РПКВД_Чтение. Работа с текстом_1-4 классы

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №3» Камышловского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ»
для 1-4 класса
направление внеурочной деятельности:
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся

Рекомендована к использованию
Методическое объединение учителей
начальной школы
Протокол №1
от 30 августа 2023 г.

Составлена
Пузыревской А.Ю.,
учителем начальных классов

1

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России; Федеральной программы начального общего образования;
Образовательной программы начального общего образования МАОУ «Школа №3» Камышловского городского округа. Программа разработана к учебно-методическому комплекту
О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом».
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках
литературного чтения и русского языка. УМК «Чтение. Работа с текстом» О.Н. Крыловой
позволяет преодолеть трудности в обучении пониманию и анализе прочитанного. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: школьник учится видеть и
понимать отдельные языковые умения и определять их место в системе языка в целом,
учится интерпретировать текст.
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на
четыре года обучения (134 часа, 32 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый
учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю (в 1 классе начиная со второй четверти).
Для работы используется методический комплект Крыловой О.Н. Чтение. Работа с
текстом: 1-4 класс / О.Н.Крылова. – 25-е изд.- перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен»,
2023. (Серия «Учебно–методический комплект»).
Цель программы «Чтение. Работа с текстом»: создание условий для развития читательских умений.
Основные задачи:
1.
Учить работать с текстом литературного произведения;
2.
Расширять читательский кругозор.
3.
Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;
4.
Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.
5.
Формировать у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.
Планируемые результаты освоения курса «Чтение. Работа с текстом»
Личностные достижения обучающихся, освоивших курс внеурочной деятельности,
включают следующие результаты:
наличие мотива познания и учения;
наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные
действия;
способность осуществлять самоконтроль и самооценку.
Оценка метапредметных результатов проводится с целью определения сформированности:
познавательных универсальных учебных действий;
 умения работать с информацией
 сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
2







сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
с помощью учителя формулировать цель
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной
задачей;


коммуникативных универсальных учебных действий;
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки) к тексту;
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах);
регулятивных универсальных учебных действий.
 умения самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи
для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий)
 уменния самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной
деятельности,
 умения корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок).
Предметные результаты:
Ученик 1 класса научится:
 определять главную мысль текста;
 озаглавливать текст;
 определять последовательность событий;
 различать абзацы;
 считать количество предложений в тексте;
 подбирать синонимы и антонимы к словам4
 определять сравнение;
 вставлять пропущенные буквы, используя и подбирая самостоятельно проверочные
слова.
Ученик 2 класса научится:
 определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,
 озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,
 различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение
нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям,
природе);
 владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с
учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);
3

 воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов,
осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию
произведений. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную
мысль прочитанного произведения;
 определять в произведении хронологическую последовательность событий, составлять
план повествования (вопросный, номинативный);
 находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;
 объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей;
 составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного
или прослушанного произведения).
Ученик 3 класса научится:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;
– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
– делить текст на части, составлять простой план;
– самостоятельно формулировать главную мысль текста; тип текста;
– находить в тексте материал для характеристики героя;
– высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным признакам;
– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
Ученик 4 класса научится:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов
автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа
по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста; тему текста, стиль, тип текста;
– составлять простой план текста;
– аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки,
речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою)
– определять стиль текста;
Список ЭОР:
1) Рабочая программа по литературному чтению (4 класс) по теме: Рабочие учебные
программы для 4 класса (УМК "Школа России") http://nsportal.ru
2) Чтение. Работа с текстом. 1 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2023
3) Чтение. Работа с текстом. 2 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2023.
4) Чтение. Работа с текстом. 3 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2023.
4

5) Чтение. Работа с текстом. 4 класс. О.Н. Крылова. М.: «Экзамен», 2023

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Формы организации внеурочной деятельности на занятиях курса
«Чтение. Работа с текстом»
Рабата в группе, в паре.
Индивидуальная работа
Фронтальная работа.
Учебная дискуссия.
Тестирование.
Учебная игра
Урок-путешествия,
Наблюдение.
Практическая работа.
Исследование
Творческая работа,
Тематическое планирование
«Чтение. Работа с текстом» в 1 классе
(по тетради «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крылова)

№
п/п

тема занятия

основные виды учебной деятельности
учащихся

1

Работа с текстом
Слушание текста. Определение количества предложений.
«Спала кошка на
Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по
крыше…» Л.Толстого вопросам и на основе иллюстрации.

