Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №3» Камышловского городского округа Рассмотрена на заседании педагогического совета от " 26" августа 2021 г. протокол № 63 УТВЕРЖДЕНА директором МАОУ «Школа № 3» от «26» августа 2021 г. приказ № 88 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Компас 3 D моделирование» Возраст обучающихся:13-18 лет Срок реализации программы: 1 год Разработчик Кашина Светлана Владимировна, Учитель технологии, первой квалификационной категории г. Камышлов, 2021 год Пояснительная записка Цель – создать условия для успешного использования учащимися компьютерных технологий в учебной деятельности, обучить созданию электронных трёхмерных моделей, способствовать формированию творческой личности. Задачи: дать учащимся представление о трехмерном моделировании, назначении, промышленном и бытовом применении, перспективах развития. Способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению программ для 3D моделирования. Ознакомить учащихся со свободно распространяемым программным обеспечением для 3 D моделирования. - формирование у обучающихся устойчивой профессиональной направленности и психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений; -развитие у обучающихся профессионально важных компетенций, необходимых для дальнейшего развития конкурентоспособности и профессиональной мобильности личности в современных условиях; -подготовка обучающихся к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса; -формирование единого информационного пространства по профориентации; - разработка форм и методов социального партнерства профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций по вопросам профессионального самоопределения молодежи; -обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. -знакомство с программой «Компас 3D» (инсталляция, изучение интерфейса, основные приемы работы). Отработка практических навыков по созданию простой модели. Согласно учебному плану на изучение курса 3D моделирование на уровне образования отводится 34 часов 7-11 кл. Количество часов на уровень 34 34 Рабочая программа ориентирована на учебные пособия: Монахов М.Ю., Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс: Практикум / М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 172 с.: ил. Срок реализации рабочей программы 1 год. Планируемые результаты изучения учебного курса. Личностные результаты. Ученик научится (или получит возможность научиться) критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с 3д моделированием. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД. освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться: Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач. Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе посредством заданий типа: создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, записанные и созданные изображения, ссылки между элементами сообщения; подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой. Предметные результаты К концу обучения учащиеся научатся Как правильно и безопасно работать в мастерской; Работать с оборудованием, необходимых для работы; Работать в программе Компас 3D с простыми 3д объектами; Освоят основные особенности Зд принтера. Получат возможность научиться: пользоваться моделью 3D принтера «UralMAX»; овладеть принципами работы на прототипирующем оборудовании; овладеть современными прототипирующими технологиями самостоятельно; пользоваться редактором трёхмерной графики Компас 3D для сложных объектов; изготавливать 3д модели; пользоваться справочной литературой. Содержание учебного курса I. Основы 3D моделирования – 2 ч. Правила поведения на занятиях. Правила пользования инструментами, правила техники безопасности. Введение в моделирование. Понятия об осевой симметрии, симметричных фигурах, геометрических фигурах. Знакомство с возможностями 3D моделирования. Ознакомление с технологией изготовления моделей. Знакомство с моделью 3D принтера «UralMAX». Настройка печати, установка параметров. Изучение программ по созданию 3D моделей. II. Знакомство и работа в программе Компас 3D – 33 ч. Знакомство с интерфейсом программы. Изучение основных инструментов. Интерфейс редактора трехмерного моделирования. Базовые инструменты рисования. Камеры, навигация в сцене, ортогональные проекции. Инструменты модификации объектов. Изучение начальных навыком моделирования. Создание фигур стереометрии. Группирование объектов. Управление инструментами рисования и модификаций. Материалы и текстурирование. Самостоятельное проектирование моделей на заданную тему. Создание собственного мини-проекта: «Фигуры стереометрии. Тела вращения», «Создание моделей на основе стереометрических фигур», «Создание различных фигур». Тематическое планирование № Название раздела, темы разде ла п/п I Основы 3D моделирования 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Основные понятия 3D графики. Что такое моделирование. Виды моделирования. 2. Знакомство с моделью 3D принтера «UralMAX». II Знакомство и работа в программе Компас 3D 3. 4. 5. 6. 7. 8. Количество часов 2 1 1 33 Введение в программу Компас 3D: Интерфейс программы Компас 3D – LT Основные типы документов Электронный учебник в программе Компас 3D Единицы измерения и системы координат Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. Компактная панель Геометрические объекты: Инструментальная панель Инструмент «отрезок» Инструмент «окружность» Инструмент «вспомогательная прямая» Инструмент «дуга» Инструменты «фаска и скругление» Самостоятельная работа по теме «Геометрические объекты» Создание объектов: Глобальные привязки Локальные привязки Практическая работа по теме «Построение геометрических деталей» Лекальные кривые Сопряжение Общие сведения о размерах Самостоятельная работа по теме «Создание объектов» 1 Редактирование: Редактирование детали Операции «сдвиг» и «копирование» Операция «Удаление части объекта» Операция «Симметрия» 1 1 1 1 1 Операция «Масштабирование» 9. Самостоятельная работа по теме «Редактирование детали» 1 10. Создание 2D чертежа (зачет по теме 2D моделирование) 1 11. Знакомство с программой Cura для подготовки 3д моделей к печати 12. Трехмерное моделирование: Общие принципы моделирования Основные термины моделирования Эскизы, контуры, операции Моделирование деталей Дерево модели Редактирование в дерево модели Панель редактирования детали 13. Операция выдавливания Операция «вырезать выдавливанием» Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование. Операция «ребро жесткости» Операция «зеркальный массив» 14. Практическая работа по теме «Редактирование детали» Создание тел вращения 15. Подготовка модели к печати 16. Запуск 3д печати 17. Создание рабочего чертежа: Выбор главного вида детали Ассоциативные виды Примы работы с ассоциативными видами Построение ассоциативных видов 18. Построение простых разрезов Построение сложных разрезов Местный разрез Вид с разрывом 19. Практическая работа по теме «Создание рабочего чертежа» 20. Использование менеджера-библиотек 21. Функция сборки 22. Практическая работа по теме «Сборка» 23. Этапы реализации идеи в 3D принтере (Идея / Модель / Печать на 3D принтере). 24. Отработка навыков работы на 3D принтере. 25. Обработка напечатанной модели. 26. Работа над собственным проектом 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. Работа над собственным проектом Работа над собственным проектом Работа над собственным проектом Работа над собственным проектом Работа над собственным проектом Работа над собственным проектом Защита проекта Защита проекта 1 1 1 1 1 1 Итого: 34