Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №3» Камышловского городского округа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Компас 3 D»
для 10-11 класса
направление внеурочной деятельности
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся
Рекомендована к использованию
Методическое объединение
учителей
Протокол №1
от 30 августа 2023 г.
Составлена
Кашиной С.В.
Учителем технологии
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Компас 3 D» предназначен для изучения системы
автоматизированного проектирования Компас-3D LT только после усвоения основ
проекционного черчения и навыков выполнения чертежа вручную.
Его содержание соответствует профильному уровню графической подготовки школьников
и представляет собой интеграцию основ графического языка, изучаемого в курсе
«Черчение», и элементов компьютерной графики, осваиваемых на уровне пользователя
отечественной образовательной системы трехмерного проектирования КОМПАС 3D LT.
Данная программа предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования
персональных ЭВМ, а также формирование определенных навыков и умений в работе с
современными системами автоматизированного проектирования на примере системы
КОМПАС 3D LT, применяемой при проектировании изделий и выполнении
конструкторской документации.
Полученные навыки и умения помогут лицеистам успешно адаптироваться в высших
учебных заведениях.
Новизна программы
Данная программа выпускается взамен программы спецкурса по черчению «Компьютерная
графика», разработанной и утвержденной МЭС в 2011 г.
Необходимость замены вызвана следующим:
появление новых версий КОМПАС-3D LT;
1. данная программа спецкурса рассчитана на два года обучения (10 и 11 класс);
2. количество часов раздела «Передача информации о форме детали на чертежах
посредством компьютерной графики» уменьшено с 24 часов до 14 часов;
3. в связи с этим, решение задач начертательной геометрии с использованием системы
КОМПАС 3D LT выделено в отдельный раздел (8 часов в программу 11-го класса) и
количество часов раздела «Отображение информации о сборочной единице
средствами машинной графики» увеличено на 2 часа.
Данный курс базируется на основе программы «Черчение с элементами компьютерной
графики» под редакцией В.В.Степаковой для общеобразовательных учебных заведений и
учебного пособия А.А.Богуславского «Образовательная система КОМПАС 3D LT».
В сравнении с программой В.В.Степаковой, в содержание спецкурса «Компьютерная
графика» включены задания, связанные с выполнением электронных чертежей по
начертательной геометрии и весь курс основан только на машинном способе выполнения
чертежей.
Данная программа сориентирована на развитие таких личностных качеств как усидчивость,
логическое мышление, пространственное воображение, техническую эстетику.
Предлагаемый в программе курс основан на изучении:
правил выполнения чертежей машинным способом;
элементов компьютерной графики.
Полученные метапредметные навыки и умения помогут лицеистам в профессиональном
выборе.
Учащимися осваивается поисковый творческий тип деятельности. Его усвоение
обеспечивается разноуровневыми заданиями по всем темам, а также заданиями, для
решения которых требуются нетрадиционные подходы, приемы и методы.
Цели и задачи курса
Целью спецкурса «Компьютерная графика» является приобщение школьников к
графической культуре - совокупности достижений человечества в области освоения
машинного способа передачи графической информации.
Цель конкретизируется в следующих основных задачах:
развивать умения выполнять чертежи машинным способом;
развивать творческое, логическое и пространственное мышления;
поддержать и развить интерес к компьютерной графике.
Методологические основы программы
Общеобразовательная программа «Черчение с элементами компьютерной графики»
В.В.Степаковой (взятая за основу при разработке программы спецкурса), предполагает
параллельное изучение черчения и работы с системой КОМПАС, то есть изучение обоих
предметов идет совместно: при этом один и тот же чертеж выполняется сначала вручную,
а потом на компьютере.
Действующая в лицее учебная программа обучения предмету черчения не включает в себя
изучение машинной графики.
Однако, учитывая специфику учебного заведения и мотивацию к техническим
дисциплинам, появилась необходимость расширить содержание вариативной части
программного обеспечения образовательного процесса, перейти от использования
элементов компьютерной графики на уроках информатики к самостоятельной, целостной
программе обучения компьютерной графике.
Более подходящим является изучение компьютерных методов выполнения чертежей после
усвоения проекционного черчения и навыков работы с компьютером, что и предполагает
программа данного спецкурса.
Данная программа содержит в себе самые совершенные средства двухмерного
проектирования и оформления чертежей, а также удобные инструменты твердотельного
моделирования.
Данный спецкурс рассчитан на работу в группах по 10-12 человек с использованием
персонального компьютера.
Отбор содержания учебных занятий происходит по принципу от простого к сложному.
Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и на самостоятельную работу.
Занятия, в основном, носят практический характер.
В связи с отсутствием учебника к данной программе учащиеся систематически на
теоретических занятиях составляют краткий конспект лекции преподавателя.
Результат реализации данной программы
Объектно-ориентированный подход системы КОМПАС позволяет использовать
метапредметные умения и навыки, получаемые на спецкурсе «Компьютерная графика» при
изучении курса информатики, черчения и геометрии, при обучении в ВУЗах, а также в
дальнейшей практической деятельности.
Критерии отслеживания результатов
Для оценки уровня знаний по всем разделам программы в ходе учебного процесса
проводится текущий и итоговый контроль. Обе формы контроля осуществляются
преподавателем дифференцированно по каждому пункту программы и по теме в виде
контрольной работы, зачета.
В процессе изучения данного курса учащимися выполняется и оформляется альбом, в
который включены индивидуальные задания по всем разделам и темам. По окончанию
курса учащиеся защищают свою работу.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
правила оформления чертежа детали машинным способом;
последовательность выполнения чертежей средствами компьютерной графики.
Учащиеся должны уметь:
выполнять и редактировать графические примитивы на экране дисплея;
выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части,
сопряжения) машинным способом;
читать и выполнять проекционные изображения, развертки простых геометрических
тел и моделей, деталей на дисплее ЭВМ;
выполнять чертеж детали, используя виды, разрезы, сечения (машинным способом);
оформлять чертеж в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД и требованиями к
чертежам, выполненным на ЭВМ;
осуществлять преобразование простой геометрической формы, изменять положение
и ориентацию объекта в пространстве, отображать перечисленные преобразования
на дисплее ЭВМ;
уметь создавать и редактировать изображение объемных объектов на экране
дисплея.
Краткая структура спецкурса
№ Наименование разделов
Количество
часов
10 класс
1 Компьютерное черчение на плоскости
12
2 Твердотельное моделирование
10
3
Передача информации о форме детали на чертежах посредством
компьютерной графики
12
11 класс
Решение задач начертательной геометрии с использованием системы
4
12
КОМПАС 3D LT
5
Отображение информации о сборочной единице средствами
машинной графики
6 Обобщение знаний
Итого
20
2
68
Содержание программы
Раздел 1. Компьютерное черчение на плоскости
Цель: выработать умения и навыки выполнения и оформления двухмерных чертежей (в
соответствии с ГОСТами ЕСКД) на базе системы КОМПАС-3D LT.
Задачи: обучить учащихся рациональным приемам работы с инструментами системы
КОМПАС-3D; обучить учащихся самостоятельно выполнять чертежи в системе
прямоугольных проекций.
Содержание: приемы работы с инструментами системы КОМПАС-3D. Геометрические
построения. Чертеж плоской детали. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Раздел 2. Твердотельное моделирование
Цель: выработать умения и навыки твердотельного моделирования на базе графической
системы КОМПАС-3D LT.
Задачи: обучить учащихся приемам работы в графическом редакторе объемных
геометрических тел; развивать пространственное и техническое воображение.
Содержание: операции с трехмерными объектами. Создание сложных поверхностей с
помощью кинематической операции (по сечениям). Кривая Безье и NURBS-кривая.
Понятие о пространственных кривых. Аксонометрические проекции. Трехмерная
компьютерная модель.
Раздел 3. Передача информации о форме детали на чертежах посредством
компьютерной
графики
Цель: выработать практические навыки выполнения чертежей деталей, содержащих
сечения и разрезы, посредством компьютерной графики.
Задачи: обучить учащихся приемам выполнения разрезов, нанесения размеров, решения
задач начертательной геометрии с использованием системы КОМПАС 3D LT.
Содержание: построение сечений и разрезов. Команда «Штриховка». Нанесение размеров
на чертеже.
Раздел 4. Решение задач начертательной геометрии с использованием системы
КОМПАС 3D LT
Цель: выработать практические навыки выполнения чертежей, содержащих пересечение
геометрических тел плоскостью и их взаимное пересечение посредством компьютерной
графики.
Задачи: обучить учащихся приемам решения задач начертательной геометрии с
использованием системы КОМПАС 3D LT.
Содержание: решение задач начертательной геометрии.
Раздел 5. Отображение информации о сборочной единице средствами машинной
графики
Цель: освоить процесс создания сборочного чертежа в системе КОМПАС 3D LT.
