Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №3» Камышловского городского округа Рассмотрена на заседании педагогического совета от " 26" августа 2021 г. протокол № 63 УТВЕРЖДЕНА директором МАОУ «Школа № 3» от «26» августа 2021 г. приказ № 88 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социальной направленности «Волонтерский отряд» Возраст обучающихся:12-18 лет Срок реализации программы: 1 год Разработчик: Попова Вера Викторовна, Учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории г. Камышлов, 2021 год Нравственный смысл жизни человека состоит в служении добру, но это слу жение должно быть добровольным, то есть пройти через человеческое сознание. В.С.Соловьев Волонтерство - институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра. Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебновоспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности. Новые формы вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, - одна из таких форм работы Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Программа кружка "Волонтерский отряд «РМИД»»" создана для учащихся 5-11 классов класса общеобразовательной школы, рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Работа кружка основана на теоретических и практических занятиях. Подростковый возраст - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах. Воспитательное значение примера социальной инициативы, глубина ее воздействия на самого инициатора и его ближайшее окружение могут оказывать моральное и духовное влияние, сопоставимое с эффективностью специально организованной воспитательной работы образовательных учреждений, профессиональных педагогов, семьи. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Участниками программы кружка волонтерского движения МАОУ «Школа №3» являются подростки среднего возраста, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. Волонтерство (добровольничество) - единый акт или группа акций социально значимого характера (физическая, экономическая, социальная, культурная поддержка), символ солидарности, созидательная и созерцательная сила, направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей (потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей граждан, изучение их личностного роста и осознание полного человеческого потенциала. Основная цель волонтерской деятельности в школе: развитие у учащихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах). Задачи: воспитание у учащихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.; содействие всестороннему развитию обучающихся; поддержка инициатив обучающихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности; расширение сферы внеучебной деятельности и вторичной занятости обучающихся; Направления волонтерского движения 1. психолого-педагогическое направление - воздействие на самочувствие и поведение участников движения; 2. социально-бытовое - воздействие на материальные, моральные, семейные и другие интересы; 3. социокультурное - влияние на уровень культуры, организацию досуга; 4. трудовое - организация трудовой занятости, профориентационная работа; 5. валеологическое - формирование здорового образа жизни; 6. социально-правовое - повышение уровня правовой культуры, защита прав человека; 7. профилактическое - предотвращение возникновения социально-запущенной, маргинальной молодежи; 8. лидерское - формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни; 9. патриотическое - воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам; 10. информационное - внедрение новых технологий, обеспечение взаимосвязи между специалистами, пропаганда новых форм, методов, методик. Кружок "Волонтерское движение" - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Ожидаемые результаты: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников; приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.); получение школьником опыта самостоятельного социального действия; сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы Возраст детей, учавствующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 12-14 лет Волонтеры нашего движения - это не только ребята из благополучных семей, но и те, которые находятся в группе риска. Им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда они узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. Миссия: Миссия нашего волонтерского движения – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию. Форма занятий: Групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные, коллективные. Акция, встреча, выставка, диспут, игра, концерт, конкурс, круглый стол, лекция, мастеркласс, поход, праздник, презентация, спектакль, фестиваль, экскурсия, ярмарка и др. Содержание программы 1.Вводное занятие. Знакомство. Основы добровольческой деятельности.-4ч Теория – 2 часа: Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Практика-2 часа: Знакомство в группе «Узнаём друг друга». Диагностика «Приоритет жизненных ценностей» (анкета).