахождение суммы.
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
игра
Задачи на
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
нахождение части.
– решать задачи на нахождение части числа:
Состав числа 12.
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по
самостоятельно выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать
сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
работа в парах, в
Задачи на
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на
группах;
нахождение суммы.
несколько единиц;
Состав чисел
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по
второго десятка.
самостоятельно выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько
слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность» (8ч)
Обсуждение,
Цена, товар, спрос.
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как формируется
стоимость товара, почему один и тот же товар может быть
дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.

9

18

Находчивый
Колобок

1

Урок-практикум,
работа в группах

Деньги, цена,
услуги, товар.

19

День
рождения
МухиЦокотухи

1

Игра

Цена, стоимость,
сдача, сбережения.

20

Буратино и
карманные
деньги

1

Урок-практикум

Карманные деньги,
необходимая
покупка, желаемая
покупка.

21

Кот Василий
продаёт
молоко

1

творческие
работы(проект)

Реклама.

22

Лесной банк

1

Работа в парах

Банк, финансы,
банковские услуги,
работники банка.

10

– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать соответствующие
выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая
покупка, желаемая покупка;
– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
– анализировать информацию и делать соответствующие
выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию
собственных действий по решению учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
– анализировать представленную информацию и выбирать
надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном для
первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в текстовом
виде, и на её основе делать соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.

23

Как мужик и
медведь
прибыль
делили

1

24

Как мужик
золото менял

1

25

Как Иванушка
хотел попить
водицы

1

26

Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный
шарик

1

образно-ролевые игра

Мошенник, сделка,
доход,
выручка, прибыль,
продажа оптом.

– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
образно-ролевые игра Услуга,
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над
равноценный обмен, понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
бартер.
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность» (9ч)
практическая работа
Вода, свойства воды. – Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком
стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту
звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца
плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по
гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты
воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам
опытов.
практическая работа
Воздушный шарик,
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который
воздух.
легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного
сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности
воды;

11

Про репку и
другие
корнеплоды

1

28

Плывёт,
плывёт
кораблик

1

практическая работа

Плавучесть
предметов.

29

Про
Снегурочку и
превращения
воды

1

практическая работа

Три состояния воды.

30

Как делили
апельсин

1

практическая работа

Апельсин,
плавучесть, эфирные
масла из апельсина.

27

практическая работа

Корнеплоды.

ребусы

12

– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам
опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть
их существенные признаки, описывать особенности внешнего
вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа
учителя, из собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения
задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять
полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при
воздействии на него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

31

Крошка Енот
и Тот, кто
сидит в пруду

1

Экскурсия

Зеркало, отражение,
калейдоскоп.

32

Иванова соль

1

Практическая работа

Соль, свойства соли.

33

Владимир
Сутеев.
Яблоко

1

проект

Яблоко.

13

– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном
апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из
косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные
результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое
отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и
вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные
результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать
свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с
поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности в
различных формах: устное высказывание, таблица,
дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт,
аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;

– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических
действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

№
п/п

Тема

Колво
часов
1

Форма проведения
занятий
Библиотечные уроки

2 класс
Предмет
изучения

1.

Михаил
Пришвин.
Беличья память

Различия научнопознавательного и
художественного
текстов.

2.

Про беличьи
запасы

1

Деловые беседы

Сложение одинаковых
слагаемых, решение
задач.

3.

Беличьи
деньги

1

Библиотечные уроки

Бумажные и
металлические деньги,
рубль, копейка.

14

Формируемые умения
– Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на
них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и художественный;
находить их сходство и различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать
закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка»,
«деньги»;
– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль»
и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;

– готовить небольшое сообщение на заданную тему.

4.

Про белочку и
погоду

1

Библиотечные уроки

5.

И. СоколовМикитов.
В берлоге

1

6.

Медвежье
потомство

7.

Повреждённые
и фальшивые
деньги

Наблюдения за
погодой.

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода»,
«облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
– работать в парах.

Деловые беседы

Содержание рассказа.
Отличия
художественного,
научнопознавательного и
газетного стилей.

Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.