Задачи: обучить учащихся приемам изображения резьбы, создания сборочного чертежа на
основе редактирования существующих изображений деталей с помощью команд
редактирования и использования папки обмена (буфера обмена).
Содержание: изображение и обозначение резьбы. Чертежи резьбовых соединений.
Понятие о фрагменте. Команда «Объединить в макрообъект». Использование буфера
обмена для вставки фрагментов на разрабатываемый чертеж. Разрушение макрообъекта.
Редактирование сплайнов. Заполнение спецификации в системе КОМПАС 3D LT.
Деталирование многослойного сборочного чертежа в системе КОМПАС 3D LT.
Раздел 6. Обобщение знаний
Цель: обобщить знания, полученные при изучении курса.
Задачи: проверить практические навыки выполнения чертежей средствами машинной
графики.
Содержание: защита практических работ, выполненных учащимися за период обучения
Средства обучения
1. Компьютерный класс, оснащенный вычислительной техникой IBM PC AT.
2. В состав программных средств должны входить:
o операционная система MS Windows
o программа КОМПАС 3D LT;
o необходимые библиотеки для работы КОМПАС.
3. Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся по разделам
программы.
Литература, необходимая учителю
1. Богуславский А.А. Электронное учебное пособие по КОМПАС-3D.
2. Гончарова Н.Ю. Основы автоматизированного проектирования в системе Компас3D LT. Учебно-методическое пособие. - Иркутск: ИПКРО, 2008.
3. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная графика. - М.: Высш. шк., 2007.
4. Миронов Б.Г., Миронова Р.С. Сборник заданий по инженерной графике с примерами
выполнения чертежей на компьютере. - М.: Высш. шк., 2008.
5. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение. - М.: Гуманит. изд. Центр
ВЛАДОС, 2011.
Литература, использованная при составлении программы
1. Богуславский А.А. Электронное учебное пособие по КОМПАС-3D.
2. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению к учебнику А.Д.Ботвинников
и др. «Черчение. 7-8 классы». - М.: ООО «Издательство Астрель», 2015.
3. Гончарова Н.Ю. Основы автоматизированного проектирования в системе Компас3D LT. Учебно-методическое пособие. - Иркутск: ИПКРО, 2008.
4. Романычева Э.Т. и др. Инженерная и компьютерная графика. - М. 2001.
5. Степакова В.В. Программа по черчению для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
Литература, используемая учащимися
1. Богуславский А.А. Электронное учебное пособие по КОМПАС-3D.
2. Коваленко В. Системы автоматизации проектирования вчера, сегодня, завтра. - М.:
ИПМ РАН, 2007.
3. 3. Романычева Э.Т. и др. Инженерная и компьютерная графика. - М. 2010.
Дидактический материал, разработанный учителем
1. Разноуровневые карточки-задания.
2. Графические упражнения (электронный вариант).
3. Методические пособия.
Календарный план
Наименование тем.
№ Название разделов
Содержание учебного материала
Форма
проведения
занятия
Количество
часов
10 класс
Компьютерное
черчение на
1
плоскости - 6
часов.
Правила безопасной работы с
компьютером на занятиях
спецкурса. Организация
компьютерного «рабочего места».
Введение в систему КОМПАС 3D
LT. Терминологический словарь
КОМПАС 3D LT.
ЛекционноНосители графической информации
практическое 4
(точки, линии, условные знаки,
занятие.
цифры, буквы, тексты).
Инструментальная панель
«Геометрия» в КОМПАС 3D LT.
Объекты и строка параметров
объекта в КОМПАС 3D LT.
Расширение панели команд:
«Отрезок», «Окружность», «Дуга»,
«Непрерывный ввод элементов».
Отображение на экране дисплея
различных типов линий.
Редактирование графических
объектов. Панель специального
управления. Удаление объектов и
отмена предыдущего действия. Ввод
букв и цифр (текста), строка
параметров текста.
Форматы. Настройка системы и
новых документов в Компас 3D LT.
Масштабирование изображений в
системе Компас 3D LT.
2
Изучение формы геометрических
тел с помощью управления
изображением в КОМПАС 3D LT:
«Увеличение масштаба»,
Лекционно«Уменьшение масштаба», «Сдвиг»,
практическое 4
«Приблизить/отдалить»,
занятие.
«Отображение» (каркас, без
невидимых линий, невидимые линии
тонкие, полутоновое, перспектива).
Изменение текущей ориентации.
3
Построение графических объектов
(прямоугольник, многоугольник).
