РП_Человек_ 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодежи
администрации Камышловского городского округа
МАОУ "Школа №3" КГО"
РАССМОТРЕНО
на ШМО

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора

Якимова Н.В.
Протокол №1
от «1» сентября 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
директором

С.Г.Фертикова
Протокол № 29 от «28» августа от
2024 г.

И.Г.Третьяковой
Приказ № 93 от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Окружающий мир»
по предмету «Человек»
АООП НОО РАС (вариант 8.4)
для обучающихся 2 класса

Камышлов 2024
Пояснительная записка
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при условии его
активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания
себя в системе социального мира. Социальную природу "я" ребенок начинает понимать в
процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Содержание обучения в рамках предмета "Человек" включает формирование
представлений о себе как "Я" и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: "Представления о себе",
"Семья", "Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и раздевание", "Прием пищи".
Раздел "Представления о себе" включает следующее содержание: представления
о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового
образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой
и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных
и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел "Гигиена тела" включает задачи по
формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь
ногти, причесываться. Раздел "Обращение с одеждой и обувью" включает задачи по
формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность
действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел "Прием пищи" предполагает
обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки,
накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию
навыков обслуживания себя в туалете включены в раздел "Туалет".
В рамках раздела "Семья" предполагается формирование представлений о своем
ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных
традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в
семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для обучающегося являлось
доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный приветливый тон.
Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и
взаимодействовать с ними.
Содержание
94.2. Содержание учебного предмета "Человек" представлено следующими
разделами: "Представления о себе", "Семья", "Гигиена тела", "Туалет", "Одевание и
раздевание", "Прием пищи".
94.2.1. Раздел "Представления о себе".
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание
(различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки
(локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей
тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы,
язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы,
кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце,
легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных
привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии.
Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации
своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание
возрастных изменений человека.

94.2.2. Раздел "Гигиена тела".
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи
воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка
рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при
мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры
воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана,
вытирание рук. Нанесение крема на руки.
Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение
покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей.
Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица:
открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в
руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий
при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой,
намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов,
полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо.
Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным
станком.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и
вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос,
вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном:
включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки
головы, выключение фена, расчесывание волос.
Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание
мыла, вытирание ног.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела:
ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.
Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование
косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой,
духами).
94.2.3. Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка,
шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка,
трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения
предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы
(молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов
одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки,
туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя,
выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная).
Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание
назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по
сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для
прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная,
праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от
предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки,
шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого
рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание
левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части
правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка,

стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании
(например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие
куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии,
пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват
брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину,
натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища
правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога,
вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании
комплекта одежды (например, надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки,
надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной),
передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого)
ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды.
94.2.4. Раздел "Туалет".
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой
или большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности
действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк,
колготок, трусов), сидение на унитазе (горшке), оправление нужды в унитаз, пользование
туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива
воды, мытье рук.
94.2.5. Раздел "Прием пищи".
Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана):
захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана),
втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание
жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки,
зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки
пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка
пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в
тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка
пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование
салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку.
94.2.6. Раздел "Семья".
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) обучающихся и
взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей
членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Планируемые результаты
1) Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от других.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Представление о собственном теле.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы,
желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим
возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей.

Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять
гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и
ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или
сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка
зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Наименование
№
разделов и тем
Количество часов
Электронные (цифровые)
п/п программы
Всего Контрольные Практические образовательные ресурсы
работы
работы
Представления
1
о себе
2
0
Семья
2
9
Гигиена
3
тела
1
0
Туалет
4
1
0
Обращение
5
с одеждой и обувью
3
8
Прием
6
пищи
1
5
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
1
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
02

№
п/п

1

Тема урока

«Представления о себе»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
Дата
изучения
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
1

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

№
п/п

Тема урока
Всего

«Я – человек».
2
«Я – человек».
3 «Я – ученик»
4 «Моё имя»
5 «Моё имя»
6 «Кто я?»
7 «Кто я?»
8 «Я и моя семья»
9 «Все люди разные»
10 «Все люди разные»
11 «Все люди разные»
12 «Мои руки».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13 «Мои руки». Игра.
14 «Уход за руками»
15 «Мои ноги» Игра.

