РП_Профильный труд_ 2 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодежи
администрации Камышловского городского округа
МАОУ "Школа №3" КГО"

РАССМОТРЕНО
на ШМО

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора

Якимова Н.В.
Протокол №1
от «1» сентября 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
директором

С.Г.Фертикова
Протокол № 29 от «28» августа от
2024 г.

И.Г.Третьяковой
Приказ № 93 от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Технология»
по предмету «Профильный труд»
для обучающихся 2 классов

Камышлов 2024

1. Пояснительная записка
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и
подростков с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,
с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование навыков работы с различными инструментами и
оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению
различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
Основные задачи реализации содержания: Овладение предметными
действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации,
изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Умение выполнять
простые действия с предметами и материалами; умение соблюдать
очередность при выполнении трудовых заданий, предметно-практических
действий и других действий. Формирование положительного опыта и
установки на активное использование освоенных технологий и навыков для
своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
В рамках предметно-практической деятельности и на коррекционноразвивающих занятиях также следует формировать элементы навыков,
применяемых в доступных видах трудовой деятельности.
Обучение труду основано на умениях и навыках, сформированных у
обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и
нацелено на изготовление учащимися доступных продуктов труда. Важно
также формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к
разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение
к результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и
инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику
безопасности в ходе трудового процесса.
Постепенно
накапливается
практический
опыт,
происходит
формирование операционно-технических умений. Формируются навыки
самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать
необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное,
оценивать результат). Подросток учится самостоятельно организовывать свое
рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами,
оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз
изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему,
инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению
продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает

полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно
у учащегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые
позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного
времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые
к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа по профильному труду представлена следующими
разделами: "Полиграфия", "Керамика", "Батик", "Ткачество", "Шитье",
"Деревообработка", "Растениеводство". Этот перечень может быть дополнен
или заменен другими профилями труда по усмотрению образовательной
организации, с учетом местных и региональных условий и возможностей для
будущей трудовой занятости обучающегося, а также кадрового обеспечения
организации. В учебном плане предмет представлен с 4 по 6 год обучения
(2 – 4 классы).
2. Содержание учебного предмета "Профильный труд"
представлено следующими разделами: "Полиграфия", "Керамика", "Батик",
"Ткачество", "Шитье", "Деревообработка", "Растениеводство".
Раздел "Батик"
Подготовка рабочего места. Подготовка ткани к работе. Нанесение
контура рисунка на ткань. Выделение контура рисунка резервирующим
составом (воск, контур). Подготовка красок. Раскрашивание внутри контура.
Удаление воска с ткани. Уборка рабочего места.
Раздел "Керамика»
Знакомство со свойствами глины. Подготовка рабочего места.
Подготовка глины к работе: отрезание куска глины. Отщипывание кусочка
глины. Разминание глины. Отбивание глины. Изготовление заготовок для
изделий: раскатывание глины скалкой. Вырезание шилом формы по шаблону.
Обработка краев изделия. Катание колбаски (на доске, в руках). Катание
шарика (на доске, в руках). Набивка формы. Декоративная отделка изделия
(нанесение рисунка, присоединение мелких деталей, придание фактуры).
Проделывание отверстия в изделии. Покрытие изделия глазурью (краской)
(способом погружения, с помощью кисти). Уборка рабочего места.
Раздел "Ткачество"
Различение основных частей ткацкого станка и ткацкого оборудования.
Подготовка рабочего места. Подготовка станка к работе. Работа с нитками:
различение нитей. Выбор ниток для изделия. Наматывание ниток на челнок.
Завязывание нити узлами. Выполнение плетения (полотняное, саржевое,
атласное). Плетение по схеме. Снятие готового полотна со станка. Украшение
изделия декоративным материалом. Уборка рабочего места.

