Приложение
к Программе Развития
МАОУ «Школа № 3»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Педагогический класс»
Проект разработан в рамках программы развития МАОУ «Школа № 3»,
с учетом основных положений федеральных проектов «Учитель будущего»,
«Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда».
1. Краткое описание инновационного проекта
Наименование
инновационного
проекта
Основная идея
инновационного
проекта
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС»
Идея: популяризация профессии педагога в условиях
профильного образования (педагогические классы), мотивация, в
т.ч. одаренной молодежи, на целевое продолжение образования.
Инновационный проект направлен на выполнение
задач национального проекта «Образование. В соответствии с
Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года».
Актуальность проблемы привлечения молодежи к
профессии учителя обоснована реальной ситуацией в современной
школе, которая не является привлекательным и престижным
местом трудоустройства, реализации потенциала творческой
личности. Обосновывается потребность усиления внимания к
организации
профилизации
образования
для
решения
обозначенной проблемы.
Многолетний опыт педагогического образования в нашей
стране говорит о том, что большое значение имеет
допрофессиональная подготовка, ориентированная на выявление и
развитие школьников, имеющих склонности к деятельности в
педагогической сфере.
Инновационная идея проекта отражена в статье Лучининой
А. О. и зафиксирована в следующих положениях:
- психолого-педагогические знания носят общечеловеческий
характер, а значит, жизненно полезны каждому, независимо от
избираемой профессии и образа жизни;
- педагогическая профориентация актуализирует все
процессы, идущие в школе, особенно – саморазвитие,
самопознание и самореализацию личности;
подготовка
педагогов
высокой
квалификации
осуществляется не только профессиональными учебными
заведениями, но и должна начинаться в период школьного
ученичества. (Лучинина А. О. Организация допрофессиональной
педагогической подготовки школьников // Вестник ВятГУ. 2008.
№3).
Современные ориентиры организации профилизации
образования
указывают
на
необходимость
погружения
современных старшеклассников в мир будущих профессий, через
1
Современное
состояние
исследований и
разработок по
данному
инновационному
проекту
разные формы взаимодействия, современные профориентационные
технологии.
Одной из действенных и перспективных форм являются
педагогические классы, ориентированные на личностное и
профессиональное самоопределение школьников.
Педагогический класс позволяет уделить особое внимание
формированию морально-нравственных эталонов личности
будущего учителя, формированию внутренней мотивации к
педагогической профессии, развитию социальной компетентности
и психологической культуры выпускника школы.
Профессиональный
стандарт
российской
системы
образования предъявляет новые требования к деятельности
педагога. Современный педагог должен быть универсально
образован, эрудирован, должен уметь находить подход к каждому
ребёнку, уважать его личность и правильно оценивать его
способности. Формирование такого педагога с глубокой
внутренней мотивацией требует времени и инновационных
подходов к его подготовке. Идея создания педагогического класса
позволяет «вырастить педагога из школьной среды», обладающего
навыками предпрофессиональной деятельности.
В нашей стране достаточно разработок, описывающих
основные подходы к организации профилизации образования в
условиях педагогических классов, однако практического опыта не
так много. Все вышесказанное подтверждает актуальность данного
проекта.
Организация профильного обучения в педагогических
классах актуализируется в работах разных авторов:
1.
«…Ранняя профессиональная подготовка позволит
осознанно
подойти
к
выбору
собственного
профессионального будущего и обеспечит потребности региона в
педагогических
кадрах…»
(С.В.
Митросенко,
З.У.
Колокольниковой, О.Б. Лобановой. Педагогические классы:
история и современность// Журнал «Проблемы современного
педагогического образования». 2016 год. № 51-3 (204).
2.
«…Следует не только усилить подготовку будущих
специалистов, но и изменить подход к отбору абитуриентов еще в
период довузовской подготовки. Решению этому способствует
создание педагогических классов в общеобразовательных
учреждениях…» (Л.С. Амирова Допрофессиональная подготовка в
профильных педагогических классах общеобразовательных
учреждений // КПЖ. 2009. №7-8).
3.
«…Происходит активное изменение восприятия
социумом профессии педагога как творческой, инициативной
профессии, позволяющей ежедневно создавать совместно с
обучащимися что-то интересное, новое, необычное…».
«…Необходима
организация
довузовской
профессиональной
ориентации
старшеклассников
на
педагогические профессии. Она рассматривается как начальный
этап системы профессионального роста педагога…» (С.В.
Панина,А.Ю. Николаева Довузовская профориентация на
педагогические профессии // МНКО. 2019. №4 (77).
4.
«…Исходя из задач развития системы непрерывного
2
Обоснование
значимости
реализации
инновационного
проекта для
развития системы
образования в
Свердловской
области
Цели и задачи
педагогического
образования,
включая
обеспечение
преемственности между школой (профильные классы) и вузом
разработаны модели класса педагогической направленности
(«педагогический предуниверсарий»,педагогический класс, сетевой
класс и т.д.)...» (Т.И. Гущина, Л.Н. Макарова, А.Ю. Курин Сетевой
педагогический класс как форма профессиональной ориентации
старшеклассников // Вестник ТГУ. 2018. №4 (174).
5.
«…Основная
форма
обучения
учащихся
в
педагогическом классе уроки, они являются нестандартными,
практикоориентированными, направленными на развитие личности
каждого школьника и становление социальных и начальных
профессиональных умений...» (Л.И Тимонина.
