МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 3»
Камышловского городского округа
Принято на педагогическом совете
(Протокол № 7 от 04.06.2018 г.)
Утверждено
Директором МАОУ «Школа №3»
Приказ от 04.06. 2018 год № 85
Положение
об индивидуальном проекте обучающихся 10 классов
в соответствии с ФГОС СОО
1.
Общие положения
1.1.
Настоящее Положение разработано на основе Закон Российской Федерации
№ 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), основной образовательной программы
среднего общего образования.
1.2.
Данное Положение регламентирует деятельность МАОУ «Школа №3» по
организации работы над индивидуальным проектом (далее - ИП) в связи с переходом на
ФГОС СОО.
1.3.
Проектная деятельность учащихся является неотъемлемой частью
образовательной деятельности при реализации ФГОС СОО.
1.4.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных
результатов,
полученных
учащимися
в
ходе
освоения
междисциплинарных учебных программ.
1.5.
Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект,
выполняемый обучающимся 10 класса в рамках одного или нескольких учебных
предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и\или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую).
1.6.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.
1.7.
Проект может быть только индивидуальным.
2. Организация проектной деятельности
2.1. Общее руководство проектной деятельностью учащихся в МАОУ «Школа № 3»
осуществляют заместители директора по учебно-воспитательной работе (далее –
заместители директора по УВР) в соответствии со своей компетенцией.
2.2.Заместители директора по УВР:
- организуют проектную деятельность учащихся в рамках учебного плана;
- распределяют нагрузку педагогов по руководству проектами;
-готовят для рассмотрения на педагогическом совете перечень тем
проектных работ, выбранных учащимися;
- организуют предварительную экспертизу работ, представленных к защите;
1
- организуют и проводят защиту выполненных ИП;
- дают предложения методическому совету МАОУ «Школа № 3» по выдвижению
лучших ИП для участия в научно-практических конференциях и конкурсных
мероприятиях различного уровня.
2.3. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
2.4. Руководители проектных работ:
- формулируют темы, предлагаемые для выполнения учащимися;
- организуют индивидуальные и групповые консультации для учащихся в процессе
выполнения проектной работы, осуществляют контроль деятельности учащихся и несут
ответственность за качество представленных к защите ИП;
- проводят индивидуальные консультации с учащимися, представляющими свои
проектные работы на научно-практические конференции и конкурсы различного уровня;
- для участия проектной работы в научно-практических конференциях и конкурсах
организуют оформление сопровождающей документации, предусмотренной положением
(Приложение 1).
2.5. По желанию у учащегося могут быть консультанты: другие педагоги
образовательной организации (в случае разработки учащимся метапредметного или
межпредметного содержания проекта), сотрудник иной организации или иной
образовательной организации, в том числе высшего, представители семьи учащегося.
Свои действия консультанты согласуют с руководителем проекта.
2.6. Учащиеся 10 класса самостоятельно выбирают предметную область, в которой
будет осуществляться проектная работа, и руководителя работы из числа педагогов
МАОУ «Школа № 3».
2.7. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Темы ИП
утверждаются приказом по образовательной организации.
3. Этапы и примерные сроки работы над проектом
3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
(Приложение № 2).
3.2. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя
проекта. Согласованные темы проектов утверждаются педагогическим советом МАОУ
«Школа № 3» не позднее 1 октября текущего года.
3.3. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план
реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор
способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка
руководителем проекта.
3.4. Заключительный (март - май): защита проекта, оценивание работы.
3.5. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
3.6. Проектная работа выполняется учащимися 10 класса в течение одного учебного
года, в соответствии с планом-графиком, согласованным с руководителем проекта
(приложение № 3).
3.7. Контроль за участием учащихся 10 класса в проектной деятельности
осуществляет классный руководитель.
4. Требования к содержанию и направленности индивидуального проекта
4.1..Индивидуальный
итоговый
проект
должны
иметь
практическую
направленность и быть востребованными, иметь возможность применения в той или иной
сфере человеческой деятельности.