Раздел "Деревообработка"
Различение материалов (древесный (сырье), крепёжный, покрасочный).
Различение инструментов (для разметки, для обработки дерева, для
соединения деталей). Подготовка рабочего места. Уборка рабочего места.
Подготовительная работа с заготовкой. Разметка заготовки. Приемы
обработки деревянной заготовки. Распиливание заготовки. Сверление
отверстия в заготовке. Шлифовка заготовки наждачной бумагой. Нанесение
покрытия на заготовку. Соединение деревянных деталей: склеивание
деревянных деталей, соединение при помощи гвоздей, шурупов.
Раздел "Полиграфия"
Фотография. Обращение с фотоаппаратом: различение составных частей
цифрового фотоаппарата. Пользование кнопками, расположенными на
панелях цифрового фотоаппарата. Различение качества фотографий.
Настройка изображения (ребенок наводит фотоаппарат на фотографируемый
объект, корректирует изображение). Соблюдение последовательности
действий при работе с фотоаппаратом: выбор объекта, включение
фотоаппарата, настройка изображения, фотографирование, удаление
некачественных снимков, выключение фотоаппарата. Правила хранения
фототехники.
Ламинирование: различение составных частей ламинатора. Вставление
листа бумаги в конверт. Соблюдение последовательности действий при работе
на ламинаторе (включение ламинатора, вставление листа бумаги в конверт,
вставление конверта во входное отверстие, вынимание конверта из
выпускного отверстия).
Выполнение копировальных работ: различение составных частей
копировального аппарата. Выполнение отдельных операций и соблюдение
последовательности действий при работе на копировальном аппарате:
включение копировального аппарата, открывание крышки копировального
аппарата, размещение листа бумаги на стекле планшета, опускание крышки
копировального аппарата, нажимание кнопки «Пуск», открывание крышки
копировального аппарата, вынимание листов (оригинал, копия), опускание
крышки копировального аппарата, выключение копировального аппарата.
Использование резака: различение составных частей резака.
Выполнение отдельных операций и соблюдение последовательности действий
при работе на резаке: поднимание ножа, помещение листа на панель корпуса,
опускание ножа, убирание листа и обрезков.
Брошюрование: различение составных частей
брошюровщика.
Выполнение отдельных операций и соблюдение последовательности действий
при работе на брошюровщике: установка пружины на гребень, подъем рычага,
подъем ручки, вставление листа в перфорационное отверстие, опускание и
поднимание ручки, вынимание листа, нанизывание листа на пружину,
опускание рычага, снятие изделия с гребня, чистка съемного поддона.
Допечатные работы на компьютере: различение составных частей
компьютера. Соблюдение последовательности действий при работе на

компьютере: включение компьютера, выполнение заданий (упражнений),
выключение компьютера. Нахождение заданных клавиш на клавиатуре. Набор
текста с печатного образца. Выделение текста. Выполнение операций по
изменению текста с использованием панели инструментов: вырезание текста,
копирование текста, изменение размера (гарнитуры, начертания, цвета)
шрифта, сохранение текста, вставление текста, выравнивание текста.
Создание текстового файла (папки). Соблюдение последовательности
действий при работе в программе: выбор программы, вход в программу,
выполнение заданий программы, выход из программы.
Печать на принтере. Различение составных частей принтера.
Соблюдение последовательности действий при работе на принтере:
включение принтера, заправление бумаги в лоток, запуск программы печать,
вынимание распечатанных листов, выключение принтера. Распечатывание на
принтере.
Раздел "Растениеводство"
Выращивание комнатных растений: представление об условиях жизни
растений: свет, вода, температура почвы и воздуха. Определение количества
воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения.
Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений.
Чистка горшков и поддонов. Выращивание растений в открытом грунте:
перекапывание почвы. Внесение органических удобрений в почву.
Приготовление компоста. Оформление грядки и междурядий. Изготовление
бороздки и лунки на грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке.
Посев семян. Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений.
Удаление сорняков. Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей.
Подготовка овощей к хранению (очищение от земли, обрезка ботва,
просушивание). Уход за садовым инвентарем.
Раздел "Швейное дело"
Ручное шитье: различение инструментов и материалов для ручного
шитья. Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины.
Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы (с двумя
отверстиями, с четырьмя отверстиями, на ножке). Выполнение шва «вперед
иголкой». Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край».
Работа на электрической машинке: различение основных частей
электрической швейной машинки. Наматывание нити на шпульку. Вставление
шпульки с ниткой в шпульный колпачок. Вставление шпульного колпачка в
челнок. Заправка верхней нити. Вывод нижней нити на платформу машины.
Соблюдение последовательности действий при подготовке швейной машины
к работе (установка педали, включение в сеть, наматывание нити на шпульку,
вставление шпульки с ниткой в шпульный колпачок, вставление шпульного
колпачка в челнок, заправка верхней нити, вывод нижней нити наверх).
Подведение ткани под лапку. Опускание иголки в ткань. Соблюдение
последовательности действий при подготовке к шитью (поднимание лапки,

подведение ткани под лапку, опускание иголки, опускание лапки).
Соблюдение последовательности действий при выполнении строчки (нажатие
на педаль, регулировка ткани во время строчки, отпускание педали).
Соблюдение последовательности действий по окончании шитья (поднятие
лапки, поднятие иголки, вынимание ткани из-под лапки, обрезание нити).
Кройка и сборка изделия: соблюдение последовательности кройки деталей
изделия (раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткани, закрепление
выкройки на ткани, обведение выкройки мелом, выполнение припуска на шов,
снятие выкройки с ткани, вырезание детали изделия). Соединение деталей
изделия. Оценка качества проделанной работы.
3. Предметные
"Профильный труд".

результаты

освоения

учебного

предмета

1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных
жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные
технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и
трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными,
вспомогательными видами трудовой деятельности, например, керамика,
батик, печать, ткачество, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание и
другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых
операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и
обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты,
материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание
и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани, глины
и другие, с учетом особенностей региона.
Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток
времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное
использование освоенных технологий и навыков для индивидуального
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности,
направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь
близким.

