Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №3» Камышловского городского округа Рассмотрена на заседании педагогического совета от " 26" августа 2021 г. протокол № 63 УТВЕРЖДЕНА директором МАОУ «Школа № 3» от «26» августа 2021 г. приказ № 88 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социальной направленности «Юные инспекторы движения» Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 1 год Разработчик: Кашина Светлана Владимировна, Учитель технологии, первой квалификационной категории г. Камышлов, 2021 год Пояснительная записка Основная направленность программы - социальная. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на специализацию по профилактике безопасности дорожного движения. Актуальность программы Сфера дополнительного образования играет большую роль в развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии. Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем возрасте сформировать активную жизненную позицию. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения) существует уже более 35 лет, это направление актуально и востребовано и сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и воспитательных задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция, ответственность и т.п. Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожнотранспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет. К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения в этом мире. В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и совершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной программы «Юные инспекторы дорожного движения». Новизна программы в том, что образовательный процесс в ходе реализации системы работы отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дополнен другими дисциплинами, способствующими личностному развитию ребенка, развитию его творческих способностей, что, в свою очередь, позволяет повышать общую культуру подрастающего поколения, культуру его поведения на дорогах, формировать крепкую базу для становления ребенка как грамотного участника дорожного движения. Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся и теми условиями образовательного пространства, которые складываются на сегодняшний день в нашем регионе. Программа разработана в соответствии со следующими законами и нормативными документами, регламентирующими деятельность по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма и пропаганде безопасности дорожного движения: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в последней редакции); Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г.; Правила дорожного движения РФ (в последней редакции); Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации; Цели и задачи Основная цель программы – создание условий для развития гражданственности школьников, воспитания культуры поведения на улицах и дорогах, привлечения детей к организации пропаганды изучения и выполнения правил дорожного движения. Для реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый ряд воспитательных, развивающих, обучающих и организационно - практических задач, в число которых входят: -развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; -создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД; -развитие качеств личности и способностей обучающегося, способствующих наиболее полному раскрытию его как юного помощника инспекторов ГИБДД (коммуникативных качеств, эрудированности, наблюдательности, аналитических способностей и т.д.), мотивация обучающихся к совершенствованию через развитие целого спектра творческих навыков; -формирование «Я» - концепции, адаптация к социуму; -развитие потребности в социальной инициативе и гражданской позиции; -всестороннее развитие творческих способностей посредством совместного социального творчества. Также для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Обучающие: -повысить уровень знаний обучающихся по ПДД РФ; -способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и дорогах, навыков по оказанию первой доврачебной помощи; -способствовать приобретению навыков социально значимой деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. Развивающие: -развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; -способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах. Воспитательные: -воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге; -формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного этикета; -формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Решение данных задач способствует не только достижению поставленной программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей, принятых в нашей образовательной системе. Данная дополнительная образовательная программа способствует: -умственному развитию - обучающиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог; -нравственному воспитанию - через занятия у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей - уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности,), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения; -эстетическому воспитанию - участвуя в художественных, литературных, иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный уровень. Возраст обучающихся Данная программа рассчитана на обучение детей 11-16 лет. Поскольку именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки, связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и технические. В группе предполагается не более 10-15 человек, набор свободный, состав постоянный. Группа разновозрастная. Сроки реализации программы Программа рассчитана на один год и содержит 68 часов при 34 учебных неделях в год из расчета 2 часа в неделю. Формы и режим занятий По форме проведения занятий программа предполагает групповую работу, проведение массовых мероприятий, акций. индивидуальную и Ожидаемый результат Выполнение задач стоящих перед программой позволит: Сокращение количества ДТП с участием обучающихся. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований; увеличение качества диагностических работ). разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма; внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно – транспортного травматизма; расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения; повысить дорожную грамотность учащихся; сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой; повысить ответственность детей за свое поведение на дороге. Способы проверки усвоения программы тестирование; анкетирование; решение практических заданий на знание ПДД. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 полугодия учебного года с 15 по 25 декабря. Формы проведения промежуточной аттестации могут быть следующие: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, зачет. Результатом промежуточной аттестации являются низкий, средний или высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы: Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями; Средний уровень-деятельность выполняется по образцу , качественно, аккуратно; Высокий уровень- проявляется творческое отношение к выполнению той или иной деятельности. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОТРЯДА ЮИД: В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся должны знать: опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне; типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям; опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением; места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.; название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; Правила: перехода улиц и дорог по сигналам светофора; перехода улиц и дорог по пешеходным переходам; перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости; воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом; движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми); движения группы детей в сопровождении взрослых; этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми; безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. Учащиеся должны уметь: переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов); правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. Учащиеся, кроме перечисленного выше, должны знать Правила: перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков; перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями. Учащиеся должны уметь: переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из общественного транспорта; ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней; не создавать помех движению транспорта; определять опасные и безопасные участки дорог и улиц; дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта. Учащиеся, кроме перечисленного, должны знать: что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит; А также Правила: перехода дорог с двусторонним и односторонним движением; перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта; перехода железной дороги. Учащиеся должны уметь: ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей; переходить железнодорожные пути; переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта. Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся: устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте; познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь); понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать; самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Содержание программы 1.Введение. Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД. Знакомство с задачами отряда. 2. ПДД. 2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. 2.2. Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира. 2. 3. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение, установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. 2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. 2.5. Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора. 2.6. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. 2.7. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. 2.8. Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями. 2.9. Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда. Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части. 2.10. Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и маневрирования. Технические требования к велосипеду. 2.11. Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны). Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов. 2.12. Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода, контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда, промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров. 2.13. Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями, слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной линии. 2. 14. Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в движении. 2.15. Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом. Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным легковым автомобилем или такси. 2.16. На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами. Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через железнодорожные пути. 2.17. Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных. 2. 18. Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть на дороге опасные ситуации- «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход, идущий вдоль проезжей части. 3.ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ. 3.1. Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью. ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела. 3.2. Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика (капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута, (закрутки). 3.3. Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии транспортных средств (носилки, щит, доска). 3.4. Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти. 4. ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ. (Подготовка агитвыступлений. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах и акциях по БДД, выступление агитбригады в классах школы. И др.) 4.1 Подготовка агитвыступлений, видеороликов 4.2 Просмотр видеофильмов 4.3 Встречи с работниками ГИБДД 4.4 Разработка группового проекта по БДД 4.5 Изготовление реквизита для агитационной работы, наглядных пособий, плакатов, стенгазет по ПДД 4.6 Проведение профилактических мероприятий с учащимися школы Тематическое планирование. № Теоретическая часть 1 1.1. Введение Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка Изучение правил дорожного движения Разработка и изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Дорожные знаки и дополнительные средства информации Правила движения пешехода. Где и как переходить улицу? Элементы улиц и дорог. Регулируемый перекрёсток Нерегулируемый перекрёсток Правила движения велосипедистов, мопедиста Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте Движение группы пешеходов и велосипедистов Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду и мопеду. Фигурное вождение велосипеда. Дорожная разметка. Правила пользования транспортом На железной дороге. 