1

Деловые беседы

1

Деловые беседы

Столбчатая диаграмма, – Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные
таблицы, логические
в явном и неявном виде;
задачи.
– дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на
диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и
ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
Наличные деньги,
– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое
средства защиты
фальшивые и поврежденные деньги;
бумажных денег,
– знать правила использования поврежденных денег;
повреждённые деньги. – находить и показывать средства защиты на российских
банкнотах;

15

8.

Лесные
сладкоежки

1

Деловые беседы

Медонос, настоящий и
искусственный мёд

9.

Лев Толстой.
Зайцы

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов.

10.

Про зайчат и
зайчиху

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

11.

Банковская
карта

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Банковская карта.

16

– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной информации.
– Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при проведении
опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного
мёда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и
письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах мёда.
– Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью подсказки;
– определять последовательность действий, описанных в
рассказе;
– различать художественный и научно-познавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить
общие сведения;
– определять по высказываниям информацию, полученную из
текста;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из
двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;

12.

Про Зайчишку
и овощи

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста.

13.

Николай
Сладков.
Весёлая игра

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Содержание рассказа

14.

Лисьи забавы

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.

15.

Безопасность
денег на
банковской
карте

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Правила безопасности
при использовании
банковских карт.

17

– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью
карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Определять по рисункам названия растений и находить среди
них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
– Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве
ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений,
подтверждая или опровергая их с помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.
– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в столбчатой
диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по
данным столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже
в соответствии с данными задачи.
– Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой
и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их
назначение;
– находить необходимую информацию в тексте задания;
– формулировать правила безопасности при использовании
банковских карт.

16.

Лисьи норы

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Устройство лисьей
норы, свойства лесной
земли, песка и глины,
состав почвы.

– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной
земли, песка и глины, состава почвы;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и
опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.

17.

Обыкновенные
кроты

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Содержание научнопознавательного
текста.

– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять их
последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
– определять название раздела, в котором может быть размещён
текст.

18.

Про крота

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

19.

Про кредиты

1

Беседа

Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.

20.

Корень – часть
растения

1

Участие в научноисследовательских
дискуссиях

– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе верных
высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его
оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по
срокам его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;

Корень. Виды
корневых систем.

18

Видоизменённые
корни.
Содержание
художественного
текста.

– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
– Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный
художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со
словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Находить значение выражений, соотносить полученные
результаты с буквами и читать название насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от
числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы
переносить в круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
– определять последовательность маршрута на основе схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до
востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при
покрытии разреза соком лимона не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.

21.

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

1

Практические
упражнения

22.

Про ежа

1

Практические
упражнения

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев.

23.

Про вклады

1

Беседа

Вклад, вкладчик,
срочный вклад, вклад
до востребования.

24.

Занимательные
особенности
яблока

1

Практические
упражнения

Яблоко, свойства
яблока.

19

25.

Полевой
хомяк

1

Беседа

26.

Про полевого
хомяка

1

27.

Ловушки для
денег

28.

Про хомяка и
его запасы

Содержание научнопознавательного
текста.

– Находить значение выражений, соотносить полученные
результаты с буквами и читать название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать,
что путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному условию.

Практические
упражнения

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы,
именованные числа,
четырёхугольники.

– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке
товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

1

Практические
упражнения

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.

– Называть растения, плоды которых составляют основу питания
хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время,
проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание
семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на
прорастание семян;
– определять правильную последовательность прорастания семян
гороха.

1

Практические
упражнения

Горох, свойства
прорастания гороха.

– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его
лексическое значение;

20

– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые
можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности
её заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная
длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.

29.

Про бобров

1

Практические
упражнения

Содержание текста,
текст-описание.

30.

Бобрыстроители

1

Практические
упражнения

Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.

– Иметь представление о валюте как национальной денежной
единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на
иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;
– иметь представление о банковской операции «обмен валюты».

31.

Такие
разные деньги

1

Практические
упражнения

Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных стран.

– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины
разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и
опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы
деревьев.

32.

Материал для
плотин

1

Практические
упражнения

Строение древесины
дерева, определение
возраста дерева.

– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;

21

33.

Позвоночные
животные

34.

1

Практические
упражнения

1

Практические
упражнения

Рыбы, птицы,
рептилии, амфибии,
млекопитающие.