Тематическое планирование
2 КЛАСС
№
Наименование разделов и
Количество часов
п/п
тем программы
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
«Лепка»
20
2
"Аппликация»
20
3
"Шитье"
14
4
"Растениеводство
14
Добавить строку
68
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС

№
п/п
1

Тема урока

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
Всего Контрольные Практические изучения образовательные ресурсы
работы
работы
Аппликация из рваной бумаги 1
«Осень». Вводный
инструктаж по ТБ.

2

Аппликация из рваной бумаги
«Осень».

1

3

Лепка. Изготовление
бубликов, баранок способом
раскатывания

1

4

Лепка. Изготовление
бубликов, баранок способом
раскатывания

1

5

Аппликация. Резание
ножницами полосок.

1

6

Аппликация. Резание
ножницами полосок.

1

7

Аппликация. Цветочная
клумба.

1

8

Аппликация. Цветочная
клумба.

1

9

Аппликация. Цветной
домик.

1

10

Лепка из пластилина.
Мухомор.

1

11

Лепка из пластилина.
Мухомор.

1

12

Лепка из пластилина. Рыбки.

1

13 Аппликация из ткани. Виды

1

ткани и х назначение.

14 Аппликация из ткани. Виды

1

№
п/п

Тема урока

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
Всего Контрольные Практические изучения образовательные ресурсы
работы
работы

ткани и х назначение.

15 Аппликация из ткани. Виды

1

ткани и х назначение.

16 Одежда для куклы. Одежда

1

для меня.

17 Одежда для куклы. Одежда

1

для меня.

18
19
20
21
22

Инструменты для шитья.
Инструменты для шитья.
Виды растений.
Виды растений.
Комнатные растения и уход
за ними.

23 Комнатные растения и уход

1
1
1
1
1
1

за ними.

24 Виды садовых растений.
25 Виды садовых растений.
26 Лепка из пластилина.

1
1
1

Морковь для зайки.

27 Лепка из пластилина. Яблоко

1

для ежика.

28
29
30
31
32
33

Аппликация. Мой сад.
Аппликация. Мой сад.
Аппликация. Мой сад.
Аппликация. Аквариум.
Аппликация. Аквариум.
Лепка из пластилина.
Звездное небо.

34 Лепка из пластилина.

1
1
1
1
1
1
1

Звездное небо.

35 Лепка из пластилина.

1

Снежная баба. Инструктаж.

36

Лепка из пластилина.
Снежная баба.

1

37
38
39
40

Аппликация. Рукавичка.

1
1
1
1

Аппликация. Рукавичка.
Виды ниток для шитья.
Простые швы. Инструктаж по
ТБ.

41 Простые швы. Инструктаж по

1

ТБ.

42 Простые швы. Инструктаж по

1

ТБ.

43 Лепка из пластилина. Зайчик.
44 Лепка из пластилина. Лиса.

1
1

№
п/п

Тема урока

45 Лепка из пластилина. Кот.
46 Аппликация. Кормушка для

Количество часов
Дата
Электронные цифровые
Всего Контрольные Практические изучения образовательные ресурсы
работы
работы
1
1

птиц.

47 Аппликация. Кормушка для

1

птиц.

48 Лепка из пластилина. Чайный

1

сервиз для игрушек.

49 Лепка из пластилина. Чайный

1

сервиз для игрушек.

50 Аппликация. Снеговик.
51 Аппликация. Домик.
52 Аппликация. Сосульки на

1
1
1

крыше.

53 Аппликация. Сосульки на

1

крыше.

54 Лепка из пластилина. Зонтик

1

разноцветный.

55 Лепка из пластилина. Зонтик

1

разноцветный.

56 Лепка. По реке плывет

1

кораблик.

57 Лепка. По реке плывет

1

кораблик.

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Почва для растений.
Почва для растений.
Семена для посадки.
Семена для посадки.
Проращивание семян.
Проращивание семян.
Посадка лука в почву.
Посадка семян в почву.
Наблюдение за всходами.
Наблюдение за всходами.
Лепка на свободную тему.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Материально-техническое обеспечение по предмету включает:
- дидактический материал: комплекты демонстрационных и
раздаточного материалов, таблицы по разделам и темам профильного труда,
рабочие тетради; фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий,
операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и
оборудования; технологические карты, обучающие
компьютерные
программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические
процессы, примеры (образцы) народных промыслов, презентации и др.;
- оборудование таких предметов как: швейное дело, деревообработка,
керамика, ткачество и др. требуют наборов инструментов для обработки
различных материалов; швейные машины, ткацкие станки (стационарные и
настольные), муфельная печь, горшки, теплички; наборы инструментов для
садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.); оборудование для
полиграфии: сканер, принтер, резак, ламинатор, брошюровщик, проектор,
экран, компьютер, копировальный аппарат, носители электронной
информации, цифровые фото и видеокамеры со штативом;
- расходные материалы для труда: клей, бумага, карандаши (простые,
цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски
(акварель, гуашь, акриловые, для ткани), линейки и различные мерки, бумага
разных размеров, плотности, формата, фактуры; ножницы, фигурные
дыроколы, глина, стеки, нитки, иголки, ткань, шерсть (натуральная,
искусственная), иглы для валяния, мыло детское и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».