2

Работа с текстом
«Спала кошка на
крыше…» Л.Толстого
(продолжение)
Работа с текстом
«Была у Насти
кукла…» Л.Толстого

Самостоятельное чтение текста. Определение количества
предложений. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.

4

Работа с текстом
«Медведь» по Е.Чарушину

Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста.
Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Нахождения значения слова.

5

Работа с текстом «Хо- Самостоятельное чтение текста. Соотносить заглавие растела галка пить…»
сказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по
Л.Толстого
содержанию. Последовательность событий. Деление слов
для переноса.
Работа с текстом
Определять главную мысль произведения Самостоя«Старик сажал ябтельное чтение текста. Анализ содержания текста. Полони…» Л.Толстого иск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.
Работа с текстом
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания тек«Лиса» по Е.Чаруста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе
шину
иллюстрации. Деление слов для переноса. Определение
значения слова.

3

6

7

Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе
иллюстрации.

5

8

Комплексная работа
№1

9

Работа с текстом
«Весной скворец весь
горит…» А.Тихонова

10

Работа с текстом
«Весной скворец весь
горит…» А.Тихонова( продолжение)
Работа с текстом «Хороша весна в лесу…»
А.Тихонова
Работа с текстом
«Пошла Катя по
утру по грибы…» по
Л.
Толстому
Комплексная работа
№2

11

12

13
14

15

16

17

18

19

Определение уровня овладения ключевыми умениями
(сформированность навыков чтения, умение работать с
текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющие
успешно продвигаться в освоении учебного материала на
следующем этапе обучения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста, озаглавливание. Нахождение предложений по цели высказывания. Описание и характеристика героев.
Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков чтения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста, озаглавливание. Нахождение предложений по цели высказывания. Описание и характеристика героев. Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков чтения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста
Определение главной мысли произведения. Выписывать из
текста вопросительные предложения.
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе
иллюстрации. Написание имен собственных. Подбор к
словам синонимов. Определение последовательности
событий.
Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану;
проверять полученный результат.

Работа с текстом
«Слон» Е. Чарушина

Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка правильного чтения слов. Поиск информации в тексте по вопросам. Соотношение картинок с содержанием текста. Образование новых слов с новым значением. Определение последовательности событий по
картинкам.
Работа с текстом
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания тек«Надя приехала к
ста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе
бабушке в колхоз…» иллюстрации. Определение главного героя произведения.
Я. Тайца
Определение последовательности событий по картинкам.
Работа с текстом «Из- Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текдали горы кажутся
ста. Определение заголовка текста по содержанию. Напистрогими…» А. Тихо- сание слов с ъ знаком.
нова
Работа с текстом
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания тек«Охотился кит как-то ста. Нахождение предложений по цели высказывания.
близ устья реки…»
Определение участников разговора, запись диалога.
С.Сахарнова
Работа с текстом «Всё Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текздесь» Я.Тайца
ста. Отработка навыка правильного чтения. Выбор названия. Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста.
Работа с текстом
«Просто старушка»
В. Осеевой

Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка
правильного чтения. Составление предложения по схеме,
запись. Работа с пропущенными буквами на изученные
правила.
6

20

Работа с текстом «По Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текпояс» по Я. Тайцу
ста. Определение главной мысли текста. Отработка
навыка правильного чтения.

21

Работа с текстом «По Составление предложения по схеме, запись. Работа с пропояс» по Я. Тайцу
пущенными буквами на изученные правила.
(продолжение)

22

Комплексная работа
№3

23

Работа с текстом «Зи- Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текмой» С. Редозубова и ста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка
др.
правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на
изученные правила. Определение последовательности событий по картинкам.
Работа с текстом
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания тек«Почему с тополей
ста. Работа с пропущенными буквами на изученные прападает снег?» По
вила. Подбор к словам синонимов.
материалам энциклопедии «Хочешь
знать почему?»
Работа с текстом
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания тек«Дома у бабушки
ста. Отработка навыка правильного чтения. Выделение
были куры…» Я.
участников диалога, запись. Краткие ответы на вопросы.
Тайца
Составление предложения из группы слов, запись. Образование новых слов, противоположных по значению. Нахождение главных членов в предложении. Главная мысль
текста.
Работа с текстом
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания тек«Что касается сообра- ста. Отработка навыка правильного чтения. Определение
зительности…» А.
последовательности событий по картинкам. Поиск инфорТихонова
мации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации.
Работа с текстом «По Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текгрибы» Я. Тайца
ста. Нахождение слов антонимов. Работа с пропущенными
буквами на изученные правила. Определение главной
мысли текста.
Работа с текстом
Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания тек«Три товарища» В.
ста. Отработка навыка правильного чтения. Определение
Осеевой
последовательности событий по картинкам. Определение
темы и главной мысли текста. Ответы на вопросы. Нахождение вопросительных предложений. Выбор слов близких
по значению. Работа с пропущенными буквами на изученные правила.
Работа с текстом «Со- Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текбака –близкий родста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с проственник волку…» по пущенными буквами на изученные правила. Подбор к
И. Шустовой
словам синонимов. Выбор названия произведения.
Работа с текстом «Из- Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текдали на лесной
ста. Определение темы и главной мысли текста.
опушке…» по Н.
Юрцевичу