1
1
1

16 «Уход за ногами»
17 «Мой рот и язычок» Игра.

1
1

18 «Уход за ногами»
19 «Уход за полостью рта»
20 «Уход за зубами»
21 «Гигиена тела»
«Умывальная комната»

1
1
1
1

22 «Атрибуты в умывальной
комнате»
23 «Намачивание и
намыливание рук».
24 «Мытьё рук».
25 «Гигиенические
процедуры после
посещения туалета»

1

26 «Водные процедуры, душ».
27 «Изучаем своё тело».

1
1

28 «Голова»
29 «Туловище»
30 Игра «Мои не мои»

1
1
1

1
1
1

Количество часов
Дата
Контрольные Практические изучения
работы
работы

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

№
п/п

31

Тема урока
Всего
«Туалет» «Раковина»

32 «Унитаз»
33 «Нужды человека»
34

«Кнопка слива»
«Смывание унитаза»

35 «Снятие нижнего белья»
36 «Туалетная бумага»
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

«Гигиена после туалета»
«Гигиена после туалета»
Закрепление изученного
«Обращение с одеждой и
обувью»
«Виды одежды»
«Назначение одежды»
«Нижнее белье»
«Верхняя одежда»
«Сезонная одежда»
«Сезонная одежда»
«Сезонная одежда»
«Одевание куклы ко сну»
«Одевание куклы на
прогулку»
«Одевание куклы на
прогулку»
« Встречаем гостей»
«Одевание куклы на
прогулку»
«Завтрак, обед, ужин»
«Завтрак, обед, ужин»
« Идем на зарядку»
« Идем на зарядку»
«Предметы верхней
одежды»
«Предметы верхней
одежды»
«Предметы верхней
одежды»

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество часов
Дата
Контрольные Практические изучения
работы
работы

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

№
п/п

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80

Тема урока
Всего
«Виды обуви»
«Виды обуви»
«Виды обуви»
«Виды обуви»
«Шнурки, застежки»
«Шнурки, застежки»
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
«Пуговицы и замки»
«Пуговицы и замки»
Практическая работа
Практическая работа
«Праздничная одежда»
«Праздничная одежда»
«Праздничная одежда»
«Праздничная одежда»
Ролевые игры
Ролевые игры

«Прием пищи»
«Овощи и фрукты в жизни
человека»
81 «Культура поведения в
столовой»
82

«Посуда»

83 «Сервировка стола»
84 «К нам пришли гости,
накроем на стол»
85 Ролевая игра
86 Ролевая игра
87 Правильное питание»
88
89
90
91
92
93

«Виды продуктов»
«Виды продуктов» Игра
«Приготовим салат»
«Приготовим салат»
«Продукты к чаю»
Практическая работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество часов
Дата
Контрольные Практические изучения
работы
работы

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

№
п/п

Тема урока
Всего

94 «Семья» Члены моей
семьи.
95 «Я и моя семья»
96 «Мама, бабушка, брат»
97 «Наши праздники»

Количество часов
Дата
Контрольные Практические изучения
работы
работы

Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы

1
1
1
1

98 «Отношения в семье»
1
99 «Совместные игры в
1
семье»
100 Игра «Кто главный в
1
семье»
101 Практическая работа
1
102 Закрепление изученного
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
«Мир природы и человека» Матвеева Б.Н. и др. Москва. «Просвещение», 2017г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
«Мир природы и человека» Матвеева Б.Н. и др. Методические рекомендации. Москва
«Просвещение» 2017 г.
«Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам
образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)» Москва
«Просвещение» 2020 г
Материалы для ученика: игрушки, сюжетные картинки, детская посуда, альбом для
рисования, фломастеры, карандаши…
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Введите данные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».