Потенциалы
педагогического класса // Вестник Костромского государственного
университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.
2012. №1-2.).
Таким образом, профильное обучение в педагогическом
классе ориентировано на вооружение молодых людей знаниями об
особенностях труда учителя, целях, содержании, средствах и
предмете его деятельности, на «пробу сил» школьников.
Значимость реализации проекта для развития системы
образования в Свердловской области:
1.
Свердловская область нуждается в компетентных
педагогических кадрах, и одним из путей подготовки таких людей
является организация социальных практик
в условиях
педагогического класса, которая обеспечит школьникам успешное
взаимодействие с представителями образовательного пространства
и позволит успешно самоопределиться в будущем, продолжить
образование на целевой основе и трудоустроиться.
2.
Проект позволяет формировать у обучающихся
осознанное
стремление
к
получению
образования
по
педагогическому профилю и удовлетворение запросов ВУЗов, и
работодателей
Свердловской
области.
Выпускники
Педагогических классов поступают в вузы Российской Федерации
3.
В Государственной программе Свердловской области
«Развитие системы образования в Свердловской области до 2024
года», важное значение отводится организации педагогической
профилизации. Так, одной из задач является «повышение
престижа педагогической деятельности и привлечение молодых
специалистов в профессию, повышение квалификации педагогов».
4.
Инновационный проект реализуется совместно с
УрГПУ по инициативе и при поддержке Министра общего и
профессионального образования Свердловской области Ю.И.
Биктуганова.
5.
Разработанные в рамках проекта «Педагогический
класс» инновации, позитивный педагогический опыт может быть
полезным для всех образовательных организаций Свердловской
области.
Заявитель входит в перечень 33 профильных школ
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет» по
развитию
педагогического
образования
в
условиях
педагогических классов.
Цель: создание комплекса условий для профессионального
3
инновационного
проекта
Сроки реализации
инновационного
проекта
Объем и источники
финансирования
реализации
инновационного
проекта
Основные
результаты
реализации
инновационного
проекта
Предложения по
распространению и
внедрению
результатов
инновационного
проекта
самоопределения учащихся 9-11 классов, привлечения молодых
кадров к педагогической профессии в условиях педагогических
классов.
Задачи:
1.
Объединение ресурсов общеобразовательной школы
и учреждения высшего образования для профориентации и
мотивирования выпускников школ к получению педагогических
профессий, в т.ч. в форме сетевой реализации образовательной
программы.
2.
Создание педагогического класса, как пространства
для осуществления будущими абитуриентами профессиональных
проб, самореализации и приобщения их к педагогической среде.
3.
Проектирование
содержания
образования
и
технологий обучения в педагогическом классе.
4.
Апробация и распространение опыта деятельности
педагогического класса.
2020 - 2024 годы
Источники и объем финансирования реализации инновационного
проекта: средства от приносящей доход деятельности
(внебюджетные) и бюджетные.
- Положение о педагогическом классе;
- положение об индивидуальном отборе в педагогических
класс;
- образовательная программа среднего общего образования
(формируемая часть);
- дополнительная образовательная (общеразвивающая)
программа «Педагогический класс»;
- проект учебного плана педагогического класса;
- рабочие программы элективных курсов;
-банк межпредметных задания для предпрофильной
подготовки;
- методические рекомендации для общеобразовательных
школ по -созданию и деятельности педагогических классов;
- методические материалы мастер-классов и семинаров,
конференции;
- программа стажировочной площадки для педагогов
общеобразовательных школ Свердловской области.
Организация сетевого взаимодействия с образовательными
организациями с последующим привлечением обучающихся в
педагогические классы.
Включение опыта школы в региональный банк
педагогических практик.
Образовательный проект может быть использован
муниципальной методической службой при организации:
семинаров-практикумов,
мастер-классов
на
методических
объединениях; практических занятий для слушателей курсов
повышения квалификации;
разработке сборников, научнопрактических материалов, методических рекомендаций по
4
Реквизиты
документов,
подтверждающих
прохождение
образовательной
организацией
предварительной
экспертизы (при
наличии)
организации
профилизации
образования
в
условиях
педагогических классов.
Региональная
научно-методическая
конференция по
развитию педагогических классов в Свердловской области.
Договор
с
УрГПУ
на
выполнение
научно
исследовательских работ от 16 сентября №212/19 (куратор –
Белоусова Н.С., директор Центра академического взаимодействия
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический
университет», доцент, канд. психол. наук)
Письмо поддержки Администрации Камышловского
городского округа от 22.06.2020 г.
- Письмо поддержки ГАПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж» от 22.06.2020 г.
2. Программа реализации инновационного проекта
2.1. Исходные теоретические положения
В условиях модернизации системы отечественного образования одной
из важнейших задач образовательной организации является создание
оптимальных условий профессионального самоопределения личности,
способной самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения,
позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в
том числе профессиональной.
Оптимальные условия для осознанного выбора школьниками будущей
профессиональной деятельности призвано обеспечить профильное обучение,
способствующее выявлению и развитию необходимых качеств и ценностных
ориентаций, связанных с получением образования и будущей профессией.
В настоящее время очевидна актуальность педагогической профессии.