Игра «Расскажи мне о себе». Заповеди волонтеров. Подведение итогов 2.Возникновение и развитие волонтёрского движения -6ч Теория -2ч: Понятие о добровольческой ( волонтёрской ) деятельности. Добровольчество в современной России. Качества необходимые волонтёру. Цели и задачи, планирование. Практика -4ч: Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год.Анкетирование: «Что ты готов сделать для улучшения мира?» Оформление стенда.Подведение итогов. 3.Все различны – все равны-12ч. Теория-2ч: Специфика добровольческой помощи пожилым людям, участниками ВОВ. Основы общения с пожилыми людьми. Практические рекомендации добровольцам по работе с пожилыми людьми. Подготовка к Акции «Поделись улыбкою своей» Подведение итогов. Практика-10ч: Изготовление цветов своими руками для пожилых людей. Организация и проведение «Дня пожилого человека». Посвящение в волонтеры. Акция «Поделись улыбкою своей. Подведение итогов. 4.Познание и творчество-12ч. Теория – 2ч: Мир творчества. История празднования Дня матери. Моя любимая игра в детстве ; игры наших родителей .Планирование творческих мероприятий. Изучение сценариев к мероприятиям Практика – 10ч: Экскурсия в музей. Выставка портретов мамы. Подготовка к новогоднему концерту. Изготовление плаката. Вечер «Я творческая личность» Подведение итогов 5.Подари радость-12ч Теория -2ч. Анкетирование «Что такое радость?» Беседа «В чем истинная сила человека»«Творим добро своими руками» Практика -10ч. Подготовка к акции «Мы разные, но мы вместе». «Мы разные, но мы вместе» акция, посвящённая Международному Дню инвалида» Подготовка к рождественским посиделкам. Вечер, посвященный «Рождеству» Конкурс «Мой друг» ( рисунки, плакаты, сочинения)Сбор подарков детям с ограниченными возможностями здоровья. Итоги 6. Основы и формирование ЗОЖ – 12ч. Теория -2ч. Роль здоровья в жизни человека. Беседа о сохранении здоровья. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки. Круглый стол «Мы хотим быть здоровыми» Итоги Практика -10ч. Игра «больной – здоровый». Веселые старты. Фотоконкурс. Организация, подготовка и проведение мероприятия ко «Дню Защитников Отечества» Подведение итогов 7.Донорство- 6ч. Теория -2ч. Что я знаю о донорстве. Знакомство со службой крови в России и за рубежом. Практика -4ч. Изготовление листовок ко «Дню донора». Акция «От сердца к сердцу». 8.Добро, милосердие и сострадание-6ч. Теория -1 ч. Что такое доброта. Кого можно назвать добрым. Понятие «Милосердие». Воспитание потребности делать добро, сострадать. Какие качества присущи доброму человеку. Твори добро. Волонтеры и добрые дела. Быть честным перед собой и перед другими. Практика -5ч. Диспут «О милосердии». КТД «Подарок просто так». Акция «День служения добру». «Так что есть красота?» -диспут. Акция «Миллион добрых дел» Конкурс рисунков «Лицо добра» Подготовка к 8 марта. Оказание помощи ветеранам ВОВ. Акция «Материнские сердца». Подведение итогов Отчетное мероприятие. Тематическое планирование «Школьный дилижанс» № 1-2 3-4 5-6 7-8 Тема Вводное занятие. Инструктаж по ТБ Знакомство с нормативными и правовыми документами волонтерской деятельности в РФ. Составление плана работы Подготовка и проведение Дня чтения Подготовка к «Дню пожилого человека» Кол-во часов 2 Сроки 2 3-7 сентября 10-14 сентября 2 17-21 сентября 2 24-28 сентября Примечание Развешивание поздравительных открыток на подъездах домов микрорайона посвященных «Дню пожилого человека» Поздравление ветеранов педагогического труда с днем учителя Концепция и кодекс волонтерства Акция «День без интернета» Освещение деятельности волонтёрского отряда на сайте школы за 1 четверть 2 1-5 октября 2 8-12 октября 2 15-19 октября 2 22-26 октября 1920 2122 Календарь добрых дел 2 2324 2526 2728 2930 Я хочу, я могу быть 2 волонтёром! Игра – дело серьёзное 2 3132 3334 3536 3738 3940 4142 4344 4546 4748 4950 5152 Календарь добрых дел 2 Добро шагает по планете 2 Думая о будущем 2 Помощь как смысл жизни 2 9-10 1112 1314 1516 1718 2 Акция «Пусть всегда будет 2 мама!» Акция «Я выбираю ЗОЖ». Новогодние «Хороша ты, зима!» 2 праздники 2 зимушка- Акция «Я знаю! Я умею! Я 2 научу!» Акция «Добры молодцы» 2 «Для милых мам». 2 Календарь добрых дел 2 Всё в наших руках 2 Событие – это интересно! 2 Событие – это важно! Команда – это вместе! 2 5354 5556 5758 5960 6162 6364 6566 Мой выбор – правильный 2 выбор Открытые сердца 2 6768 Экологический «Цветущий май». 68 Резерв Календарь добрых дел 2 Слово творит чудеса 2 Я доброволец, а это значит 2 Акция «Памяти павших» 2 Трудовая акция «Школьный 2 двор». десант 2 1 Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей Игра Анкета Беседа Словесный Собеседование 2.Возникновение и развитие волонтёрского движения Анкетирование Дискуссия Словесный Опрос 3.Все различны – все равны Игра Акция Словесный Практический Опрос 4.Познание и творчество Экскурсия Практический Творческий Отчет 5.Подари радость Акция Беседа Наглядный Опрос 6.Основы и формирование ЗОЖ Игра Круглый стол Словесный Опрос 7.