МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодежи администрации Камышловского городского округа МАОУ "Школа №3" КГО" РАССМОТРЕНО на ШМО Якимова Н.В. Протокол №1 от «1» сентября 2024 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора УТВЕРЖДЕНО директором С.Г.Фертикова Протокол № 29 от «28» августа от 2024 г. И.Г.Третьяковой Приказ № 93 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Искусство» по предмету «Изобразительная деятельность» АООП НОО РАС (вариант 8.4) для обучающихся 2 класса Камышлов 2024 Пояснительная записка Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественнотворческих способностей. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: "Лепка", "Рисование", "Аппликация". Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь обучающегося интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов. В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции. Материально-техническое оснащение учебного предмета "Изобразительная деятельность" предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина). Содержание 98.2. Содержание учебного предмета "Изобразительная деятельность" представлено следующими разделами "Лепка", "Рисование", "Аппликация". 98.2.1. Раздел "Лепка". Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей. Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединенных сюжетом. 98.2.2. Раздел "Аппликация". Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. 98.2.3. Раздел "Рисование". Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, "по сырому", рисования с солью, рисования шариками, граттаж, "под батик". Планируемые результаты 1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации. 2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности. 3) Готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС № Наименование разделов и Количество часов Электронные (цифровые) п/п тем программы образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы 1 Лепка 23 2 Рисование 35 3 Аппликация 44 4 5 6 7 Добавить строку ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 102 ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Лепка колбасок прямыми движениями рук. 2 Лепка шариков или мячиков круговыми движениями рук. 3 Лепка «блинчики»: сплющивание комочков. 4 Лепка баранок: соединение концов получившейся палочки. 5 Лепка грибов (ножки, шляпки). 6 Аппликация: «Осень» (приклеивание готовых деталей). 7 Аппликация «Фрукты в корзине». 8 Аппликация «Домик для зайки». 9 Аппликация: наклеивание готовых форм (домики, солнышко, тучки и др.). 10 Аппликация "Осенняя 1 1 КЛАСС Количество часов Дата Электронные цифровые изучения образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п Тема урока погода" (ориентировка на листе бумаги). 11 Работа с ножницами: «Травка». 12 Рисование красками (прием примакивания) «Дождливая погода». 13 "Любимый фрукт" (раскрашивание фломастером, карандашом) 14 "Любимая игрушка" (рисование и раскрашивание фломастером, карандашом). 15 Рисование с натуры "Мяч", "Шары на веревке". 16 "Бусы" - рисование и раскрашивание. 17 Рельефная лепка: «Радуга», «Лесенка». 18 Лепка предмета овальной формы (яйцо, рыбка, котлета). 19 Лепка колбасок и шариков. 20 Аппликация "Узор" (из готовых геометрических форм). 21 Аппликация "Узор из цветов": из готовых форм предметного изображения. 22 Аппликация предметного изображения "Бусы" (работа с ножницами, приклеивание форм). 23 Оттиск поролоном по шаблону: «Листопад». 24 Обводка по трафарету, раскраска: «Овощи». 25 Обводка по трафарету, раскраска: "Фрукты". 26 Рисование с натуры Количество часов Дата Электронные цифровые Всего Контрольные Практические изучения образовательные ресурсы работы работы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п Тема урока Количество часов Дата Электронные цифровые Всего Контрольные Практические изучения образовательные ресурсы работы работы предмета (домик из модульного конструктора). 27 Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) из 2-х форм или частей. Лепка «Орешки для белочки». 28 Лепка «Бублики к чаю». 29 Лепка (вдавливание) «Шоколад с орешками». 30 Рисование «Леденец на палочке». 31 Рисование «Солнце». 32 Рисование «Первые снежинки». 33 Рисование «Поезд из геометрических фигур» (обводка шаблонов). 34 Рисование поезда и геометрических фигур (раскрашивание). 35 Лепка "Снеговик". 