Спектр педагогической деятельности сегодня очень широк - это и не только
школьный учитель, но и управленец-менеджер, руководитель организации,
психолог, организатор детского объединения, преподаватель техникума или
вуза и т.д.
Педагогический класс – это новый формат профильной ориентации на
педагогические профессии, который позволит осуществлять эффективное
взаимодействие по подготовке будущих педагогов в образовательных
организациях города с помощью современных программ, инновационных
технологий по разным направлениям деятельности.
Актуальность создания педагогических классов диктуется рядом
социально-экономических факторов:
- усилением требований государства и общества к формированию в
системе непрерывного педагогического образования социально активной,
профессионально компетентной и мотивированной личности, способной к
успешной трудовой деятельности в педагогической сфере;
- потребностью старшеклассников в удовлетворении разнообразных
образовательных запросов с учетом их интересов и профессиональных
намерений;
- необходимостью обеспечения преемственности в содержании,
5
формах, методах и средствах обучения как целостной непрерывной системы
подготовки педагогических кадров.
По мнению, А.О. Лучининой, в педагогическом классе создаются
условия,
способствующие
профессиональному
самоопределению,
формированию позитивного отношения к педагогической профессии,
осознание правильного выбора профессии, направленности интересов,
проявлению социальной активности, овладению некоторыми элементами
практической педагогической деятельности.
По мнению, вышеназванного автора, педагогический класс
представляет относительно локализованную организационную форму
целевой интенсивной ориентации школьников на профессию педагога, то
есть форму организации целостного образовательного процесса.
Э.В. Балакирева выделяет следующие признаки педагогического
класса:
- избирательный принцип комплектования состава учащихся;
- профилированное обучение за счет включения в учебный план
психолого-педагогических дисциплин и гуманитарных курсов;
- обеспечение деятельностного подхода в обучении на основе
активного
изучения
и
использования
школьниками
элементов
педагогических технологий;
- наличие налаженной структуры педклассов с учреждениями
образования.
По мнению Л.И. Тимониной у такой формы, как педагогический класс,
есть потенциал, который можно рассматривать как сумму различных
составляющих.
Целевая составляющая. Цели работы педагогических классов
ориентированы на личность ученика, ее развитие, формирование
способностей самопознания, самоопределения, на приобретение каждым
школьником социального опыта в практической педагогической
деятельности, позволяющей формировать у них самостоятельность,
ответственность, активность, инициативность, базовые компетенции
ученика.
Аксиологическая составляющая связана с формированием системы
ценностей,
идеалами,
мотивами,
установками,
в
том
числе
ориентированными на саморазвитие, самоактуализацию. Носителями
ценностей в педагогическом классе являются учителя, которые своими
ценностями профессиональными установками значительно отличаются от
других школьных учителей, в первую очередь тем, что ориентированы на
рост ученика, на организацию общения, взаимодействия, на сопровождение,
помощь школьнику в его самостоятельном движении к профессиональному
самоопределению.
Информационная составляющая, которая определяется совокупностью
информации, составляющую основу личностного и профессионального
самоопределения, овладения социальными умениями. На основе этой
информации они учатся выстраивать индивидуальный образовательный
6
маршрут.
Когнитивная составляющая связана с обучением способам,
посредством которых человек приобретает, трансформирует и хранит
информацию, получаемую из своего окружения. Ученики педагогического
класса обучаются способам получения, переработки, использования знаний,
как основы для профессионального развития.
Коммуникативная, связанная с формированием знаний и умений,
опыта практической деятельности ориентированных на обмен информацией,
формирование опыта коммуникативной деятельности в различных ситуациях
взаимодействия.
Деятельностная, связанная с включением школьников в реальную,
полезную для окружающих деятельность, которая позволяет формировать
умения ставить цель, осуществлять определенные виды деятельности, в том
числе творческие, анализировать результаты, осуществлять рефлексию.
Творческая составляющая связана с реализацией в педагогических
классах принципа методики коллективной творческой деятельности: «Все
дела творчески, иначе зачем». Каждый ученик приобретает опыт
художественного, социального творчества.
Эмоциональная составляющая связана с приобретением школьниками
опыта переживаний, в том числе положительных в различных сферах
деятельности (коммуникация, управление, творчество, учение). Именно
эмоции, переживания учеников затрагивают глубинные слои личности и
позволяют влиять на ее становление.
Адаптационная составляющая связана с развитием способностей
приспособления к окружающей среде. В условиях педагогического класса
школьники включаются в деятельность, ориентированную на организацию и
проведение мероприятий, на взаимодействие с детьми на всех ступенях
школьного обучения, и взрослыми разного возраста, разного социального
статуса (родители, администрация школы, руководители предприятий и
организаций). Как правило, деятельность педагогического класса не
ограничивается стенами школы, учащиеся активно осваивают внешнюю
среду образовательной организации, реализуют проекты в сети Интернет.
Индивидуально-психологическая составляющая включает не только
учет в процессе обучения психологических особенностей личности, но и
формирование положительного отношения к себе, принятие себя. В процессе
обучения
педагогами
выстраивается
образовательные
маршруты,
позволяющие реализовывать потенциалы учеников.
Потенциалы педагогического класса делают подобную форму обучения
уникальной и эффективной, ориентированной на индивидуальное развитие
каждого ученика, профессиональное самоопределение.