Донорство Акция Словесный Опрос 8.Добро, милосердие и сострадание Диспут Акция Наглядный Творческий отчет 9.Воспитание патриотизма Беседа Акция Встреча Репродуктивный Опрос Творческий отчет 10Подведение итогов Беседа Словесный Опрос Необходимые условии реализации Программы: 1.Материально- техническое обеспечение: -кабинет необходимой мебелью - наличие компьютера, фотоаппарата 2. Информационное обепечение: 1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров 2."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua 3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319 4.«Донорство» сайт: http://www.donors.ru 5. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России Дидактическое обеспечение: -Методические рекомендации по организации и проведению тренингов. -Методические разработки тренингов: Тренинг лидерства, тренинг творчества, Тренинг взаимодействия с коллективом. Тренинг на коммуникативное общение. Тренинг «Мы знаем как себя защитить. - Планы проведения обучающих семинаров. - Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности - Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных средств. -Методические карточки тренинговых занятий Кадровое обеспечение: Для реализации данной программы необходимо привлечение специалистов, работников социальной службы, сотрудников полиции. Список литературы и интернет- источников Для педагога 1. Целевая программа ведомства «Вовлечение молодежи Республики Мордовия в волонтерскую деятельность» разработанная Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи 2. Программа обучающего курса школы волонтеров «Академия добра» ГУ «Мордовский республиканский молодежный центр» 3. Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010 – 160 с. 4. Либоракина, М., Якимец, В., Гражданские инициативы и будущее России, - М., 1997 5. Агапов, Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 №21. 6. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1 7. Добровольцы: как их найти и удержать / под. ред. Гриффит, К.М.: Педагогическое объединение «Радуга». 1995г. 8. Дьячек, Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под.ред. Л.В. Никитиной. – М.: «ACADEMIA» 2000г. 9. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917-февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург., Щит. – М.: 2003Г. – 456 с. 10. ДМТ – молекула духа. Революционное медицинское исследование и мистического опыта : Рик Страссман – Москва, ИГ – «Весь», 2010г. – 352 с. 11. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2 Для детей «Я - Лидер» информационно-методический сборник. Киров 2008 Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №1 Ижевск 2007 Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №2 Ижевск 2008 Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №3 Ижевск 2008 Физкультминутки (сборник) выпуск №3. Волгоград 2007 Командные игры-испытания (сборник) М.2004. Коваленко В.И. «Младшие школьники после уроков» 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. М. 2007 Для родителей Волонтерское движение http:// www. Adolesmed. Ru/ volunteers.html Институт волонтества http://inductorl.ucoz.ru/publ/ institut Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно- методическое пособие. М.: «Фонд содействия образования XXI века». 2005. С.4. Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? Курьер ЮНЕСКО. 2001. Июнь. С.28. Приложение Концепция волонтерства: Волонтерство способствует улучшению качества жизни, а так же развитию солидарности между людьми. Волонтерство способствует более уравновешенному экономическому и социальному развитию. Волонтёрство дает возможность создавать новые профессии и открывать новые рабочие места. Она проявляется через: активное участие граждан в жизни общества. Организованное движение внутри ассоциации. Обязанности волонтера: Поощрять индивидуальное участие в жизни общества. Участвовать в обучении вновь прибывших членов, указывая на ту ответственность, которая на них возлагается, в зависимости их способностей, того времени, которым они располагают, а также того, что их интересует. Координировать свою работу со всеми членами коллектива в духе взаимопонимания и взаимоуважения. Если вы решили стать волонтером, выберите тот сектор проблем, который больше всего подходит вам. 1. Наведи справки о проблемах, которые интересуют тебя! Поищи информацию об интересующей тебя проблеме, найди те организации или тех волонтеров, которые пытались решить такие проблемы. Если такой группы не существует, почему именно тебе не создать её? Возьми инициативу на себя в школе, лицее или в своем квартале, вместе со своими товарищами и друзьями! 2. Подумай о тех умениях и навыках, которыми ты можешь поделиться! Если тебе нравятся мероприятия на свежем воздухе, нравится работать на компьютере или в группе, попробуй найти мероприятия для волонтеров, включающие твои интересы. 