РПКВД Я-ты-он-она - вместе целая страна

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №3» Камышловского городского округа
Приложение 1
к основной образовательной программе
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Я-ТЫ-ОН-ОНА – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СТРАНА»
для 5 классов
направление внеурочной деятельности
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов

Рекомендована к использованию
Методическое объединение учителей
МАОУ «Школа № 3»
Протокол №1
от 30 августа 2023 г.

Составлена
Поповой М.Ю. – учитель – логопед,
Горшковой Р.В. – учитель

2023
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х
классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана в рамках обеспечения
методического сопровождения ФОП ООО разработана с целью приобщения обучающихся
5 классов к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям.
Актуальность программы
Воспитание в школе выстраивается с помощью различных механизмов, одним из
которых является внеурочная деятельность обучающегося. Под внеурочной деятельностью
понимается образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых
результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных
и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Данные занятия должны быть направлены на удовлетворение социальных интересов
и потребностей обучающихся. Основная цель занятий — развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений: заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача программы — обеспечение психологического благополучия
обучающихся в образовательном пространстве школы, создание условий для развития
ответственности за формирование макро- и микрокоммуникаций, складывающихся в
образовательной организации, понимания обучающимися зон личного влияния на уклад
школьной жизни.
В пятом классе происходит переход от младшего школьного возраста к
подростковому, поэтому среди пятиклассников можно увидеть и еще «психологических
младшекласников», и одновременно младших подростков. Пятиклассника уже не
удовлетворяет позиция школьника, которую он занимал в начальных классах. У него
появляется возможность к построению обобщений в более сложной деятельности по
усвоению норм взаимоотношений, что выражается в активизации интимно-личностного и
стихийно-группового общения. Фактически в пятом классе происходит переход ведущей
деятельности ребенка от учения к общению.
Пятиклассники переживают образовательный кризис: полностью меняется характер
обучения по сравнению с начальной школой, поэтому особое внимание в программе
уделено вопросам адаптации школьников к новым условиям. Происходит активное
формирование ценностной сферы личности, определяются жизненные перспективы.
Дети осознают себя и свои возможности, интересы, способности, у них
формируются взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. В этом
возрасте актуализируются потребности в установлении доверительных отношений,
признании и самоутверждении, главным образом, в группе сверстников.
Активность пятиклассников направлена как на себя, так и на других людей. Они
начинают осознавать и нести ответственность за свои поступки, внешняя регуляция
активности смещается к внутренней регуляции. Деятельность, с одной стороны, должна
отвечать потребностям пятиклассника в самоутверждении, а с другой — создавать условия
для развертывания отношений с товарищами и признания его реальной значимости как
полноправного члена общества. Участие в такой деятельности обеспечивает признание
взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений
со сверстниками. Таким типом деятельности могут выступать воспитательные события, под
которыми понимаются субъект-субъектные формы взаимодействия взрослого и ребенка, в
которых активность взрослого способствует овладению представлениями о какой-либо