4.2. Индивидуальный итоговый проект может быть:
по содержанию:
- монопредметный - относящийся к определённым областям знаний;
- метапредметный - относящийся к определённой области деятельности;
2
по доминирующей деятельности:
- информационный (поисковый) направлен на сбор информации об объекте,
явлении, на ознакомление с ней участников проекта, её анализ и обобщение фактов;
- исследовательский – подчинённый логике небольшого исследования, имеет
структуру, совпадающую с исследованием;
- творческий – предлагает максимально свободный подход к представлению
результата (спектакль, сценарий, концерт, шоу, акция и т.д.);
- практико-ориентированный (прикладной)– нацелен на социальные интересы
участников проекта или заказчика;
- игровой (ролевой) - участники таких проектов принимают на себя определенные
роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
4.3. Представление индивидуальных итоговых проектов может быть проведено в
форме:
- компьютерной презентации с описанием продукта,
- демонстрации прибора, макета, конструкции (в том числе ЛЕГО),web-сайта или
страницы,
- сценария, экскурсии, стендовых отчётов, фотоальбома, модели, сочинения,
сборника творческих работ, видеофильма, карты, музыкального произведения, игры,
деловой игры, бизнес-плана и т.д.;
- схемы, алгоритма, таблицы, пособия (в том числе на электронном носителе),
сборника упражнений, практикума,
- реферата, включающего результаты эксперимента, опытов, решений и т.д.
4.4. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
-сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
-сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
-способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов.
5. Процедура защиты индивидуального проекта
5.1. Защита выполненных индивидуальных проектов проводится не позднее 20
апреля. Проекты презентуются учащимися на школьной научно-практической
конференции.
5.2. Для защиты проекта приказом директора утверждается график защиты
проектов, состав комиссии.
5.3. Образовательная организация организует в дополнительные сроки защиту ИП
для детей с ограниченными возможностями здоровья, больных детей (дети,
отсутствовавшие в основной срок защиты).
5.4. Возглавляет комиссию директор или заместитель директора по УВР. В состав
комиссии входят: заместитель директора по УВР, руководители методических
объединений, педагоги-эксперты. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х
и более 7 человек.
5.5. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской
деятельности конкретного учащегося. По решению специальной комиссии лучшие работы
учащихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на
конференции, семинары и конкурсы муниципального, регионального, федерального и
международного уровней.
3
5.6. Процедура защиты состоит из двух этапов: заочного и очного.
5.7. Оценивание заочной и очной защиты индивидуальных проектов учащихся
происходит по разработанным критериям. (Приложение 4, 5, 6).
5.8. Процедура защиты состоит в 5-7 минутном выступлении обучающегося, в
котором раскрывается актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее
следуют ответы на вопросы комиссии.
5.9. После процедуры защиты ИП учащийся выполняет самоанализ и самооценку.
(Приложение 7).
6. Делопроизводство
6.1. По результатам защиты составляется протокол, который подписывается всеми
членами комиссии.
6.2. Протоколы заседаний комиссии хранятся в архиве в течение 5 лет.
6.3. Из проектных работ, рекомендованных для участия в научно
практических конференциях и конкурсах различного уровня, а также к
использованию в урочной и внеурочной деятельности, формируется банк данных
проектов МАОУ «Школа №3».
6.4. Остальные работы хранятся до 31 декабря текущего года и уничтожаются в
соответствии с актом.
4
Приложение 1
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Примерный план
индивидуальных консультаций в ходе работы над индивидуальным итоговым
проектом ученика_________класса
__________________________________________________________
№
Содержание консультации
1.
Определение темы, списка необходимой
литературы, источников информации.
Составление плана работы над проектом,
определение цели и задач.
Формулировка проблемы и обсуждение
способов её разрешения.
Выбор необходимого инструментария
для работы над проектом (материальнотехнические ресурсы).
Создание тезисов по каждому разделу
проекта и их доказательство.
Создание целостного текста проекта
(оформление
конечного
результата,
продукт) и его редактирование.
Формулировка выводов и обобщений.
Подготовка
к
защите
проекта.
Оформление паспорта и папки.
Тренировочное публичное выступление.
Коррекция
Подготовка компьютерной презентации
проекта.
Тренировочное
выступление
с
презентацией.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Срок
Кол-во часов
5
Приложение 2
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Характеристика этапов реализации проекта
Этап
Содержание
работы
Деятельность
обучающихся
Деятельность
учителя (руководителя)
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь)
1. Выдвижение
проекта
(сроки ….)
идеи
Предварительное формулирование
темы и основных целей выполнения
проекта
Обсуждают
идею,
собирают
информацию, выдвигают свои
формулировки тем
Разъясняет смысл проектирования,
участвует в обсуждении идеи,
помогает формулировать тему и
цели
2.
Составление
письменного
плана
выполнения
проекта
(сроки ….)
Определение источников информации,
выбор методов выполнения и формы
представления отчета, распределение
обязанностей
между
участниками
проекта (для группового проекта),
составление плана действия
Вырабатывают конкретный план
индивидуальных и совместных
действий, формулируют задачи
Разъясняет смысл планирования,
корректирует
планы
работы,
помогает сформулировать задачи
Основной этап (ноябрь-февраль)
3.Выполнение проекта
(сроки ….)
