РП_Практикум по русскому языку_8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи
администрации Камышловского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Школа № 3" Камышловского городского округа

РАССМОТРЕНО
руководителем ШМО
____________________
А.В. Касьянова
Протокол №1 от «26»
августа 2025 г.

СОГЛАСОВАНО
заместителем директора
_____________________
С.Г. Фертикова
Протокол № 50 от «27»
августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
директором
___________________
И.Г. Третьякова
Протокол № 85 от
«30» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 8 класса

Камышлов 2025

Пояснительная записка

Программа по предмету «Практикум по русскому языку» на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы включают личностные,
метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного
общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского
народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им
функций государственного языка и языка межнационального общения важны
для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах
его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях
общения определяют успешность социализации личности и возможности её
самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей,
участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры обучающегося, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.
Содержание ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о
ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Изучение предмета «Практикум по русскому языку» направлено на достижение следующих целей:
 осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской

Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного
отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства русского и других народов России, как
к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к
культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
 овладение русским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
 овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование
в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
 совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми
в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам;
 совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации в процессе изучения русского языка;
 развитие функциональной грамотности в части формирования умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и другие);
осваивать стратегии и тактики информационно-смысловой переработки тек-

ста, способы понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств;
 осуществление поэтапной системной подготовки обучающихся к
прохождению итоговой аттестации по русскому языку
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ
ЯЗЫКУ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Практикум по
русскому языку», составляет 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАКТИКУМ ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Блок I «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку»
1.

Чтение текста вслух

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2.

Пересказ текста с включением приведѐнного высказывания

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем
исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст.
Применение способов цитирования.
3.

Монологическое высказывание

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в
условиях множественного выбора, а также владение грамматическим
материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной
теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения,
умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
Задание
Выразительное
чтение текста

Знать
Правила пунктуационного оформления
текста;
Орфоэпические
нормы русского
языка

Уметь
Выразительно читать
текст в соответствии
с правилами пунктуационного оформления текста и орфоэпическими нормами

Владеть
Орфоэпическими
нормами русского
языка, интонацией
как инструментом
идентификации синтаксических конструкций

Нормы чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей
Пересказ текста с Способы введения в
включением при- пересказ цитаты с
ведѐнного
выска- учетом коммуникативной задачи и лозывания
гического строения
текста
Монологическое
высказывание

Диалог

Выразительно читать
текст в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
Определять основные
микротемы текста;
выделять ключевые
слова; выбирать оптимальный способ
цитирования при пересказе текста
Типы речи, компози- Строить текст в соотцию текстов, соответствии с коммуниветствующих разкативной задачей и
личным типам речи выбранным типом
речи

Условия речевой
ситуации, нормы
современного русского
литературного
языка; этикетные
формулы

Отвечать на
вопросы в соответствии с речевой ситуацией и
коммуникативной задачей

Техникой чтения в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей
Основными способами запоминания текста; владеть различными способами цитирования (прямая
речь, косвенная речь,
вводное слово)
Техникой речи в соответствии с коммуникативной задачей:
орфоэпическими,
лексическими, синтаксическими
нормами, нормами
построения текста.
Владеть
культурой общения

Блок II «Подготовка к ОГЭ»
Подготовка к написанию изложения
Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления, формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения
текста: грамматические, логические, синтаксические.
Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение,
в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
поставленный вопрос (Задание 6.)

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 5.)
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные
слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные
слова. (Задание 8.)
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения. (Задание 2.)
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 3.)
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
(Задание 3.)
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное
предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 2.)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема,
идея.
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
Корректировка текста.
Контроль знаний

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по предмету «Практикум
по русскому языку» на уровне основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) в области гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе
на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском
языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство);

2) в области патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) в области духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) в области эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) в области физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в
процессе школьного языкового образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) в области трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) в области ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
9) в области адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других,
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями,
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Практикум по русскому языку» на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи
Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов
Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях
Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев)
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой
Оценивать применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента)
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предполо-

жения об их развитии в новых условиях и контекстах
Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев
Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках
Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями
Оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
Эффективно запоминать и систематизировать информацию
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах
В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций
Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления
с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с
ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных мате- риалов
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений
Ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение
Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установлен-