24

25

26

27

28

29

30

Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану;
проверять полученный результат.

7

31

Работа с текстом
«Дедушка рассказывал…» по Н. Юрцевичу

32

Итоговое занятие.

Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Понимать
текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию.
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану;
проверять полученный результат. Проверка предметных и
универсальных учебных умений.
Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Тематическое планирование
«Чтение. Работа с текстом» во 2 классе.
№

тема занятия

основные виды учебной деятельности учащихся
Чтение по слогам.
Определение темы текста. Работа с иллюстрацией.

1

Работа с текстом
И.Соколова – Микитова «В лесу».

2

Работа с текстом
В.Осеевой
«Плохо»
Работа с текстом
Л.Толстого «Два
товарища»

Вести диалог. Определять последовательность. Работать с иллюстрацией. Подбирать антонимы.

4

Работа с текстом В.
Бурлакова «На рассвете»

Устанавливать последовательность пунктов плана. Восстанавливать деформированные предложения. Находить абзац. Подбирать заголовок текста. Работать с иллюстрациями.

5

Работа с текстом
А.Тихонова «Где
вода, там жизнь»
Работа с текстом
С.Михалкова
«Аисты и лягушки».
Работа с текстом
И.Пузанова «На рыбалке».
Итоговая работа за
1 четверть по тексту:
«Медведко»
Д.Н. Мамина-Сибиряка
Работа над ошибками. Работа с текстом В.Бехревского
«Мишка под деревом»

Ставить ударение в словах. Подбирать заголовок к тексту. Работать с иллюстрацией.

3

6

7

8

9

Определять главную мысль. Делить слова для переноса. Подбирать синонимы. Работать с пословицами. Определять
последовательность событий.

Выделять главную мысль текста. Участвовать в диалоге. Находить вопросительные предложения.
Подбирать заголовок к тексту. Подбирать антонимы. Работать
с кроссвордом, с иллюстрацией.
Оценивать свои результаты и достижения. Анализировать
ошибки.

Подбирать синонимы, заголовок к тексту. Восстанавливать
последовательность событий.

8

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Работа с текстом
И.Соколова- Микитова «На лесной
дороге»
Работа с текстом
Л.Яхнина
«Силачи».
Работа с текстом
А.Тихонова
«Сороки».
Работа с текстом
из детской
энциклопедии.
Работа с текстом
К.Ушинского
«Играющие собаки»
Итоговая работа
за 2 четверть по
тексту: «Четыре
желания»
К.Д.Ушинского
Работа с текстом И.
Соколова – Микитова
«Утром в лесу»
Работа с текстом
Е.Пермяка
«Первая рыбалка»
Работа с текстом
И.Соколова– Микитова «Белка»
Работа с текстом
С.Михалкова «Не
стоит благодарности».
Работа с текстом
Г.Цыферова
«Жил на свете слоненок».
Работа с текстом
В.Кологрива
«Жизнь кузнечика»
Работа с текстом
С.Аксакова
«Щенок».
Работа с текстом
Ш.Перро
«Золушка»
Итоговая работа за 3
четверть

Восстанавливать деформированные предложения. Определять
лексическое значение слова. Давать характеристику герою.
Подбирать заголовок к тексту.
Ставить ударение в словах. Деление текста на части. Определять основную мысль текста. Работать с таблицей. Классифицировать слова.
Работать со схемой, с иллюстрацией. Расставлять знаки препинания.
Подбирать заголовок вопросительным предложением. Определять главную мысль текста. Восстановление деформированного
предложения.
Находить абзац. Оформлять обложку книги. Работать с
кроссвордом.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить результату своих достижений.

