Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа №3» Камышловского городского округа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Юный волонтер» для 1-4 класса направление внеурочной деятельности: Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Рекомендована к использованию Методическое объединение учителей начальной школы Протокол №1 от 30 августа 2023 г. Составлена Якимовой Н.В., учителем начальных классов Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Юный волонтёр». Личностные: - формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные: - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; - умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; - обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); Образовательные (предметные): - обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя и других; - обучение способности быстро ориентироваться в трудных ситуациях, проявлению самостоятельности, инициативности, способности быстро адаптироваться, отстаивать собственное мнение. - знакомство и обучение технологии организации и проведения социальных дел, акций. В процессе реализации программы формируются следующие УУД учащихся младших классов: Класс Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные УУД УУД УУД УУД Ценить и Участвовать в Знать: историю Слушать и 1-2 социальноволонтерского понимать речь класс принимать следующие значимых акциях и движения в других. базовые ценности: проектах под школе; Работать в паре. «добро», «зло», руководством права и Сотрудничать в «терпение», учителя. обязанности совместном «семья», Определять цель и волонтеров. решении проблемы. «Родина», планировать свою «настоящий друг», деятельность под «юный волонтер». руководством Уважение к своей учителя. семье, любовь к Оценивание своей родителям работы. Ценить и Самостоятельно Знать: Отстаивать свою 3-4 участвовать в основные точку зрения, класс принимать следующие социальнонаправления соблюдая правила базовые ценности: значимых акциях и деятельности личного этикета. «справедливость», проектах. волонтерских Понимать точку «желание Самостоятельно отрядов, зрения другого. понимать друг определять цель и основные формы друга», «понимать планировать свою работы позицию деятельность. волонтеров, 2 другого», «коллектив», принимать общечеловеческие ценности. Самостоятельно определять критерии своей деятельности. план написания проектов и их защита. Вести дневник «Юного волонтера». Волонтерская деятельность позволяет приобрести полезные навыки важные для жизни. К ним можно отнести приобретение: навыков работы с компьютером, с различными видами техники, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом — одна из насущных потребностей современного человека. развитие коммуникативных способностей; опыт ответственного взаимодействия; лидерские навыки; исполнительская дисциплина; защита и отстаивание прав и интересов; инициативность; возможность общения, начало дружеского взаимодействия с единомышленниками, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения; организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в волонтерской деятельности является возможность организации собственного свободного времени. Ожидаемые результаты: Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. Владение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию. Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения. Увеличение количества учащихся, вовлеченных в волонтерские отряды. Привлечение детей к общественно значимой деятельности. Умение общаться, владеть нормами и правилами уважительного отношения. Оценка уровня знаний и умений, личностных качеств, развитых в результате реализации программы «Юный волонтер» фиксируется в дневнике (обычная тетрадь). Свободная форма ведения. 1 При оценке деятельности класса в целом используются следующие показатели: количество акций, мероприятий, специализирующихся только на добровольческой деятельности; количество привлеченных школьников для осуществления добровольческих действий в каждой акции; количество обратившихся за помощью; количество созданных презентаций, буклетов, плакатов, рисунков; общее количество привлеченных денежных средств за определенный период (1 полугодие, 2 полугодие); участие во всероссийских или региональных проектах и акциях; получение федеральных и региональных грантов; награды и поощрения (грамоты). 