ных ошибок, возникших трудностей
Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
оценивать соответствие результата цели и условиям
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:
Различать, называть и управлять собственными
эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма); формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний на основе жизненных
наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной
и

научно-популярной

литературы:

монолог-описание;

монолог-

рассуждение; монолог-повествование; выступление с научным сообщением
участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации (создание
сти

реплик);

не

менее

ше-

обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;
овладение различными видами аудирования (выборочным, детальным,
ознакомительным) учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов речи;
овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым);
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных
функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по
содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста: составление плана текста (простого, сложного;
назывного, вопросного, тезисного) с целью дальнейшего воспроизведения
содержания текста в устной и письменной форме; выделение главной и
второстепенной

информации,

явной и скрытой информации в тексте;

представление содержания прослушанного или прочитанного учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; представление содержания таблицы, схемы в виде текста; комментирование текста или его фрагмента;
передача в устной или письменной форме содержания прослушанных
или прочитанных текстов различных функционально- смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждениеобъяснение, рассуждение- размышление) с заданной степенью свёрнутости:
подробное изложение (исходный текст объёмом не менее 280 слов), сжатое
и выборочное изложение (исходный текст объёмом не менее 300 слов);
устный пересказ прочитанного или прослушанного текста объёмом не
менее 150 слов;
извлечение информации из различных источников, её осмысление и

оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно- справочными

си-

стемами в электронной форме;
создание письменных текстов различных стилей и функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение: рассуждение-доказательство, рас- суждение-объяснение, рассуждение-размышление)
с соблюдением норм по- строения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность
изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа
речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической
связи предложений в тексте; логичность; осуществление выбора языковых
средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи, ситуации и условий общения, выразительного слово- употребления, соблюдения норм современного русского литературного языка;
понимание и объяснение основных причин коммуникативных успехов
и неудач;
корректировка речи.
2. Расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
вычленение звуков речи и характеристика их фонетических признаков;
распознавание;
звуков речи по заданным характеристикам; определение звукового состава слова; вычленение морфем в словах; распознавание разных видов
морфем;
определение основных способов словообразования; построение словообразовательной цепочки, определение производной и производящей ос-

нов;
определение лексического значения слова разными способами (использование толкового словаря, словарей синонимов, антонимов; установление значения слова по контексту);
распознавание однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов; прямого и переносного значений слова;
распознавание слов с точки зрения их происхождения, принадлежности к активному или пассивному запасу, сферы употребления (архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, профессионализмы, канцеляризмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорная лексика); определение
стилистической окраски слова;
распознавание по значению и основным грамматическим признакам
имён существительных, имён прилагательных, глаголов, имён числительных, местоимений, наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов, причастий, деепричастий;
определение типов подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);
распознавание основных видов словосочетаний по морфологическим
свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные);
распознавание простых неосложнённых предложений; простых предложений, осложнённых однородными членами, включая предложения с
обобщающим словом при однородных членах, обособленными членами,
уточняющими членами, обращением, вводными словами, предложениями и
вставными конструкциями;
распознавание косвенной и прямой речи;
распознавание предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые
и сложные), наличию главных членов (двусоставные и односоставные),
наличию второстепенных членов

(распространённые

и

нераспростра-

нённые); предложений полных и не- полных;
распознавание видов односоставных предложений (назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные);
определение морфологических средств выражения подлежащего, сказуемого разных видов (простого глагольного, составного глагольного, составного именного), второстепенных членов предложения (определения,
дополнения, обстоятельства)
Формирование умений проведения различных видов анализа слова,
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического анализа слова;
проведение морфемного анализа слова;
проведение словообразовательного анализа слова;
проведение лексического анализа слова;
проведение морфологического анализа слова;
проведение орфографического анализа слова, предложения, текста или
его фрагмента;
проведение пунктуационного анализа предложения, текста или его
фрагмента;
проведение синтаксического анализа словосочетания;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным
признакам (наличия

темы,

главной

мысли,

грамматической

связи

предложений, цельности и относительной законченности);
проведение смыслового анализа текста;
проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей, количества микротем и абзацев;
проведение анализа способов и средств связи предложений в тексте
или текстовом фрагменте;

проведение анализа текста или текстового фрагмента с точки зрения
его принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
проведение анализа текста с точки зрения употребления в нём языковых средств выразительности (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических)
Овладение основными нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными,