Таким образом, организация профилизации образования является
связующим звеном между школой и вузом, школой и взрослой жизнью,
которая будет способствовать психолого-педагогической благоприятной
атмосфере. Такой формат организации профилизации образования, как
педагогический класс, способствует формированию педагогических умений
7
и навыков у обучающихся и осознанному выбору педагогических профессий.
2.2. Этапы и сроки реализации инновационного проекта
I этап. Организационный (январь 2020 г. – июль 2020 г.)
Предполагает осуществление экспертизы и анализа в части
нормативно-правового
обеспечения,
наличия
и
достаточности
организационных структур, методического и информационного обеспечения,
содержательных аспектов.
II этап. Проектировочный (август 2020 г.- декабрь 2020 г.)
На этом этапе осуществляется разработка нормативных и учебнометодических документов, обсуждения в сотрудничестве с УрГПУ подходов
к образовательной деятельности в педагогическом классе.
III этап. Деятельностный (январь 2021 г. – май 2024 г.)
Включает внедрение разработанных продуктов в практику
деятельности школы по организации профилизации образования в условиях
педагогического
класса,
осуществляется
корректировка
и
их
усовершенствование.
IV этап. Рефлексивный (обобщающий) (июнь 2024 г. – декабрь 2024 г.)
Предполагает
осуществление
аналитико-диагностической
деятельности, научно-практическую, работу по распространению и
обобщению результатов инновационного проекта.
2.3. Содержание и методы реализации инновационного проекта,
необходимые условия организации работ
Содержание и методы реализации проекта определяются его целью и
задачами. Миссия проекта «Педагогический класс» профессии, создавая
благоприятные условия для общения, самовыражения, самореализации,
самосовершенствования, приобщения к педагогической культуре. У
школьников уже в школе формируется представление, что это за профессия и
какие требования предъявляются к современному педагогу обществом.
Таблица 1
Приоритетные (содержательные ) направления проекта
Направление 1.
«Там, где рождается
профессия»
Интерактивные экскурсии в
педагогические
учебные
заведения города и области,
организация
встреч
с
представителями
педагогических
учебных
заведений.
Направление 2.
«Живое общение с
профессией»
Обзорно-просветительские
экскурсии в педагогические
учебные заведения города и
области, встречи и общение
с
руководителями,
преподавателями,
студентами,
встречи
с
победителями региональных
и Всероссийских этапов
конкурсов
профессионального
мастерства, такими как
8
Направление 3.
«Психодиагностическое
исследование»
Комплексное
сопровождение учащихся и
их родителей (консультации
педагогов и психологов,
психодиагностическое
исследование
учащихся,
интерактивные
занятия,
тренинги,
мастер-классы
через
моделирование
ситуаций),
помощь
в
определении необходимости
дополнительного
«Учитель года», «Педагог образования.
года» и др.
Проект предполагает реализацию программ для обучающихся в
педагогических классах. Через формируемую часть образовательной
программы планируется введение курсов:
Программа «Введение в профессиональную деятельность педагога»
знакомит школьников с личностями известных педагогов и их
педагогическими системами, раскрывает секреты педагогического
мастерства, помогает постичь благородную миссию профессии «учитель»,
направлена на формирование информационной культуры современных
школьников – будущих педагогов.
Целью данной программы является:
- создание условий для осознанного выбора учащимися будущей
профессии и возможности реализации собственных жизненных планов;
- формирование отношения к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Программа имеет модульную структуру:
Модуль 1. «Введение в педагогику»
Модуль 2. «Социокультурные проекты»
Модуль 3. «Информационная культура педагога»
Формы работы при изучении дисциплины «Введение в
профессиональную деятельность педагога»: лекции, практические занятия,
самостоятельная работа.
Данная программа опирается на системно-деятельностный подход к
организации образовательного процесса; имеет оригинальную структуру
представления основного содержания курса; базируется на ряде принципов,
определяющих отбор содержания, форм и методов организации
образовательного процесса.
Программа «Я – лидер: стратегии успеха» раскрывает секреты
межличностного взаимодействия, помогает формировать лидерские качества,
знакомит с правилами общения в команде, учит грамотно выходить из
конфликтных ситуаций, решать споры с помощью убедительной речи и
аргументов, знакомит с «искусством» самопрезентации себя как личности и
собственной деятельности.
Программа развития лидерских качеств, обучающихся «Я – лидер:
стратегии успеха» разработана для обучающихся 10-х и 11-х классов. Этот
период отличается активным формированием личности, поиска себя и своего
места в жизни, определения своих склонностей и способностей, в связи с
этим данную программу мы направили на то, чтобы каждый старшеклассник
имел возможность проявить себя в качестве лидера, сформировать и развить
необходимые для этого компетенции. А также укрепить адекватную
самооценку, научиться навыкам саморегуляциии, уметь самостоятельно
принимать решения, брать на себя ответственность за их осуществление,
9
уметь правильно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми и
работать в команде. Настоящая программа направлена на раскрытие
индивидуальности обучающихся, творческого и личностного потенциала,
формирование
готовности
к
продуктивной
деятельности
и
профессиональному самоопределению.
Программа «Лингвокультурные коммуникации» (иностранный язык)
позволяет расширить сферу познания в области иностранного языка,
закрепляет грамматику и правила перевода, знакомит с образовательными
системами разных стран мира, с особенностями развития иностранного языка
в XXI веке.