2. При оценке деятельности ученика- Юного волонтера- используются следующие показатели: количество акций и мероприятий, в которых ученик принял участие; количество добрых дел Юного волонтера; количество созданных им презентаций, буклетов, плакатов, рисунков, проектов; участие в защите проектов; участие во всероссийских или региональных проектах и акциях; награды и поощрения (грамоты). 3 По результатам работы проводится Линейка Чести, где награждают и поощряют самых активных Юных волонтеров начальной школы. Программа рассчитана на 4 учебных года. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях. 1 класс – 33 часа, 2 - - по 34 часа, 3-4 класс – 68 часов. Категория участников: программа предназначена для учащихся 1-4 классов школ. Содержание программы Раздел 1. История волонтерского движения в школе. Учащиеся знакомятся со школой, ее традициями, достижениями, узнают об истории волонтерского движения. Узнают, кто такие волонтеры, почему люди ими становятся. Изучают правила волонтеров школы. Разрабатывают план работы юных волонтеров на учебный год. Знакомятся со школьным волонтерским отрядом «Не такие». Учат гимн волонтеров школы. Заповеди волонтеров. Ведут дневник «Юного волонтера» со 2 класса. Изучают праздники, связанные с волонтерским движением (Международный день волонтера – 5 декабря, 17 февраля – Международный день спонтанных добрых дел). Практика: экскурсии по школе и музею, встречи с интересными людьми, игры с волонтерским отрядом «Не такие», праздники, парная и групповая работа, мини-проекты. Раздел 2. Я, мои друзья, семья. Учащиеся изучают, что такое «дружба», «добро», «зло», коллектив. Пословицы и поговорки о дружбе. Литературные произведения о дружбе. Досуг. Увлечения. Интересы. Добрые и не добрые дела. Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Правила общения со взрослыми и сверстниками. Помни о других. Забота. Помощь. Оказание помощи. Уважай свое время и время других. «Рациональное» использование времени. Учимся понимать и принимать других людей. Конфликтные ситуации. Ссора. Драка. Приемы самостоятельного выхода из конфликтной ситуации. Правила парной и групповой деятельности (отзывчивость, честность, уважение другого мнения). Умение работать в группе для достижения единой цели. Семья – древо жизни. Тепло родного дома. Семья. Родители. Обязанности членов семьи. Домашний труд ребенка. Советы родителей. Моя родословная. История фамилии. Генеалогическое древо. Практика: фотоконкурсы, игры с волонтерским отрядом «Не такие», праздники, парная и групповая работа, написание и защита проекта «Моя родословная», защита плакатов по теме в других классах, КВН, конкурсы, мини-проекты. Раздел 3. Я и мое здоровье. У учащихся формируется потребность в выполнении норм личной гигиены и формирования ЗОЖ. Гигиена. Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены. Полезные и вредные продукты. Здоровая пища. Правила здорового питания. Режим дня. Здоровый сон. Спорт. Закалка. Правила закаливания. Как стать трудолюбивым. Трудолюбие и лень. Пословицы и поговорки о труде и лени. Мои эмоции. Положительные и негативные эмоции. Учусь сдерживать эмоции. Управление эмоциями. Выражение эмоций с помощью жестов, мимики, позы. Учимся думать и действовать. Твой выбор. Умение анализировать ситуацию, делать выбор в сложной экстремальной ситуации. Привычка. Вредные привычки. Зависимость. Твой выбор. Умение анализировать и делать свой выбор против вредных привычек. Воля. Умение проявлять силу воли. Твое решение. Анализировать ситуацию и принимать решение за ЗОЖ. 4 Практика: фотоконкурсы, игры с волонтерским отрядом «Не такие», праздники, парная и групповая работа, написание и защита проекта «Я за ЗОЖ», защита плакатов по теме в других классах, викторины, интеллектуальные игры, мини-проекты. Раздел 4. Участие в социальных акциях и проектах школы и класса. Учащиеся под руководством учителя на добровольной основе принимают участие в социальных акциях и проектах в течении всего учебного года. Все акции и проекты переплетаются с 3-мя основными разделами программы. Юные волонтёры оказывают помощь, учатся делать «добрые» дела, на практике реализуют знания, полученные ими в период теоретических занятий. Примерные социально-значимые акции: «Сохраним лес» - сбор макулатуры, «Наши 100 добрых дел» - добрые дела для школы и класса, благотворительные концерты, чаепития для ветеранов войны, солдатских вдов, сбор игрушек и канцтоваров для детей больниц, интернатов, книги детскому дому и школьной библиотеке, разработка поздравительных открыток, забота о пожилых людях, шефство над ветераном педагогического труда, «Новогодний подарок» (сбор подарков для детей- сирот), Примерные социальные проекты: мини-проекты по теме и их защита, коллективный проект «Скажем вредным привычкам: «НЕТ», «Спорт любит сильных», «Рискни стать добрым». Важной составляющей деятельности Юных волонтеров является обучение планированию, которое позволяет четко определять цель предстоящей деятельности, дает возможность разумно использовать все имеющиеся возможности, обеспечивает стабильное развитие волонтерского формирования. Для участия в мини-проектах по темам разумно учить следующим простым вопросам: 1. Кто мы? (статус волонтерского формирования – группа, пара, один – «Название»). 