Осуществление действий
необходимой информации
по
сбору
Выполняют
исследовательскую,
информационную,
практикоориентированную
работу
по
проекту, советуются между собой
и учителем, накапливают материал
Наблюдает за работой и косвенно
руководит (корректирует действия)
6
4.Завершение проекта
(сроки ….)
Предварительный анализ полученной
информации, или оценка созданного
объекта
Анализирует
информацию,
выясняют
ее
недостатки,
оценивают
созданный
собственным трудом объект
Помогает
выполнить
анализ,
участвует в оценке созданного
объекта как рядовой участник
Заключительный этап (март - май):
5. Подготовка защиты
проекта (сроки ….)
Работа
по
оформлению
проекта,
защитного слова, презентации проекта в
соответствии с выбранной формой
Работа над защитой проекта:
читают, считают, анализируют,
пишут, составляют литературу,
оформляют
отчет,
готовят
выступление
Помогает составлять защитное
слово,
отчет, корректирует
окончательный вариант отчета и
выступления
6. Представление отчета
и его оценка
(сроки ….)
Определение ценности выполненного
проекта
Отчитываются о результатах своей
работы, обсуждают, оценивают
достоинства и недостатки проекта
Слушает,
задает
вопросы,
оценивает
усилия
учащихся,
креативность
и
качество
использования
источников,
выступления, проект в целом
Примечание:
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт (например, это могут быть сформулированные
задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др.).
7
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Приложение 3
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Примерный календарный план организации работы по подготовке и реализации индивидуальных проектов обучающихся
Содержание
Сроки
Деятельность заместителя
Деятельность учителя
Деятельность
(примерные)
директора
обучающегося
Локальное
4 четверть Анализирует ООП среднего общего Знакомится
с
требованиями, Знакомится
с
нормативно9 класса
образования на предмет наличия методическими
рекомендациями, положением
о
правовое
информации об индивидуальном представленными к организации индивидуальном
обеспечение
проекте в системе оценки достижения проектной
деятельности проекте.
организации работы
планируемых результатов, вносит обучающихся, представленные в
с индивидуальным
необходимые корректировки.
ООП среднего общего образования,
проектом в 10-11
Разрабатывает
положение
об в положении об индивидуальном
классах
индивидуальном проекте.
проекте.
Определение
4 четверть
Формирует
группу
учителей, Предлагает темы и виды проектов,
тематики и видов
9 класса
разрабатывающих перечень тем, которыми может руководить
проектов
или
формирует общий перечень тем,
1 четверть
видов проектов, доводит до сведения
10 класса
всех учителей.
Выбор и
1 четверть
Проводит методический совет по Доводит до сведения обучающихся, Выбирает
тему
утверждение тем
10 класса
утверждению
тем
проектов, их родителей о перечне тем и видов проекта
и
проектов
определению состава руководителей проектов обучающихся. Формирует руководителя
проектов, экспертов, аттестационной группу обучающихся, проектами проекта.
комиссии.
Формирует
сводную которых будет руководить.
информацию о выборе проектов
обучающимися.
Разработка и
1-2 четверть Организует
рассмотрение
и Осуществляет
консультирование Разрабатывает
утверждение
10 класса
утверждение паспортов проектов на обучающихся
по
разработке паспорт проекта.
паспорта проекта
методическом или педагогическом паспорта проекта.
совете.
Разработка
1-2 четверть Осуществляет
контроль
за Определяет
содержание Определяет
этапы
содержания этапов
10 класса
деятельностью
учителей
по деятельности
обучающихся, работы над проектом,
проекта
разработке содержания проектов.
планируемые результаты на каждом продумывает
8
6.
Реализация проекта
2-3 четверть
10 класса
7.
Оформление
результатов проекта
3 четверть
10 класса
8.
Защита проектов
9.
Анализ результатов,
принятие
управленческих
решений
по
корректировке
проектной
деятельности
3-4 четверть
10 класса
4 четверть
10 класса
этапе проекта (приложение 6).
Оказывает
консультационную
помощь обучающимся по вопросам
определения этапов и содержания
работы над проектом на каждом
этапе.
Организует консультирование по
вопросам
реализации
проекта,
подготовки продукта проектной
деятельности.
Формирует
сводный
график
консультаций
учителей
для
обучающихся по реализации проекта.
Осуществляет
контроль
за
деятельностью
учителей
по
сопровождению реализации проекта.
Определяет сроки предоставления Консультирует обучающихся по
результатов проекта для организации вопросам оформления проектной
экспертизы.
папки (портфолио проекта).
Распределяет проекты по экспертам,
организует экспертизу проектов,
Составляет
расписание
защиты
проектов. Организует подготовку и
проведение
защиты
проектов.