Цель курса – дать обучающимся представление о законах
функционирования иностранного языка в целом и его отдельных
(специализированных) сфер, выработать осознанное употребление языковых
единиц в контексте межкультурной коммуникации.
Дисциплина рассматривается как одно из средств профориентационной
деятельности современного школьника.
Модули дисциплины:
Модуль 1. Язык и культура: соотношение понятий. Данный блок
позволяет выявить основные законы функционирования английского языка.
Модуль 2. Искусство быть переводчиком. Данный блок направлен на
формирование профессиональных навыков переводчика, а также
использовать полученные знания на практике.
Модуль 3. Повседневная жизнь англоязычных стран. В рамках данного
блока рассматриваются основные сферы повседневного бытования
английского языка, включая практику его применения в формальном и
неформальном общении.
Модуль 4. Английский язык в XXI веке. Данный раздел знакомит с
особенностями трансформации английского языка под влиянием процессов
глобализации
и
информатизации.
Также
уделено
внимание
профессиональным аспектом владения английским языком в сфере туризма и
искусства.
Таблица 2.
Необходимые условия организации работ
Нормативноправовые
Научнометодические
Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность
проекта, ресурсы (приказ, положение, правила)
Создание и функционирование рабочей группы по реализации
инновационного проекта.
Привлечение специалистов в области педагогического образования из
УрГПУ для проведения образовательных мероприятий.
Наличие и реализация программ.
Формирование банка методических материалов, позволяющих
обеспечить качественное предметное обучение в педагогических
классах.
Разработка механизма, критериев и показателей
оценки
результативности реализации проекта.
Организационные Проведение анкетирования среди школьников по изучению
запросов на содержание работы педагогических классов и интереса
10
к педагогической профессии.
Выявление
склонностей
обучающегося
к
обучению
в
педагогических
классах
(группах.)
Организация
отбора
обучающихся в педагогические классы.
Организация учебной практики для обучающихся педагогических
классов (групп) в рамках допрофессиональной подготовки.
Информационные Формирование банка данных по реализации проекта.
Организация мероприятий по информированию общественности о
ходе реализации проекта.
Информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о
деятельности педагогических классов.
Мотивационные Активизация у учащихся мотивов, определяющих выбор
педагогического профиля.
Кадровые
Подготовка педагогических кадров к новой образовательной
практике. Повышение квалификации учителей, работающих в
условиях педагогических классов.
Привлечение специалистов, методистов, преподавателей из УрГПУ.
Подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностью и
необходимостью.
Финансовые
Расходы на тиражирование информационно-методических материалов
через
привлечение
спонсорских
средств,
добровольных
пожертвований и других форм финансовой поддержки.
Выплаты педагогическим работникам, участвующим в реализации
проекта из стимулирующего фонда организации.
Расширение сферы внебюджетного финансирования.
Инновационный подход в реализации проекта «Педагогический класс»,
осуществляется в условиях интеграции общего и дополнительного
образования за счёт комплекса знаний и практик через предоставление
учащимся возможности профессиональных проб, способствующих
формированию у них осознания себя в профессии педагога.
2.4. Методы реализации образовательного проекта
Для реализации инновационного проекта используются следующие методы:
Теоретические методы: анализ (нормативной документации, научных
разработок,
статей,
учебно-методической
литературы,
передового
педагогического опыта), синтез, сравнение, обобщение, систематизация,
моделирование, прогнозирование.
Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, опросы (интервью,
анкетирование),
педагогический
эксперимент,
собеседования
с
обучающимися на предмет участия в педагогической деятельности, метод
экспертной оценки.
Методы профессиональной ориентации и воспитания обучающихся:
занятия по дисциплинам «Введение в профессиональную деятельность
педагога», «Я – лидер: стратегии успеха», «Лингвокультурные
коммуникации» (иностранный язык);
отработка профессиональных навыков работы на практике в ОУ и ДОУ
города;
экскурсии, в том числе виртуальные, в педагогические
11
образовательные учреждения;
участие в реализации социокультурных проектах;
посещение и участие в мастер-классах ведущих педагогов Уральского
государственного педагогического университета;
участие в научно-практических конференциях и форумах, проводимых
на базе университета, Камышловского педагогического колледжа;
квесты с участием студентов и педагогов Камышловского
педагогического колледжа;
исследовательские проекты обучающихся, выполненные под научным
(консультационным)
руководством
педагогов
Уральского
государственного педагогического университета;
психологические консультации и тренинги для старшеклассников на
базе Камышловского педагогического колледжа по определению
индивидуальной траектории профессионального и личностного
развития;
сопровождение детских объединений по интересам «Отряд добрых
сердец» (волонтерский отряд), «Эколята» (юные экологи),
реализующие программы дополнительного образования;
участие в конкурсах и олимпиадах, дающих преференции при
поступлении в УрГПУ.
Прогнозируемые результаты по каждому этапу.
Этап
Прогнозируемые результаты
1. Проведены экспертиза и анализ состояния профильного обучения
I этап.
в части нормативно-правового обеспечения, наличия и достаточности
Организационный организационных структур, методического и информационного
обеспечения, содержательных аспектов.
2. Разработан и описан проект.
3. Осуществлен набор учащихся для обучения в педагогическом
классе.
4. Согласованы единые подходы к совместной деятельности
участников проекта.
II этап.