стилистическими), нормами речевого

этикета; соблюдение их в речевой практике:
соблюдение основных орфоэпических норм;
соблюдение основных грамматических (морфологических) норм: словоизменение имён существительных, имён прилагательных, местоимений,
имён числительных, глаголов; употребление несклоняемых имён существительных; словообразование имён прилагательных и имён числительных;
соблюдение основных грамматических (синтаксических) норм: употребление собирательных имён числительных; употребление предлогов из и
с; в и на в составе словосочетаний; согласование сказуемого с подлежащим,
выраженным словосочетанием,

сложносокращёнными словами; употреб-

ление причастного и деепричастного оборотов; построение словосочетаний
с несклоняемыми именами существительными, сложносокращёнными словами; построение простого предложения; согласование сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными
словами, словами большинство и меньшинство, количественными сочетаниями; построение предложения с однородными членами, с прямой и косвенной речью, сложных предложений;
соблюдение основных лексических (речевых) норм: употребление
местоимений 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего текста; различать созвучные причастия и имена прилагательные (висящий и висячий, горящий и горячий); употребление

имён

существительных с

предлогами в соответствии с их грамматическим значением и др.;
соблюдение основных орфографических норм: правописание согласных и гласных в составе морфем; употребление прописной и строчной
букв, графических сокращений слов; слитные, дефисные и раз- дельные
написания слов и их частей;
соблюдение основных пунктуационных норм: знаки препинания в
конце предложения, в простом неосложнённом предложении, в простом
осложнённом предложении, в сложном предложении, при передаче чужой
речи;
редактирование собственных и чужих текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов с целью анализа исправленных ошибок и недочётов в
тексте.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование тем, разделов

Количество ча-

п\п

сов

1.

Выразительное чтение текста

2

2.

Пересказ текста с включением цитаты

3

3.

Монологическое высказывание

4

4.

Диалог

2

5.

Подготовка к написанию изложения

4

6.

Подготовка к выполнению заданий с кратким

10

ответом
7.

Подготовка к написанию сочинения-

5

рассуждения
8.

Контроль знаний

4

Всего

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование разделов и
п
тем
\
п
1. Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий.
Основные правила выразительного чтения текста. Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.
2. Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста.
Контроль.
3. Способы запоминания текста.
4. Способы цитирования текста.
Уместное, логичное включение
цитаты в текст.
5. Пересказ текста с включением
цитаты. Контроль.
6. Культура ведения монолога. Тип
речи повествование.
7. Культура ведения монолога.
Тип речи описание.
8. Культура ведения монолога.
Тип речи рассуждение.
9. Грамматические нормы. Речевые
нормы. Орфоэпические нормы.
10. Понятие о диалоге.
Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила
ведения диалога.
11. Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.
12. Определение, признаки и характеристика текста как единицы
языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и
формулирования.
13. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения
текста. Абзац. Синтаксическое
богатство русского языка.
14. Главная и второстепенная информация в тексте.
Способы сокращения текста:
грамматические,
логические,
синтаксические.

Количество часов
Электронные
всего
конпрактиче- (цифровые)
образовательтрольные ские
ные ресурсы
ФИПИ
https://fipi.ru/oge
ФИПИ Откры1
1
тый банк тестовых заданий
https://oge.fipi.ru/
bank/index.php?pr
oj=2F5EE3B12FE
2A0EA40B06BF6
1
1
1A015416
РЕШУ ОГЭ
1
1
https://rusooge.sdamgia.ru/?y
1
1
sclid=mfjug56qcz
150055941
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ФИПИ
https://fipi.ru/oge
ФИПИ Открытый банк тестовых заданий
https://oge.fipi.ru/
bank/index.php?pr
oj=2F5EE3B12FE
2A0EA40B06BF6
1A015416
РЕШУ ОГЭ
https://rusoge.sdamgia.ru/
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/
7f417922