3. Хотел бы ты научиться чему-то новому? Может быть, ты желаешь научиться чему-то новому, узнать новых людей и новые ситуации? Включись в действия волонтеров, которые откроют перед тобой новые возможности для углубления твоих знаний в различных областях деятельности. 4. Совмести приятное с полезным! Включись в волонтерские действия, которые помогут тебе достичь новых высот. Например, если ты хочешь похудеть, то прими участие в мероприятиях, проводимых, а свежем воздухе, которые требуют больших физических усилий 5. Не разбрасывайся! Сохрани равновесие между твоей деятельностью волонтера, учебой и другими мероприятиями, в которых принимаешь участие. Подумай о своем расписании и о свободном времени, которым располагаешь. 6. Вовлеки в волонтерскую деятельность и своих друзей! Вступи в волонтерское движение вместе со своими друзьями! У тебя будет возможность работать в разных проектах рядом с ними, и ты будешь чувствовать себя свободно с самого начала. 7. Будь творческой личностью! Возможность стать волонтером существует всегда, ты должен только быть начеку, быть проницательным и подходить творчески в решении любого вопроса! Будь уверен в том, что где-то кто-то нуждается в твоих силах идеях и в твоей поддержке. 8. Будь честным и открытым! Посвяти себя делу, на которое пал твой выбор! Работай с улыбкой на лице и с уверенностью, что тебе удастся изменить что-то в лучшую сторону. Удовлетворение, которое ты получишь, будет безмерным! В случае нарушения настоящего Кодекса Волонтера доброволец теряет свой статус и отстраняется от участия в волонтерской деятельности. I. Основные понятия и термины: Волонтер - это человек, который своим участием на добровольной, безвозмездной основе оказывает посильную помощь окружающим по проблеме профилактики. Волонтерская деятельность - является одним из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135 - ФЗ от 7 июля 1995г. II. Принципами волонтерской деятельности являются: солидарность с принципами и целями организации 9деятельность волонтера направлена на достижение целей волонтерского движения и не противоречит его принципам); добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера); безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельность в организации и по распоряжению администрации: командировочные расходы, затраты на транспорт другие); добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца); законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ). III. Волонтером может быть... любой человек, достигший 14 лет IV. Основания для приобретения статуса волонтера принятие целей, методов и принципов деятельности волонтерского отряда; активное участие в деятельности волонтерского движения; заполнение анкеты и собеседование с кем-либо из руководителей волонтерского отряда; V. Волонтер имеет право: 1. Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям. 2. Получает всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним задач. 3. Просит учреждение предоставить документы (справки, рекомендации), содержащие сведения о характере, качестве и объеме выполненных работ, уровне проявленной квалификации. 4. Вносит предположения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности. 5. На признание и благодарность за свой труд. 6.Получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач. 7. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины). 8. Прекратить свою деятельность волонтера. VI. Волонтер обязан: Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу. Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей). Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже; Беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией. Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения; Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели. VII. Руководитель волонтерского отряда имеет право: 1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу. 2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается. 3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов. 4. Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного образования, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности. VIII. Образовательное учреждение, на базе которого сформирован волонтерский отряд, обязательно: Создать волонтеру все необходимые ему условия труда. Разъяснять волонтеру его права и обязанности. Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности или, в случае, если деятельность может предоставлять угрозу жизни и здоровью волонтера, обеспечить его медицинского страхование). Предоставлять волонтеру полную информацию о деятельности организации. Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности. Проводить обучающие семинары и тренинги. IX. Приостановление и прекращение волонтерской работы. 1. Волонтер, желающий приостановить или прекратить волонтерскую деятельность, должен известить об этом в течение 2 недель. 2. Организация может отказаться от сотрудничества с волонтером во всех или некоторых областях деятельности, если волонтер регулярно не выполняет порученную ему работу и нарушает положения настоящего Кодекса.