1. Разработан и сформирован пакет нормативных документов,
Проектировочный регламентирующих
деятельность
педагогических
классов,
взаимодействие субъектов инновационной деятельности, составлены
соответствующие планы взаимодействия с УрГПУ.
2. Сформирован
пакет
учебно-методических
материалов,
позволяющих обеспечить качественное обучение в педагогических
классах (образовательная программа среднего общего образования
(формируемая часть), проект учебного плана педагогического класса,
дополнительная общеразвивающая программа «Педагогический
класс», рабочие программы по дисциплинам: «Лингвокультурные
коммуникации», «Я – лидер: стратегии успеха», «Введение в
профессиональную деятельность педагога» для обучающихся в
педагогических классах и др.).
3. Проведены расчеты и обоснованы финансовые затраты на создание
условий для реализации проекта.
4. Организовано консультирование членов рабочей группы по
12
III этап.
Деятельностный
IV этап.
Рефлексивный
вопросам инновационной деятельности.
5. Проведены установочные родительские и ученические собрания по
запуску проекта.
6. Проинформированы учащиеся, родители, педагоги о деятельности
педагогического класса. Информационные буклеты опубликованы на
сайте ОУ.
1. Осуществлено внедрение разработанных продуктов в практику
деятельности педагогических классов.
2. Сформирована ресурсная база для проведения различных
мероприятий, социальных практик по содержанию проекта в
сотрудничестве с УрГПУ.
3. Создан банк межпредметных заданий для предпрофильной
подготовки.
4. Обеспечено индивидуализированное непрерывное повышение
квалификации
педагогических
работников,
осуществляющих
деятельность в педагогических классах, на основе рефлексии
собственного педагогического опыта.
5. Организовано общественное обсуждение хода и результатов
реализации проекта.
1. Проведен анализ результатов внедрения разработанных продуктов
в практику деятельности ОУ по организации профилизации
образования в условиях педагогического класса.
2. Обобщен полученный опыт в публикациях разного уровня (статьи,
сборники авторских разработок, методические материалы мастерклассов, семинаров, конференций, методические рекомендации для
общеобразовательных школ по созданию и деятельности
педагогических классов и т.п.), проведены конференции, семинары,
мастер-классы,
педагогические
мастерские,
иные
формы
профессионального общения по представлению и распространению
результатов реализации проекта.
3. Определены основные направления дальнейшего развития
организации профилизации образования в условиях педагогических
классов.
3.Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
Планирование и реализация проекта осуществляется коллегиально, с
привлечением:
- Наблюдательного совета;
- Совет Учреждения;
- Педагогический совет.
Контроль
за
реализацией
проекта
обеспечивается
такими
мероприятиями как:
- тесты, опросы, диагностические исследования участников проекта;
- предоставление отчетности об использовании финансовых средств на
реализацию заявленных мероприятий;
- регулярное (не менее 1 раза в полугодие) предоставление
общественности отчета о результатах реализации проекта посредством
официальных сайтов, предоставление информации в СМИ, публикации
методических, аналитических и иных информационных продуктов.
13
Мониторинг результатов реализации осуществляется на основании
оценки достижения запланированных результатов.
4.Календарный план реализации инновационного проекта с
указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной
продукции (результатов)
п/п
1.
3.
4.
5.
1.
2.
Перечень запланированных
мероприятий
Сроки
Ответственный
проведения
I этап. Организационный
Создание рабочей группы из Январь-февраль Директор, зам.
числа
педагогических
2020
директора по
работников по реализации
УВР
инновационной
деятельности.
Организационное собрание
рабочей
группы
«Цели,
задачи,
этапы
инновационной
деятельности».
Разработка
проекта.
и
описание
Организация
повышения
квалификации
для
педагогических работников.
Организация
самообразования педагогов
по теме инновационной
деятельности
(изучение
научных публикаций).
Март-май 2020
В течение этапа
инновационной
деятельности
В течение этапа
инновационной
деятельности
Директор,
Зам. директора
по УВР
Зам. директора
по УВР
Зам. директора
по УВР
II этап. Проектировочный
Формирование
пакета
Август
Директор,
нормативно-правовых
2020
Зам. директора
документов, необходимых
по УВР
для реализации проекта.
Проведение
расчетов
и
обоснование
финансовых
затрат на создание условий
для реализации проекта.
Разработка
критериев
стимулирования
работы
педагогов в педагогическом
классе.
Сентябрь
2020
14
Директор, зам.
директора по
УВР,
гл. бухгалтер
Ожидаемые
результаты
Рабочие материалы
для
разработки
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Педагогический
класс».
Единые
подходы
к
совместной
деятельности
участников проекта.
Наличие
проекта
«Педагогический
класс»
Повышение
квалификации
педагогических
работников
по
заявленным
образовательным
программам.
Повышение
профессионального
уровня педагогов.
Пакет
нормативноправовых
документов,
необходимых
для
реализации проекта
(Положение
о
педагогическом
классе, Положение об
индивидуальном
отборе
в
педагогический класс
(10 класс))
Управленческая
поддержка
участников
инновационной
деятельности.
3.
Проведение установочного
семинара для педагогов,
участвующих в реализации
проекта
сентябрь
2020
Зам. директора
по УВР
4.
Индивидуальная работа и
консультирование
членов
рабочей группы по вопросам
инновационной
деятельности
Формирование
пакета
учебно-методических
материалов,
позволяющих
обеспечить
качественное
предметное
обучение
в
педагогических классах.