ценности, формированию отношения к ней и к приобретению ребенком собственного опыта
ее переживания. В событиях ребенок преобразовывает персональный социальный опыт на
личные установки и позиции, включается в многообразные социальные связи, является
исполнителем разных ролевых функций, тем самым преобразует окружающее общество и
себя. Участие ребенка в такого рода событиях обеспечивает активную социализацию
ребенка.
Цель программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его
возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
1. Создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовнонравственных ценностей, традиций;
2. Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
3. Приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
4. Развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания,
ответственности, умения работать в коллективе;
5. Обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при
переходе на следующий уровень образования.
Программа внеурочной деятельности по активной социализации «Я-ты-он-она —
вместе целая страна» предназначена для реализации в 5 классах основной школы и
рассчитана на 34 часа (один час в неделю).
Методологические основания программы
Методологическими основаниями программы являются аксиологический,
антропологический и системно-деятельностный подходы:
● аксиологический подход предполагает, что воспитание представляет собой социальную
деятельность, направленную на передачу ценностей от старшего поколения к младшему.
Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают
социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное
самосознание и нравственная культура;
● антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей
полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека
осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений в событийных
общностях, в которых происходит зарождение нравственного сознания, обретается опыт
нравственного поведения, что в совокупности с личностными особенностями составляет
основу субъектности ребенка;
●
системно-деятельностный
подход
обуславливает
системную
реализацию
воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у
обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъектной личностной
позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора. В основе
программы лежит понятие образовательного события, которое было введено в
педагогическую систему А. С. Макаренко и закреплено классической традиционной
педагогикой. Образовательное событие — это особая форма организации совместной
деятельности детей и взрослых, которая предполагает инициативные формы включения и
создание «продукта совместной деятельности», позволяющая ребенку приобретать
собственный опыт переживания той или иной ценности. В воспитательном событии
осуществляется взаимное обогащение всех субъектов воспитательного процесса. Оно
способствует
развитию
самостоятельности,
ответственности,
инициативности
пятиклассников.
Содержание курса внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации.
Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях,
нормах и правилах поведения в обществе, формирование ценностного отношения к
окружающему миру, другим людям и себе, приобретение опыта деятельности и поведения
в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
1. Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие
представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его
индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в
коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь,
дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа.
2. Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных
ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем
социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья,
милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
3. Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат
такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и
ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным,
высокие нравственные идеалы.
4. Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие
строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
5. Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие
способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех
частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую
у него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе
события.
Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку
предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию
отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной
самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных
результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют
приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом
по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего
события для группы.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети
демонстрируют полученные в течение учебного года знания и умения, подводят
коллективные и индивидуальные итоги.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
обучающимися, следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с
учетом рабочей программы воспитания в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты

В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных
наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов
или исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия (осознание последствий и неприятие вредных привычек), и
иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение
принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя
и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях
неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать свои идеи, понятия, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об
истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и

запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно
выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению
(распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы);
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт
по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в
различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять
план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать
выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; различать; выявлять и анализировать
причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому

человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других без осуждения.
Тематическое планирование
№
п/п

Классные
события

Темы занятий

1

«Моя школа – мои Занятие 1. «Какие мы?»
возможности»
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
Занятия 6–7. «Мы — команда»

2

«Моя семья - моя Занятие 8. «История моей семьи»
опора»
Занятие 9. «Семья — начало всех начал»
Занятие 10. «Правила счастливой семьи»
(подготовка)
Занятия 11–12. «Правила счастливой семьи»

3

4

5

«Мой выбор - моя
ответственность»

Занятие 13. «Моя гражданская позиция:
почему важно выбирать»
Занятие 14. «Свобода и ответственность»
Занятие 15. «Цифровая грамотность и
безопасность в сети»
Занятие 16. «Безопасное использование
цифровых ресурсов»
Занятие 17. «Финансовая безопасность»
Занятие 18. «Планируем бюджет»
Занятие
19.
«5
правил
финансовой
грамотности»
Занятия 20–21. «Мы выбираем»

«Мои знания - моя Занятия 22–23. «Чудеса науки»
сила»
Занятие 24. «Правильные привычки: здоровое
питание»
Занятие 25. «Правильные привычки: правила
безопасности»
Занятия 26–27. «В здоровом теле — здоровый
дух»
«Моя страна - моя Занятие 28. «Аллея памяти»
история»
Занятие 29. «Живет герой на улице родной»
Занятие 30. «Через года, через века помните…»
Занятия 31–32. «Зарница»

Итоговое занятие

«Я-ты-он-она – вместе целая страна»

Количество
часов
1
2
1
1
2
Итого: 7
1
1
1
2
Итого: 5
1
1
1
1
1
1
1
2
Итого: 9
2
1
1
2
Итого: 6
1
1
1
2
Итого: 5
2
Итого: 34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».