Встреча друзей

– выбирать утверждения, которые описывают признаки
животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков
этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит»,
«банковский вклад», «процент по вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах
1000.
– Находить значение выражений, соотносить полученные
результаты с буквами и читать название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать,
что путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному условию.

3 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема
Про дождевого червяка
Кальций
Сколько весит облако?
Хлеб – всему голова
Про мел
Про мыло
История свечи

Кол-во
Содержание
часов
Блок «Читательская грамотность» (8ч)
1
Тип текста. Содержание научно-познавательного текста.
1
Содержание научно-познавательного текста.
1
Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста
1
Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста
1
Главная мысль текста. Содержание текста.
1
Содержание научно-познавательного текста.
1
Содержание научно-познавательного текста.

22

8.

Магнит

9.
10.
11.

Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата
Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад, выигрыш
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные платежи
Как сэкономить семейные
деньги?
Практическая работа.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.

Полезный кальций
Про облака
Про хлеб и дрожжи
Интересное вещество – мел
Чем интересно мыло и как оно
«работает»
Про свечи
Волшебный магнит
Представление проектной
работы
Расходы и доходы бюджета
Планируем семейный бюджет
Подсчитываем семейный доход

Содержание научно-познавательного текста.
Блок «Финансовая грамотность» (9ч)
1
Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит.
1
Семейный бюджет, доходы и расходы.
1
Понятие заработной платы, виды зарплаты.
1

1

Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан.

1

Наследство, вклад, выигрыш.

1

Классификация расходов по различным основаниям.

1

Виды обязательных платежей.

1

Экономия семейного бюджета.

1
Составление бюджета семьи.
Блок «Естественно-научная грамотность» (9ч)
1
Кальций
1
Облака
1
Дрожжи. Хлеб.
1
Мел.
1
Мыло
1
1
2

Свеча
Магнит
Проектная деятельность

Блок «Финансовая грамотность» (8ч)
1
Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит
1
Доходы и расходы в семейном бюджете.
1
Семейный доход в таблице, на диаграмме.

23

29.
30.
31.
32.
33.

Пенсии и пособия
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы
Подсчитываем расходы
Расходы на обязательные
платежи
Подсчитываем сэкономленные
деньги

1
1

Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия.
Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею.

1
1

Обязательные и непредвиденные расходы.
Обязательные платежи

1

Экономия семейного бюджета.
4 класс

№

1
2
3
4
5
6
7
8

Кол-во Тема урока
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13

1
1
1
1
1

14

2

Содержание

«Читательская грамотность» 8 часов
Старинная женская одежда
Содержание научно-познавательного текста.
Старинные женские головные уборы
Содержание научно-познавательного текста.
Старинная мужская одежда и головные уборы
Содержание научно-познавательного текста.
Жилище крестьянской семьи на Руси
Содержание научно-познавательного текста.
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы
Содержание научно-познавательного текста.
История посуды на Руси
Содержание научно-познавательного текста.
Какие деньги были раньше в России
Содержание научно-познавательного текста.
Практическая работа
«Финансовая грамотность» 7 часов
Потребительская корзина
Состав потребительской корзины.
Прожиточный минимум
Назначение прожиточного минимума.
Инфляция
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы
Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.
Благотворительность
Благотворительность.
Составляем словарик по финансовой грамотности
Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4
классах.

24

15
16
17
18
19
20
21
22
23

1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

1

25

2

26

1

27

1

28
29

1
1

«Естественно -научная грамотность» - 9 часов
Томат
Томат.
Болгарский перец
Болгарский перец.
Картофель
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые
Баклажан.
Лук
Лук.
Капуста
Капуста.
Горох
Горох.
Грибы
Грибы.
Проектная работа
Проектная работа
Блок «Математическая грамотность» (8ч)
В бассейне
Расписание занятий, выгодная покупка.
Смета ремонта, расчёт стоимости строительных
Делаем ремонт
материалов.
Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена,
Праздничный торт
количество, стоимость».
Расходы на обустройство участка, площадь и
Обустраиваем участок
периметр
Поход в кино
Расходы на поход в кино.
Отправляемся в путешествие
Расходы на путешествие.

25

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».