1 36 Лепка "Пирамидка из шариков". 37 Аппликация "Зимний пейзаж". 38 Аппликация «Снеговики» (работа с ножницами). 39 Аппликация «Снеговики» (работа с клеем). 40 Аппликация "Гирлянда на елку" (работа с ножницами). 41 Аппликация "Гирлянда на елку" (работа с клеем). 42 Рисование красками "Елочка". 43 Рисование «Красивый ёлочный шар». 44 Пальчиковое рисование «Елочка нарядная». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п Тема урока 45 Пальчиковое рисование «Елочка нарядная». 46 Лепка «Наряжаем елочку» (скатывание, надавливание пластилина на готовый рисунок). 47 Аппликация «Новогодняя ёлка». 48 Аппликация «Дед Мороз». Количество часов Дата Электронные цифровые Всего Контрольные Практические изучения образовательные ресурсы работы работы 1 1 1 1 49 Рисование с натуры «Неваляшка». 50 Рисование «Шапка с помпоном». 51 Лепка игрушки «Зайчик». 1 52 Лепка игрушки «Зайчик». 1 53 Узор для посуды — расписное блюдце. 54 Аппликация «Чайная пара». 55 Аппликация «Солнце» (работа с ножницами). 56 Аппликация «Солнце» (работа с клеем). 57 Лепка «Рыбка». 1 58 Лепка «Светофор». 1 59 Аппликация «Светофор». 1 60 Элементы сюжетного изображения. Лепка «Пластилиновая мозаика». 61 Лепка «Бусы для принцессы». 62 Лепка «Цветные карандаши». 63 Аппликация с ватой: «Домик зимой» (работа с ножницами). 64 Аппликация с ватой: «Домик зимой» (работа с клеем). Аппликация 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п Тема урока «Елочка в снегу». 65 Аппликация «Будка для собачки». 66 Аппликация «Флажки». Количество часов Дата Электронные цифровые Всего Контрольные Практические изучения образовательные ресурсы работы работы 1 1 67 Аппликация «Шарики и кубики». 68 Аппликация «Красивая салфетка». 69 Рисование «Варежки» (раскрашивание восковыми мелками). 70 Рисование «Сладкие радости» (раскрашивание восковыми мелками). 71 Рисование красками и кистью «Снежные сугробы». 72 Узор для платья дымковской барышни (вертикальные и горизонтальные прямые, круги, точки). 73 Лепка «Забор возле дома». 1 74 Лепка «Мостик через речку». 75 Картина из пластилиновых шариков «Чудо-птица». 76 Аппликация «Скворечник для птиц». 77 Сюжетная аппликация из эпизодов сказки «Колобок». 78 Сюжетная аппликация из эпизодов сказки "Заячья избушка". 79 Сюжетная аппликация из эпизодов сказки "Репка". 80 Сюжетная аппликация из эпизодов сказки "Теремок". 81 Рисование с натуры "Весенняя веточка". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № п/п 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 Тема урока Количество часов Дата Электронные цифровые Всего Контрольные Практические изучения образовательные ресурсы работы работы Рисование линий в сюжете 1 "Дорожка к домику". Рисование линий в сюжете 1 "Ежик бежит к грибочку". Раскрашивание сюжетного 1 изображения: "Колобок и заяц".Раскрашивание сюжетного изображения «Стоит в поле теремок». Раскрашивание сюжетного 1 изображения «Выросла репка большаяпребольшая». Лепка композиций 1 "Неваляшки водят хоровод". Лепка композиций "Яблоки 1 на тарелке". Лепка композиции 1 "Пуговки на платье куклы". Лепка композиции 1 "Колобок катится по дорожке". Лепка 1 композиции "Ежики на полянке". Сюжетная аппликация 1 "Весенний пейзаж" работа с ножницами. Сюжетная аппликация 1 "Птицы прилетели". Раскрашивание «Флаг 1 России». Сюжетная аппликация 1 "Ручейки". Сюжетная 1 аппликация "Цветы на лугу". Сюжетная 1 аппликация "Весенний букет". Рисование восковыми 1 мелками "Бегут ручьи". № п/п Тема урока 98 Рисование красками "Полевые цветы". 99 Рисование красками "Полевые цветы". 100 Сюжетная аппликация «На детской площадке». 101 Пластилиновая картина «Солнце, море, пляж». 102 Итоговый урок Количество часов Дата Электронные цифровые Всего Контрольные Практические изучения образовательные ресурсы работы работы 1 1 1 1 1 102 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Учебник «Изобразительное искусство» М.Ю.Зыкова, издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ . Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4). Материально-техническое обеспечение - учебные столы; - доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); - персональный компьютер; - шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др. Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются: - специально подобранные предметы и игрушки, презентации к урокам, графические и печатные изображения.