В течение этапа
инновационной
деятельности
Зам. директора
по УВР
октябрь 2020
Зам. директора
по УВР
Проведение установочных
родительских и ученических
собраний
по
запуску
проекта.
Заключение договоров с
УрГПУ, с Камышловским
педагогическим колледжем и
с другими организациями.
ноябрь 2020
Директор
В течение этапа
инновационной
деятельности
Директор
В течение этапа
инновационной
деятельности
Зам. директора
по УВР
декабрь 2020
Директор
5.
6.
7.
8.
9.
1.
2.
Размещение
информационных
материалов по проекту на
сайте ОУ.
Утверждение
программы
стажировочной площадки
III
Утверждение и реализация
дополнительной
общеразвивающей
программы «Педагогический
класс».
Торжественное мероприятие
этап. Деятельностный
Январь 20212022
ежегодно в
15
Методические
рекомендации
педагогам, ученикам
и
родителям
по
организации
деятельности
педагогического
класса.
Единые подходы к
совместной
деятельности
участников проекта.
Образовательная
программа среднего
общего образования
(формируемая часть),
проект
учебного
плана
педагогического
класса,
дополнительная
общеразвивающая
программа
«Педагогический
класс»,
рабочие
программы педагогов
по
дисциплинам:
«Лингвокультурные
коммуникации», «Я—
лидер:
стратегии
успеха», «Введение в
профессиональную
деятельность
педагога».
Протоколы собраний.
Договора
о
сотрудничестве или о
совместной
образовательной
деятельности
Публикация
информационных
материалов
по
проекту на сайте ОУ.
Договора
о
стажировке
Аналитические
справки
о
реализации
программы
научный
Торжественное
ходе
«Педагогический
класс»,
5.
.
4.
6.
.
7.
.
8.
.
9.
.
10.
.
11.
.
12.
.
класс
–
Организация
вебинаров
3
«Педагогические классы»
Текущая работа по
организации и
отслеживанию
результативности
социальных практик.
Проведение
5
образовательных
событий
(квестов, экскурсий и др.)
для учащихся, в том числе
виртуальных, в педколледже,
ВУЗе.
Проведение
6
психологических
консультаций и тренингов
для
старшеклассников на
базе
Камышловского
педагогического колледжа
по
определению
индивидуальной траектории
профессионального
и
личностного развития.
Участие
в
реализации
6
социокультурных проектов,
посещение мастер-классов
ведущих педагоговУрГПУ,
Участие
в
научно7
практических конференциях
и форумах, проводимых на
базе университета.
Мониторинг
учебных,
8
метапредметных,
личностных
результатов
образования,
влияния
профессиональной
социализации
на
их
качество.
Подготовка
сборника
9
методических материалов
октябре
руководитель,
Зам. директора
по УВР
В течение этапа
инновационной
деятельности
Постоянно с
подведением
итогов в конце
каждого
полугодия
Директор,
Зам. директора
по УВР
Директор,
научный
руководитель,
зам. директора
по УВР
Постоянно с
подведением
итогов в конце
каждого
полугодия
Директор,
Зам. директора
по УВР
По запросу
Зам. директора
по УВР
Выстраивание
индивидуальной
траектории
профессионального
развития учащихся.
Постоянно по
плану
университета
Научный
руководитель,
Зам. директора
по УВР
научный
руководитель,
Зам. директора
по УВР
Зам. директора
по УВР
Сборники проектов.
Постоянно по
плану
университета
Постоянно с
подведением
итогов в конце
каждого
полугодия
По итогу этапа
Научный
руководитель,
Зам. директора
по УВР
IV этап. Рефлексивный (обобщающий)
Обобщение
и
Сентябрь –
Зам. директора
1
систематизация результатов
октябрь 2024
по УВР
проекта.
16
чествование
новых
участников проекта,
вручение
зачетных
книжек учащимся.
Повышение
профессионального
уровня педагогов.
Аналитические
записки
об
эффективности
социальных практик,
корректировка
программ
Погружение
в
профессию, усиление
мотивации
выбора
педагогических
профессий.
Создан
банк
межпредметных
заданий
для
предпрофильной
подготовки.
Аналитические
записки
об
эффективности
социальных практик,
корректировки
рабочих программ.
Сборник
методических
материалов
Разработаны
методические
рекомендации
для
общеобразовательных
школ по созданию и
деятельности
педагогических
классов,
13.
.
3
4
5.
6
7.
Анализ
результатов
2
внедрения
разработанных
продуктов
в
практику
деятельности
ОУ
по
организации профилизации
образования в условиях
педагогического класса.
Проведение методического
советов, заседаний рабочей
группы
по
выработке
предложений
по
корректировки проекта.
Корректировка проекта и
всех учебно-методических,
нормативно-правовых
сопутствующих материалов.
Презентация результатов
проекта муниципальной и
региональной
педагогической
общественности.
Ноябрь- декабрь
2024
Зам. директора
по УВР
Февраль –март
2024
Директор,
зам. директора
по УВР
Апрель – август
2024
Директор,
зам. директора
по УВР
В течение
учебного года
Директор,
зам. директора
по УВР
Проведение Региональной
научно-методической
конференции
Определение
направлений
дальнейшего
совершенствования
организации профилизации
образования в условиях
педагогических классов.