Анализировать ошибки. Применять прием сравнения.
Восстанавливать предложения.
Различать стиль речи. Определять главную мысль текста, последовательность пунктов плана. Работать с иллюстрацией.
Определять тип текста. Списывать текст.
Ставить ударение в словах. Составлять диалог. Работать с кроссвордом. Подбирать прилагательные к существительному.
Выполнять фонетический разбор. Перечислять качества героя.

Работать с таблицей. Ставить ударение в словах.

Определять стиль текста, лексическое значение слова. Находить абзац.
Работать с иллюстрацией. Работать с кроссвордом.
Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить ре9

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

зультаты своих достижений. Умение работать с текстом: подбирать заголовок, выделять тему текста, определять главную
мысль текста, восстанавливать последовательность событий.
Работа с текстом
Определять стиль текста, лексическое значение слова. НахоН.Юрцевича
дить абзац. Уметь определять стиль текста, лексическое зна«Красавица
рус- чение слова, подбирать антонимы, восстанавливать последоских лесов»
вательность событий.
Работа с текстом
Работать с пословицами. Составлять диалог. Определять главС.Юцзунь
ную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, оформлять об«Светлячок и Мура- ложку.
вей»
Работа с текстом
Определять стиль текста. Работать с кроссвордом. НахоВ.Танасийчука
дить границы предложения.
«Лосось».
Работа с текстом
Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, опредеВ.Коржикова
лять стиль текста. Восстанавливать предложения. Работать с
«Прогулка по
иллюстрацией.
лесу»
Работа с текстом
Называть героев сказки. Определять жанр произведения, лексиарабской народной ческое значение слова, подбирать синонимы.
сказки «Хлеб и золото»
Работа с текстом
Определять жанр произведения, подбор синонимов.
К.Ушинского
«Гадюка»
Работа с текстом
Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, опредеМ.Садовского
лять стиль текста, восстанавливать предложения.
«Зима на колесах»
Работа с текстом Определять главную мысль текста, подбирать заголовок к текВ.Осеевой «Кто хо- сту, оформлять обложку. Уметь составлять диалог.
зяин?»
Работа с текстом
Обобщение и систематизация полученных знаний. Оценить
И.Соколова – Мирезультаты своих достижений.
китова «Лоси».
Работа с текстом
Подбирать заголовок к тексту, подбирать синонимы, опредеИ.Крылова
лять стиль текста, восстанавливать предложения.
«Кукушка и Петух»
Тематическое планирование
«Чтение. Работа с текстом» в 3 классе.

№
п/
п
1

тема занятия
Вводное занятие

основные виды учебной деятельности учащихся
Ориентироваться в учебнике. Применять систему условных
обозначений при выполнении заданий. Предполагать на основе названия содержание текста. Пользоваться словарём. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
10

2

Работа с текстом
«Синица» по
Г.Скребицкому.

3

Работа с текстом
«Птицы» по А.Тихонову.

4

5

6

7

8

9

10

Определять главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и их интонационные связи в тексте.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Объяснение
значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём. Работа с иллюстративным материалом.

Читать выразительно и осознанно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; оценивать события, героев произведения.тему текста, делить предложенный
текст на части, озаглавливать их, определять тип текста, находить в тексте сравнения, подбирать к словам синонимы, проверочные слова, выписывать из текста вопросительные и восклицательные предложения, находить в предложениях грамматические основы,. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Работа с текстом
Читать выразительно и осознанно текст художествен« Фламинго» по
ного произведения и выделять главное в прочитанном
Э.Бауэру.
пересказывать делить текст на смысловые части, составлять
его простой план. Подбирать проверочные слова. , Восстанавливать порядок пунктов плана. Выписывать из текста побудительные предложения. Подбирать к словам антонимы.
Работа с текстом
Определять главную мысль произведения, логику повество«Грызуны» по мате- вания, смысловые и их интонационные связи в тексте.
риалам энциклопе- Определение различных средств выразительности.
дии.
Работа с текстом
Определение стиля текста
«Бактерии» по мате- Осмысление содержания прочитанного. Умение размышлять
риалам энциклопе- над содержанием произведений Делать выписки из прочитандии.
ных текстов с учётом
цели их дальнейшего использования, заполнять таблицы.
Работа с текстом
Составлять на основании текста небольшое монологи«Волчиха» по А.Че- ческое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
хову.
Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно
использовать при написании сочинения.
Работа с текстом
Делить тексты на смысловые части, составлять план тек«Ответ» С.Михалста. Осмысление содержания прочитанного.
кова.
Работа с текстом
Использовать формальные элементы текста (например, подза«Диковинное деголовки, сноски) для поиска нужной информации. Ориентирево» по А.Солже- роваться в соответствующих возрасту словарях и справочниницыну.
ках. Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст
или, пользуясь словарём.
Работа с научно- по- Чтение по готовому плану. Понимать текст, опираясь не только
пулярным текстом на содержащуюся в нём информацию, но и на структуру.
«Воздух» по матеОсознанное и произвольное построение речевого высказывариалам энциклопе- ния.
дии.