Формирует сводные ведомости по
результатам проведении защиты
проектов.
Анализирует полученные результаты
обучающихся, готовит вопрос для
рассмотрения
на
итоговом
педагогическом совете.
Организует предзащиту проектов в
малых группах, консультирует
обучающихся
по
вопросу
подготовки тезисов выступления,
формы презентации. Осуществляет
оценку процесса подготовки и
реализации
индивидуального
проекта.
По
результатам
проведения
итогового педагогического совета
вносят коррективы в рабочие
программы по предметам с целью
повышения
качества
индивидуальных
проектов
обучающихся.
содержание каждого
этапа. Осуществляет
планирование
деятельности
по
этапам.
Осуществляет
деятельность
по
работе над проектом в
соответствии
с
планом.
Оформляет
проектную
папку
(портфолио проекта),
готовит
текст
выступления.
Представляет
результаты проекта,
проводит самоанализ
и самооценку своей
деятельности.
-
9
Приложение 4
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
до 0,5
до 0,5
до 0,5
баллов баллов баллов
до 1
балла
до 0,5
до 0,5
до 0,5
до 0, 5
баллов баллов баллов баллов
до 0,5
баллов
до 1
балла
до 1
балла
Приложения
итого
Библиография
Иллюстративный материал
Расположение текста на
странице
Интервал
Шрифт
Нумерация страниц
Заключение
Основная часть (возможно
деление на главы, разделы, их
название)
Введение
Оглавление
Титульный лист
№
п/п
Протокол оценки оформления и структуры исследовательских проектов учащихся заочной защиты
Максимальный балл 8
Ф.И.О.
Позиции оценивания
участника, тема
работы
до 1
балла
1.
2.
Председатель жюри:
Члены жюри:
10
№
п/
п
Ф.И.О.
участника, тема
работы
Председатель жюри:
до 3
баллов
до 3
баллов
до 3
баллов
до 4
баллов
до 3
баллов
до 3
баллов
Обоснование перспектив дальнейшей
разработки темы или исследования
проблемы
до 3
баллов
до 3
баллов
до 3
баллов
Члены жюри:
11
итог
Практическая значимость проекта и
идей
до 2
баллов
Наличие обоснованных выводов
исследования
Обоснование личной позиции автора
Соответствие собранного материала
целям, задачам и результатам
исследования
Соответствие методов исследования
изучаемой проблеме
Анализ различных источников по
изучаемой проблеме
Формулирование гипотезы
исследования
до 2
баллов
Определение объекта и предмета
исследования
Определение целей, задач и результата
исследования
Актуальность проблемы исследования
Приложение 5
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Протокол оценивания заочной защиты исследовательских проектов учащихся
Позиции оценивания
№
п/п
Ф.И.О.
участника, тема работы
Председатель жюри:
до 5 баллов
до 9 баллов
до 9 баллов
до 9
баллов
до 9 баллов
до 9 баллов
ИТОГО:
Уровень мультимедийного
сопровождения: соответствие
презентации содержанию
работы и содержанию
доклада, качество оформления
презентации
Соблюдение регламента
Эффективность
взаимодействия с аудиторией:
ответы на вопросы, диалог,
дискуссионность
до 5 баллов
Уровень владения
материалом: репродуктивный,
продуктивный
Грамотность и научность
речи докладчика, владение
специальной терминологией
по теме работы
Представление собственных
результатов исследования,
практическая значимость
проекта
Качество доклада: структура
(предъявление всех
составляющих частей работы),
логика, доступность
изложения,
Соответствие представления
содержанию работы (теме,
целям и задачам)
Приложение 6
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Протокол оценивания очной защиты исследовательских проектов учащихся
до 5
баллов
Члены жюри
12
Приложение 7
к Положению об индивидуальном проекте
обучающихся в 10 классах
Инструкция для выполнения самоанализа и самооценки ученика в виде
рефлексивного текста
(для учащегося)
Ты завершил проект «_____________________________________» и защитил его.
укажи название проекта
Опиши свои впечатления о работе над проектом для того, чтобы выразить свое
отношение к тому, какого результата ты достиг и как у тебя получилось это сделать.
Найди плюсы и минусы в работе, которую ты провел.
Оцени приобретенные навыки и умения (что нового ты научился делать), где
может пригодиться твоя работа и новоприобретённые умения и навыки.
Опиши, что у тебя получилось лучше всего и что ты хотел бы изменить
(улучшить).
Сделай самооценку твоего участия в презентации проекта.
У тебя должен получиться связный текст в объеме 10 - 15 предложений.
13
14
15