Команды операций редактирования
объектов: «Сдвиг», «Поворот»,
«Симметрия», «Масштабирование»,
«Копия указанием», «Деформация»,
«Объединить в макроэлемент»,
Лекционно«Разрушить макроэлемент».
практическое 4
Команды «Скругление», «Фаска».
занятие.
Комбинации клавиш для
выполнения привязок. Строка
параметров объектов и
редактирование геометрических
объектов. Построение эскизов.
Графическая работа «Чертеж
плоской детали».
Твердотельное
4 моделирование - 8
часов.
Операции с трехмерными объектами
(преобразование формы, изменение
положения в пространстве) и
отображение их на проекционном
чертеже. Библиотека файлов
Лекционногеометрических тел системы
практическое 4
КОМПАС 3D LT. Создание
занятие.
простейших геометрических тел
(параллелепипед, призма, сфера,
конус, тор) с помощью операций
«Выдавливание» и «Вращение».
Редактирование эскиза заготовки
детали с целью изменения формы
объекта и взаимного расположения
частей относительно друг друга.
Моделирование формы предмета по
заданным параметрам, условиям и
функциональному назначению с
последующим изображением
полученной модели на плоскостях
проекций (на экране дисплея).
5
Процесс создания сложных
поверхностей с помощью
Лекционнокинематической операции (по
практическое 2
сечениям). Понятие о кривой Безье и
занятие.
NURBS-кривой. Понятие о
пространственных кривых.
6
Графическая работа «Трехмерная
компьютерная модель».
7
Построение разрезов и сечений с
использованием системы КОМПАС
3D LT.
Штрихование замкнутой области на
экране дисплея при выполнении
Лекционноразрезов и сечений (команда
практическое 2
«Штриховка»).
занятие.
Разрезы на аксонометрических
изображениях деталей с
использованием системы КОМПАС
3D LT.
Практическое
4
занятие
Передача
информации о
форме детали на
чертежах
8 посредством
компьютерной
графики - 14 часов.
Настройка параметров размеров в
системе КОМПАС 3D LT.
Инструментальная панель размеров.
Нанесение линейного,
Лекционнодиаметрального и радиального
практическое 2
размеров на чертеже. Расширенная занятие.
панель линейных размеров.
Графическая работа «Чертеж детали
в трех видах».
9
Графическая работа «Сечения».
10
Графическая работа «Чертеж детали Практическое
2
с необходимыми разрезами».
занятие
11
Графическая работа «Разрезы на
аксонометрических проекциях».
Практическое
2
занятие
12
Игровые упражнения для развития
пространственного представления.
Практическое
2
занятие
Пересечение геометрических тел
плоскостью. Взаимное пересечение
тел.
Практическое
12
занятие
Практическое
2
занятие
11 класс
Решение задач
13 начертательной
геометрии с
использованием
системы КОМПАС
3D LT - 8 часов.
14
Условное изображение и
обозначение резьбы. Использование
команд «Ввод дуги» и
Лекционно«Эквидистанта» для обозначения
практическое 4
резьбы. Чертежи резьбовых
занятие.
соединений (болтовые, винтовые).
Графическая работа «Чертежи
резьбовых соединений».
15
Выполнение средствами машинной
графики сборочных чертежей.
Изменение свойств графических
объектов в системе КОМПАС 3D
LT. Понятие о фрагменте. Создание Лекционнофрагмента. Команда «Объединить в практическое 4
макрообъект». Использование папки занятие.
обмена (буфера обмена) для вставки
фрагментов на разрабатываемый
чертеж. Разрушение макрообъекта.
Редактирование сплайнов.
Отображение
информации о
сборочной единице
16
средствами
машинной графики
- 20 часов.
Создание сборочного чертежа на
основе редактирования
существующих изображений
деталей с помощью команд
редактирования.
Лекционнопрактическое 4
занятие.
17
Создание сборочного чертежа с
помощью инженерной
компьютерной графики (запись
фрагмента в файл, вставка его в
другой чертеж, разбиение на
Лекционнопростые объекты и редактирование практическое 4
его в новом чертеже).
занятие.
Заполнение спецификации в системе
КОМПАС 3D LT.
Графическая работа «Сборочный
чертеж».
18
Графическая работа
«Деталирование».
Деталирование многослойного
сборочного чертежа в системе
КОМПАС 3D LT. Создание
фрагментов каждой детали,
сохранение их в виде отдельных
файлов.
19
Лекционнопрактическое 4
занятие.
Обобщение знаний
Практическое
Защита альбома графических работ.
2
- 2 часа.
занятие
Итого по спецкурсу
68