15. Сжатое изложение.
16. Предложение. Грамматическая
основа предложения. Виды
предложений. Синтаксический
анализ предложений (Задание 2,
3)
17. Простое осложненное предложение. Обособленные члены
предложения. Пунктуация при
обособленных членах предложениях. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество
грамматических основ в предложении. Пунктуационный анализ предложений (Задание 4, 5)
18. Правописание приставок.
Приставки, оканчивающиеся на
З - С, иноязычные приставки.
Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И
после приставок. Правописание
суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий. Слитные, раздельные, дефисные
написания. Правописание Ь и Ъ.
Орфографический анализ слов
(Задание 6, 7)
19.Словоизменение и употребление
имён существительных, имён
прилагательных, местоимений,
имён числительных, глаголов;
употребление несклоняемых
имён существительных; словообразование имён прилагательных и имён числительных. Согласование сказуемого с подлежащим, употребление причастного
и деепричастного оборотов; построение предложения с однородными членами, с прямой и
косвенной речью, сложных
предложений и т.д. Основные
грамматические (морфологические) нормы современного русского литературного языка (Задание 8)
20.Словосочетание. Виды связи слов
в словосочетании. Грамматическая синонимия словосочетаний

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

1

1

(Задание 9.)
21. Анализ напечатанного текста,
отработка умения находить
предложение, в котором содержится информация, необходимая
для обоснования ответа на поставленный вопрос. Смысловой
анализ текста (Задание 10.)
22. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 11)
23. Однозначные и многозначные
слова, омонимы, синонимы, антонимы; прямое и переносное
значения слова; архаизмы, историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, профессионализмы, канцеляризмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорная лексика; стилистическая окраска слова. Лексический анализ слова (Задание 12)
24. Понятие о сочинениирассуждении. Критерии оценки
сочинения. Тема, идея, проблема
текста.
Позиция автора. Собственная
позиция. Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис,
аргументы, вывод). Оформление
вступления и концовки сочинения.
25. Написание сочинениярассуждения на лингвистическую тему (Задание 9.1)
26. Написание сочинения- рассуждения на тему,
связанную с анализом текста
(Задание 9.2)
27. Написание сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3)
28. Анализ написанного сочинения
по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.
29. Контроль знаний

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.

Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репе-

титором. Русский язык. 8 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение,
2018.
2.

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. 8 класс. Практикум

по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА: [учебное пособие] /
С.В.Драбкина, Д.И.Субботин – Москва: Интеллект –центр, 2023. – 120 с.
3.

Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т.

Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2019.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Орфографический словарь русского языка / Б.З. Букчина, И.К.

Сазонова, Л.К. Чельцова. – М.: АСТ-Пресс, 2008.
2.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академи-

ческий справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М.: АСТ-Пресс, 2020.
3.

Правила русской орфографии и пунктуации: утв. АН СССР,

Мин-вом высшего образования СССР, Мин-вом просвещения РСФСР / Л.В.
Щерба и др. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1956.
4.

Словарь синонимов русского языка. Практический справоч-

ник: около 11 000 синонимических рядов / З.Е. Александрова. – 14-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Русский язык – Медиа, 2006.
5.

Словарь синонимов русского языка: в 2 т. / под ред. А.П. Евге-

ньевой. – М.: Астрель: АСТ, 2003.
6.

Словарь собственных имён русского языка / Агеенко Ф.Л. –

М.: Мир и Образование, 2010.
7.

Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н.

Денисова, В.В. Морковкина. – 3-е изд., испр. – М., 2002.
8.

Толковый словарь антонимов русского языка: около 2700 анто-

нимов / М.Р. Львов. – М.: АСТ-Пресс, 2021.
9.

Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологиче-

ских выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – 4-е изд., доп. – М.: ИТИ
Технологии, 2008.
10.

Толковый словарь русского языка: школьное издание: в 2 т., 45

000 слов / С.А. Кузнецов. М.: Русское слово, 2020.
Универсальный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: Мир и Образование, 2015.
16.

Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П.

Жуков, А.В. Жуков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922
2. Образовательный портал «Учеба»: «Уроки». URL: www.Ucheba. com
(www.uroki. ru)
3. ОГЭ-2025.

Устное

собеседование

https://ruso-

oge.sdamgia.ru/?ysclid=mfjug56qcz150055941
4. РЕШУ ОГЭ https://rus-oge.sdamgia.ru/
5. Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
6. Словари.ру. URL:www.slovari. ru/dictsearch
7. Справочная служба русского языка. URL:www.spravka. gramota. ru
8. Справочная служба. URL:www. gramota. ru
9. Учебник грамоты. URL:www. gramota. ru/class/coach/tbgramota
10.

ФИПИ https://fipi.ru/oge

11.

ФИПИ

Открытый

банк

тестовых

заданий

https://oge.fipi.ru/bank/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A01541
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».