11

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Комплексный анализ текста (продолжение).

Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, поиск и выделение необходимой информации. Учиться работать
по предложенному учителем плану, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего
класса, умение слушать других, формировать свои мысли
вслух.
Работа с текстом
Определение характеристик героев с опорой на текст, иллю«Олени» А.Старо- страции. Участвовать в учебном диалоге при обсуждении простина
читанного или прослушанного текста. Определять достоверную информацию в случае наличия конфликтной ситуации.
Объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или
пользуясь словарём
Работа с текстом
Определение стиля текста. Понимать текст, опираясь не только
«Змеи» по материа- на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру,
лам энциклопедии. выразительные средства текста Умение размышлять над содержанием произведений.
Работа с текстом
Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные
«Синички» по
выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверЭ.Шиму
ждающие вывод. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Работа с текстом
«Дрессировка» по
материалам энциклопедии.

Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом. Работа со словарём.
Работа с текстом «И Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
так бывает» по
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях
Л.Киселёвой.
текста информацию. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Составление предложений по
схеме.
Работа с научно- по- Нахождение и чтение образных слов и описаний. Составлять
пулярным текстом на основании текста небольшое монологическое высказыва«Радуга» по матери- ние, отвечая на поставленный вопрос
алам энциклопедии.
Комплексный ана- Умение размышлять над содержанием произведений.
лиз текста (продол- Осознанное и произвольное построение речевого выжение) по материа- сказывания.
лам энциклопедии.
Работа с текстом
Нахождение в тексте ответа на заданный вопрос Смысловое
«Конец лета» по
чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходиА.Тихонову.
мой информации. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.
Работа с текстом
Нахождение предложения, с помощью которого можно дать
«Сосновый бор» по ответ на вопрос. Понимать информацию представленную в неИ.Соколову-Мики- явном виде (например, находить в тексте несколько примеров,
тову.
доказывающих приведённое утверждение).
Комплексный
Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение
анализ текста
необходимой информации.
(продолжение)
12

22

Работа с текстом
«Дельфины» по материалам энциклопедии.

23

Работа с текстом
«Башмачки» по
Л.Киселёвой.

24

Работа с текстом
«Немецкая овчарка»
по Э.Бауэру.

25

Работа с текстом «
Осёл и бобр» С.Михалкова.

26

Работа с текстом
«Весна» по записям
В.Васильева.
Комплексный анализ текста (продолжение)

27

28

Работа с текстом
«На катке» В.Осеевой.

29

Работа с научно- популярным текстом
«Растения» по материалам энциклопедии.
Комплексный
анализ текста
(продолжение)
Работа с текстом
«Калина» по И.Соколову-Микитову.

30

31

32

Комплексный анализ текста
(продолжение)

Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению
данным. Описывать по определенному алгоритму объект
наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя
два-три существенных признака. Умение размышлять над содержанием произведений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Определение последовательности рисунков согласно содержанию текста. Вычленять содержащиеся в тексте основные события и сопоставлять их с иллюстративным материалом. Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. Работа со словарём.
Осмысление замысла и главной мысли произведения. Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Понимать
текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
Определение заголовка к тексту. Формулировать несложные
выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения Нахождение логического отрывка.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Работа с иллюстративным материалом.
Чтение отрывка, к которому можно подобрать иллюстрацию.
Группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два
признака. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Поисковое чтение. По результатам наблюдений находить и
формулировать правила, закономерности и т. п.

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на
вопрос. Понимать информацию, представленную в неявном
виде: например, выделять общий признак группы элементов,
характеризовать явление по его описанию; находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение.
Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

13

33

Контрольная работа по промежуточной аттестации.

34

Итоговое занятие.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Определять тему и главную мысль произведения; озаглавливать тексты; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному.
Оценка — выделение и осознание обучающимся того, что
уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и
уровня усвоения.