ноябрь 2024
Научный
руководитель
август-декабрь
2024
Директор,
зам. директора
по УВР
методические
материалы
мастерклассов, семинаров,
конференций, статьи
авторских разработок
педагогов.
Методические
рекомендации
для
общеобразовательных
школ по созданию и
деятельности
педагогических
классов.
Протоколы
с
решениями
о
внесении
корректировок
в
проект
Проект
и
пакет
документов по его
реализации
Обобщение
инновационного
опыта.
Материалы
стендовой
и
электронной
презентации.
Сборник материалов
Региональной
конференции
Тема
следующего
этапа
инновационного
развития ОУ
5.Перечень научных и (или) учебно-методических разработок
по теме инновационного проекта
1. Дополнительная общеразвивающая программа «Педагогический класс»,
утверждена от 05.09.2019 г.
2. Рабочая программа по дисциплине «Лингвокультурные коммуникации»
(10-11 класс)
3. Рабочая программа по дисциплине «Я - лидер: стратегии успеха» (10-11
класс)
4. Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессиональную
деятельность педагога» (9-10 класс)
5. Якимова Н.В. Как провести урок математики по теме
«Умножение»//Управление начальной школой. 2017. № 6
17
6. Якимова Н.В. Годовая циклограмма деятельности руководителя
школьного методического объединения учителей //Управление начальной
школой. 2017. № 10
7. Якимова
Н.В.
Три
новые
обучающие
структуры
в сценарии урока русского языка //Управление начальной школой. 2018. №
8. Якимова Н.В. Числа, Дед Мороз и лето» – конспект игрового
урока математики //Управление начальной школой. 2018. № 12
9. Якимова Н.В. Сценарий открытого урока к Международному дню
родного языка //Управление начальной школой. 2019. № 1
10. Якимова Н.В. Два новых метода для итогового заседания методического
объединения учителей //Управление начальной школой. 2019. № 5
11. Якимова Н.В. Урок математики в формате детективного расследования.
Конспект и готовые задания //Управление начальной школой. 2019. № 4
12. Якимова Н.В. Задания для математического квеста- детективного
расследования //Справочник классного руководителя. 2020. № 3.
6.Обоснование возможности реализации инновационного проекта
Возможность реализации инновационного проекта определяется
наличием правовых оснований, зафиксированных в действующих
нормативных, правовых актов Российской Федерации и Свердловской
области в сфере образования:
Так, в статье 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ обозначено, что: «общее образование вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в
процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний,
умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни
человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения
профессионального образования».
Подобная трактовка понятия «общее образование» прописана и в
тексте Закона Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области».
В статье 66 Федерального закона об образовании определено, что
«Основное общее образование направлено на становление и формирование
личности обучающегося (формирование нравственных убеждений,
эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры
межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук,
государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и
физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к
социальному самоопределению».
В этой же статье указано, что «Среднее общее образование направлено
на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося,
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе
индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего
общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе,
18
самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу
профессиональной деятельности».
Для
детей, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации статьей
42 данного документа предусмотрено оказание специальной психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, которая включает
«помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и
социальной адаптации».
Также реализация инновационного проекта регламентирована
следующими нормативными правовыми актами:
- Указ Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период
до 2024 года».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413;
- Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года
утверждены распоряжением
Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403;
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего
образования" утверждена Приказом Минобразования РФ от 18 июля 2002 г.
N 2783»;
- Государственная программа Свердловской области «Развитие
промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024
года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области
от 24.10.2013 № 1293-ПП;
- Постановление Правительства Свердловской области от 27.12.2013
№1669-ПП о порядке приема обучающихся в классы с углубленным
изучением отдельных предметов или для профильного обучения.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам, образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования.
Таким образом, указанные ссылки на нормативные документы в сфере
образования дают возможность реализации данного инновационного проекта
в действующем правовом поле.
7. Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта
Проект направлен на повышение эффективности профильного
образования
в
условиях
педагогических
классов,
обеспечение
преемственности между школьным и профессиональным образованием.
Реализация образовательного проекта «Педагогический класс»
19
позволяет объединить образовательные организации различных уровней
(ОО, СПО, ВПО) в целях осуществления ориентации школьников на
педагогические
профессии,
предоставления
им
возможности
профессиональных
проб,
сопровождения
профессионального
самоопределения
учащихся
педагогами,
обеспечения
устойчивых
координационных связей между ними, что является одним из условий
наличия устойчивых результатов.
В результате проекта планируется создание педагогических классов,
где обучение будут проходить учащиеся из других образовательных
организаций.
Предполагается ознакомление
широкой
общественности с
содержанием и деятельностью педагогических классов через проведение
семинаров, подготовку стендовых докладов, круглых столов, возможность
вовлечения общественности в обсуждение хода и результатов реализации
проекта с помощью информационных технологий.
На сайте образовательной организации будет создана страница,
посвящённая реализации проекта. Планируется подготовка печатных
отчётно-аналитических материалов по реализации каждого этапа проекта.
Публикация педагогов в научных изданиях. Издание сборников проектов
обучающихся.
Кроме того, диссеминация позитивного опыта по реализации проекта
будет способствовать расширению партнерских связей в образовании,
повышению
конкурентоспособности
и
имиджа
образовательных
организаций, реализующих данный проект, достижению нового качества
образования обучающихся.
20