2. Какова наша цель? (высшие цели и ценности; качественные изменения, на которые направлена деятельность волонтерского формирования). 3. Для кого? (целевая группа, на которую направлена деятельность волонтерского формирования). 4. Где? (география деятельности волонтерского формирования). 5. Что мы делаем? (общая формулировка типа деятельности волонтерского формирования, направленной на удовлетворение потребностей целевой группы). Учебно-тематический план № Наименование разделов, блоков, тем 1 класс История волонтерского 6ч движения в школе. Я, мои друзья, семья. 11ч Я и мое здоровье. 10ч Участие в социальных акциях и 6ч проектах школы, класса Итого: 33 часа 1. 2. 3. 4. 2 класс 6ч Класс 3 класс 8ч 4 класс 8ч 10ч 10ч 8ч 17 ч 17 ч 26 ч 17 ч 17 ч 26 ч 34 часа 68 часов 68 часов Календарно-тематический план 1 класс № 1. ТЕМА История волонтерского движения в школе. Наша школа и волонтерское движение. 5 Кол-во часов 6 часов 1ч 2. 3. 4. 5 – 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14 – 17. 18 – 19. 20 – 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28 – 29. 30 – 31. 32. 33. Кто такие волонтеры? Правила волонтеров школы. Гимн волонтеров школы. Праздники волонтеров. Я, мои друзья, семья. Досуг. Увлечения. Интересы. Что такое дружба. Коллектив. Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Помни о других. Что такое «добро» и «зло». Добрые и не добрые дела. Правила парной и групповой деятельности. Семья – древо жизни. Я и мое здоровье. Друзья Мойдодыра Как следует питаться. Режим дня. Закалка. Спорт. Как стать трудолюбивым. Мои эмоции. Учусь сдерживать эмоции. Учимся думать и действовать. О хороших и дурных привычках. Я принимаю волевое решение. Участие в социальных акциях и проектах школы, класса Акция «Твори добро». Акция «Живи дружно». Акция «Мы вместе». «Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год. 1ч 1ч 1ч 2ч 11 часов 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 4ч 10 часов 2ч 2ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 6 часов 2ч 2ч 1ч 1ч 2 класс № 1. 2. 3. 4. 5 – 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14 – 15. 16. ТЕМА История волонтерского движения в школе. Организационное заседание отряда «Что такое волонтер?» Акция «Доброе сердце» (помощь нуждающимся) Благоустройство своего класса «Домовенок Кузя». Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка» Акция бережливых «Чтобы дольше жили книжки» Я, мои друзья, семья. Этическая беседа: «Будь непримирим к грубости и чѐрствости» Практикум «Как поступить в данной ситуации» Тренинг «Играя, учимся дружить» Акция «Чистое утро» Развивающая ролевая игра «Планета друзей» Деловая игра «Права детей» Акция «Рождественские подарки – в каждый дом» Проект «Игрушки для детского сада своими руками!» Этическая беседа: «Твоя готовность выступить против лжи». Я и мое здоровье. 6 Кол-во часов 6 часов 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 10 часов 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 1ч 10 часов 17 - 18. 19 - 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27 - 28. 29 - 30. 31. 32. 33. 34. Игра по станциям «Я выбираю здоровье». Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья» Деловой практикум с элементами тренинга «Умей сказать: «Нет!» Игра по станциям «Друг в беде не бросит». Конкурс рисунков в защиту окружающей среды «Сохраним нашу планету!» Акция «Хлебные крошки» (о бережном отношении к хлебу) О дурных привычках. Беседа-практикум «Будь аккуратным и чистым» Участие в социальных акциях и проектах школы, класса Изготовление поздравительных открыток к празднику «Дню защитника Отечества». Изготовление поздравительных открыток к празднику «8 марта». Акция «Идеальный учебник» (проверка школьных учебников в начальной школе) Акция «Я - добрый волшебник» (учимся делать добрые дела) Операция «Муравьишкины дела» «Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год. 2ч 2ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 8 часов 2ч 2ч 1ч 1ч 1ч 1ч 3 класс № 1 - 2. 