2 2.1. 2.2. 2.3. 2. 4. 2.5. 2.6. 2.7 2.8 2.9 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 2.14. 2. 15. 2.16. Кол-во часов 1 В т.ч. Теория 1 1 В т.ч. Практика - 23 10 2 13 1 2 - 2 3 2 2 1 1 1 1 1 2 1 3 3 3 1 1 1 2 2 2 2 2 3 2 1 2. 17. 2. 18. 3 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 Движение по загородной дороге Дорожные ловушки Первая медицинская помощь Ожоги, обморожения Виды кровотечений. Остановка кровотечений Транспортировка пострадавших Переломы Творческие мероприятия Подготовка агитвыступлений, видеороликов Просмотр видеофильмов Встречи с работниками ГИБДД Разработка группового проекта по БДД Изготовление реквизита для агитационной работы, наглядных пособий, плакатов, стенгазет по ПДД Проведение профилактических мероприятий с учащимися школы ИТОГО 7 1 2 2 1 30 8 5 15 - 1 5 1 1 1 2 40 10 5 20 1 4 24 44 1 40 68 Методическое обеспечение Формы занятий В отряде активно используется система чередующихся творческих поручений: такая форма самореализации членов отряда помогает определить и более предметно развивать творческие способности ребенка, что, в свою очередь, будет способствовать и развитию его поведенческой культуры на дороге. Для полноценной реализации данного направления образовательного процесса в программе предусмотрено использование таких форм занятий, как тренинги, агитбригады, театрализованные представления, КВН, встречи за круглым столом с представителями ГИБДД, конкурсы, викторины, игры. В связи с необходимостью усовершенствования профилактической работы, с поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, формирования грамотного участника и пропагандиста правил дорожного движения в программе делается акцент на построение новой системы работы детского объединения юных инспекторов движения. Игровые технологии, метод КТД (коллективное творческое дело), применяемые в программе, дают ребенку возможность через ситуации, которые воссоздают опыт безопасного поведения на дорогах и улицах, включиться в практическую деятельность и, тем самым, совершенствовать собственное поведение. Обязательными принципами образовательного процесса при реализации данной программы являются: компетентностно-ориентированный подход к обучению; взаимодействие Центра внешкольной работы и иных учреждений и структур прямо или косвенно влияющих на решение проблемы профилактики детского дорожнотранспортного травматизма; учет возрастных, психофизических особенностей и индивидуальных личностных качеств детей и подростков; принцип трех С- сотворчество, сотрудничество содействие. Методы и приемы словесные – рассказы, беседы, круглые столы и т. д.; наглядные - показ иллюстрационного материала (плакатов, схем, мультимедийных пособий и т.д.); практические - выполнение практических заданий в рабочих тетрадях, участие в тренинговых и игровых формах проверки знаний по ПДД, решение задач, кроссвордов, тестов, экскурсии, для изучения программного материала; Методическое обеспечение по данному направлению включает в себя: уголок безопасности дорожного движения; изображения знаков дорожного движения; кроссворды, тестовые и иные задания по Правилам дорожного движения и иным изучаемым в ходе реализации образовательной программы темам; наглядные, мультимедийные, игровые пособия для проведения практических занятий и иллюстрации теоретического материала; тесты по Правилам дорожного движения; наборы плакатов; компьютерное учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»; мультимедийные игры; правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по - ПДД, подшивка газет «Добрая дорога детства»; слайдовые презентации, видеофильмы; раздаточный материал по теме детская художественная, методическая литература; собственные разработки автора программы. Техническое оснащение занятий: -фотоаппарат, компьютер, принтер, мультимедийная установка «Зарница», тренажер «Гоша». Формы подведения итогов тестирование; анкетирование; решение практических заданий на знание ПДД. Список литературы Для обучающегося 1. Буланова С. Правила поведения на дороге. - «Стрекоза-Пресс», Москва, 2012г. 2. Газета «Добрая дорога детства» 3. Дорохов А.А. Зелёный, жёлтый, красный. - Издательство «Детскаялитература», Москва, 1975 4. Кривич М. А. Школа пешехода. - Издательство «Малыш», 1984 5. Петров А.В. Я бегу через дорогу. - Изд. дом «Карапуз» 6. Правила дорожного движения. - Москва, 2014. 7. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения. - М., «Просвещение», 2008 8. Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. – М., 2006 Для педагога 1. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внешкольной работе. - Ростов н/Д, 2009. 2. Газета «Добрая дорога детства». 3. Изучение правил дорожного движения. - Вологда, 2014. 4. Комментарии к Правилам дорожного движения. 5. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М, 2012. 6. Методические рекомендации по организации работы среди учащихся школ по правилам дорожного движения. - Майкоп, 2012. 7. Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. - Вологда, 2011. 8. Петров С.В. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. – М., 2004Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск – 2012. 9. Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Методические материалы. - Вологда, 2012. Рекомендательный материал по пропаганде правил дорожного движения. - Вологда, 2002 11. У светофора каникул нет/ рекомендации/. - Вологда, 2011 12. Учителю о правилах дорожного движения./ Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. – М., Просвещение, 2009 13.Эйгель С.И. Словарь дорожных знаков. - Эксмо-Пресс, Москва, 14. 2002Эйгель С.И. 25 уроков по ПДД. - Эксмо-Пресс, Москва, 2009. 10.