Тематическое планирование
«Чтение. Работа с текстом» в 4 классе.
№

тема занятия

1.

Текст-описание
Г. Николаева «Ливень»

2.

Текст-описание Г.
Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета»
Работа с текстом
К.Ушинского
«Гнездо ласточки»

3.

4.

5.

6.

7.

Тренировочная
комплексная работа
№1.
Публицистический
текст «Хочу всё
знать. Сахар»
Повествовательный текст
А.Бострома
«Кошка и еж»
Текст-описание
С.Аксаков «Осень»

Тренировочная
комплексная работа
№2.
9. Работа с текстом
И.Соколова-Микитова
«Клены»
10. Работа с текстом
Р. Киплинга «Слоненок»
8.

основные виды учебной деятельности учащихся
Выразительно читать текст. Составлять простой план текста.
Отвечать на вопросы учителя по тексту. Участвовать в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака.
С помощью учителя определять тему и главную мысль текста,
делить текст на смысловые части. Отвечать на вопросы учителя
по тексту. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Отвечать на вопросы учителя по тексту. Умение находить в
тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Отвечать на вопросы
учителя по тексту.
Формулировать несложные выводы, основываясь на текст.
Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью
учителя.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Формулировать несложные выводы, основываясь на текст.
Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного
или прослушанного текста.
14

12. Тренировочная
комплексная работа
№3.
13. Работа с текстомописанием А.Тихонова «Колибри»
14. Публицистический
текст. «Хочу все
знать. Экология».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Отвечать на вопросы учителя по тексту. Оценивать содержание
текста (самостоятельно и с помощью учителя)
Составлять план рассказа и рассказывать по плану.
Ориентироваться в учебной литературе (система обозначений,
структура текста, рубрики, словарь, содержание).

15. Работа с текстом
Выразительно читать эпическое и лирическое художественные
«Осень» по И.Соко- произведения. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Составлову- Микитову
лять план рассказа и рассказывать по плану. Выделять главное
в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
16. Тренировочная
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
комплексная работа
№4.
17. Работа с текстом
Ставить перед собой творческие задачи перед созданием текста
К.Ушинского
собственного сочинения. Формулировать несложные выводы,
«Четыре желания» основываясь на текст. Отвечать на вопросы учителя по тексту.
18. Публицистический
текст. «Хочу все
знать. Планеты».

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

19. Работа с текстомрассуждением
«Жираф» (по Э.Бауэру)
21. Работа с текстом
С.Михалкова
«Жадный Заяц»
22. Текст-описание
И.Соколов-Микитов
«Рябина»

Умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. Отвечать на вопросы учителя по тексту.

23. Повествовательный текст
И.Дудникова
«Весенняя вода»
24. Тренировочная
комплексная работа
№6.
25. Работа с текстом
К.Ушинского
«Утренние лучи»
26. Работа с текстом
Е.Пермяка «Как
Маша стала большой»

Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о
прочитанном тексте. Выделять главное в текстах учебника (в
соответствии с заданиями).

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. Высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте.
Формулировать несложные выводы, основываясь на текст.
Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью
учителя).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание Умение находить в тексте конкретные сведения,
факты, заданные в явном виде.
Составлять план рассказа и рассказывать по плану. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Работать с
фразеологизмами.

15

27. Работа с текстом
сказки С.Михалкова
«Просчитался»
28. Тренировочная
комплексная работа
№7.
29. Работа с текстом
В.Осеевой
«Злая мать и
добрая тетя»
30. Работа с текстом
«Однажды в лесу»
по Г.Скребицкому

Создавать текст собственного сочинения согласно авторскому
замыслу с использованием выразительных средств; подбирать
заголовок к такому тексту.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

31. Работа с текстом
П.Молчанова «Рыбалка»
32. Итоговая
комплексная
работа №8.
33. Работа с текстом
Г.Скребицковго
«Художник-Осень»

Выделять главное в тексте учебника (в соответствии с заданиями). Определять тип текста, придумывать заголовок. Озаглавливать текст.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

34. Чему научились на
курсе «Чтение. Работа с текстом»

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц. Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Работать с пословицами.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации, составление плана.

Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака. Формулировать несложные выводы, основываясь на текст. Оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя). Работать с синонимами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Выбирать тексты для самостоятельного чтения согласно своим
читательским интересам.

Система оценивания знаний обучающихся
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом занятии в
виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя
или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может
проходить как в устной, так и в письменной форме.
Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, самостоятельно выполняемых вариантов работы

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».