3. 4-5. 6. 7-8. 9-10. 11-12. 13-14. 15-16. 17-18. 19-20. 21-22. 23-25. 26-27. 28-29. 30-31. 32-33. 34-35. ТЕМА История волонтерского движения в школе. Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. Значение волонтёрского движения. Час в музее. Правила деятельности волонтеров Праздники волонтеров Я, мои друзья, семья. Беседа «Граница между добром и злом». Беседа «Долг и совесть». Тренинг. Беседа «Счастье и смысл жизни». Беседа «Справедливость и милосердие». Практикум. Акция «Дом без одиночества» (поздравление на дому) «Мы разные, но мы вместе» - акция, посвящённая Международному Дню инвалидов Продуктивная деятельность «Подарок просто так» Хорошее настроение. Игра для школьников младшего звена. Я и мое здоровье. «Мы и наше здоровье» (встреча с мед. работником школы, экскурсия) Как следует питаться. Практикум. Режим дня. Закалка. Спорт. Практикум. Дискуссия. Мы за ЗОЖ. Твой образ жизни – пример для подражания. Игра-путешествие. Беседа «Полезные и вредные привычки». Практикум. 7 Кол-во часов 8 часов 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 17 часов 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 3ч 17 часов 2ч 2ч 2ч 2ч 2ч 36-37. 38-39. 40-42. 43-44. 45-52. 53-54. 55-56. 57-60. 61-63. 64-66. 68. Беседа. Вода – забота общая. Акция. Акция «Мы чистим мир» - борьба с вредными привычками. Агитбригада «Мы выбираем жизнь!» - пропаганда ЗОЖ и нравственных ценностей. Участие в социальных акциях и проектах школы, класса Акция «Дом, в котором я живу» (благоустройство школьного двора) КТД. «Здоровое детство». Подбор подвижных игр. Проведение подвижных игр на переменах с учащимися младших классов. Международный день детской книги. Акция «Береги книгу». Ремонт книг в школьной библиотеки Международный день милосердия. «Будь милосердным». Ветеран живет рядом (приглашение тружеников тыла на классные часы, поздравление ветеранов на дому). Составление и создание писем солдату, ветерану ВОВ. Изготовление конвертов. Акция «Почта Победы». Акция «Круговая порука добра» (сбор гуманитарной помощи детям из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию) «Наши добрые дела» - подведение итогов добрых дел за год. 2ч 2ч 3ч 26 часов 2ч 8ч 2 ч. 2 ч. 4ч 3ч 3ч 2ч 4 класс № 1. 2. 3-4. 5-6. 7. 8. 9-11. 12-15. 16-17. 18-19. 20-22. 23-25. 26 – 30. 31-33. 34-35. 36-37. 38. 39. ТЕМА История волонтерского движения в школе. Наша школа и волонтерское движение. Почему люди становятся волонтерами? Знакомство с волонтёрским движением города. Мини-проект «Мы волонтёры». Правила деятельности волонтеров Акция «Живи книга!» Я, мои друзья, семья. КТД. «Согреем ладони, разгладим морщины» (организация и проведение концертной программы «От всей души») Беседа. Традиции моей семьи. Проект «Традиции моей семьи». Ты и твои товарищи. Тренинг «Я в кругу друзей». Беседа «Дорогою добра и милосердия». Практикум «Дорогою добра». КТД. «Зажечь факел души» (проведение совместных мероприятий, игровых программ для первоклассников) Операция «Тимур и его команда» (помощь пожилым людям в уборке снега ) Я и мое здоровье. КТД. Подготовка и проведение игровой программы «Рождественские встречи» в начальных классах. Спорт - залог здоровья. 8 февраля – День зимних видов спорта Учусь сдерживать эмоции. Практикум. Умение анализировать ситуацию. Тренинг. Зависимость. Твой выбор 8 Кол-во часов 8 часов 1ч 1ч 2ч 2ч 1ч 1ч 17 часов 3ч 4ч 2ч 2ч 3ч 3ч 17 часов 4ч 3ч 2ч 2ч 1ч 1ч 43. 44-46. 47-49. 50-51. 52-54. 56-57. 58-59. 60-62. 63 -65. 66-67. 68. Просмотр фильмов по теме. Участие в социальных акциях и проектах школы, класса Агитбригада «С огнём шутить нельзя!», издание стенгазеты. Акция «Подарок для детей сирот». КТД. Разработка и проведение мероприятий ко Дню космонавтики. Акция «Открытка ветерану» Операция «Творим добро своими руками». Помощь пожилым людям микрорайона. Социальная реклама как метод профилактической деятельности. Разработка буклета (социальной рекламы) КТД. «Неделя добрых дел». Акция «Хорошее настроение». Игры для школьников младшего звена. Акция «Щедрая палитра ветерана» (классные часы с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны) «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» Круглый стол волонтерского отряда. Подведение итогов года. 9 4ч 26 часов 3ч 3ч 2ч 3ч 2ч 2 ч. 3 ч. 3ч 2 ч. 1ч Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)