Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №3» Камышловского городского округа Рассмотрена на заседании педагогического совета от " 26" августа 2021 г. протокол № 63 УТВЕРЖДЕНА директором МАОУ «Школа № 3» от «26» августа 2021 г. приказ № 88 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Физкультурно – оздоровительной направленности «Футбол» Возраст обучающихся:16-18 лет Срок реализации программы: 1 год Разработчик: Копытко Александр Степанович, учитель физической культуры первой квалификационной категории г. Камышлов, 2021 год Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования, нормативных документов для учреждений дополнительного образования по физической культуре, опыта работы тренеров и педагогов школ. Программа «Футбол» не предусматривает подготовку мастеров высокого класса, а направлена на оздоровление и физическое развитие детей, на формирование таких физических и психических качеств и способностей, которые позволят осваивать футбольные навыки. Программа рассчитана для работы с детьми. Направленность программы - физкультурно-оздоровительная. Актуальность и новизна Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление воспитанников. Программа так же актуальна в связи с возросшей популярностью вида спорта футбол в нашей стране. Цели и задачи программы Цель дополнительной образовательной программы – обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья учащихся по средствам игры в футбол. Воспитание гармоничной, социально активной личности. Решение задач, поставленных перед учебными группами предусматривает: привитие интереса к систематическим занятиям футболом; укрепление здоровья детей средствами физической культуры; обеспечение общефизической подготовки; овладение основами игры в футбол; привитие навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины; выявление перспективных детей и подростков для последующего обучения; совершенствования их спортивного мастерства. Ожидаемые результаты и способы их проверки К концу учебного года учащиеся: 1. Приобретают теоретические знания по всем разделам теоретической подготовки. 2. Знают и применяют основы атакующих и защитных действий. 3. Владеют следующими техническими приёмами: перемещения в сочетании с 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. техникой владения мячом, удары головой в прыжке, ведение правой и левой ногой, изменение направления и ритм движения. Знают основные правила игры в футбол. Применяют в практической игре: обманные движения и отбор мяча, групповые комбинации. Выполняют «финты» с учётом игрового места в составе команды. Умеют оценивать игровую ситуацию. Осуществляют переход от обороны к атаке. Выполняют простейшие комбинации в стандартных ситуациях. Умеют оценивать свои игровые действия. 11. Осваивают действия вратаря (занимать правильную позицию при «угловом», «штрафном», свободном ударах вблизи своих ворот). 12. Приобретают практику судейства игр. У детей повышается уровень функциональной подготовки. Улучшается координация движений, скорость перемещения, мобильность. Появляется мотивация к учебной деятельности. Педагогический контроль Важнейшей функцией управления педагогическим процессом является контроль, определяющий эффективность учебной работы на всём её протяжении. Применяются следующие виды и формы контроля: предварительный контроль (оценка уровня развития физических качеств), осуществляется педагогом в форме тестирования. текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом в форме наблюдения. промежуточный контроль, (за подготовленностью - (навыки)) проводится один раз в полугодие в форме тестирования. итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме выполнения контрольных упражнений (тестирование) по общей физической подготовке, уровню освоения навыков футбола, а также теоретических знаний. Нормативные требования по всем компонентам подготовки и описание тестов см. в приложении к программе. Организация деятельности учащихся Формы организации деятельности учащихся: Основными формами обучения игры в футбол, являются: групповые занятия, которые отвечают характеру игры в футбол, предусматривают повышенное требование взаимодействия между игроками, необходимость решения коллективных задач, а так же тестирование, участие в соревнованиях и инструкторская и судейская практика. В групповых занятиях занимающиеся выполняют задание при различных методах организации: фронтальном, в подгруппах, индивидуальном. При начальном обучении основам используется фронтальный метод обучения, так как он позволяет более полно контролировать и корректировать деятельность занимающихся. Учебно-тематический план № п\п I 1 2 3 4 5 6 II 1 2 3 4 5 III 1 2 3 Примерный учебно-тематический план для всех возрастных категорий Количество часов Наименование разделов и тем Форма контроля теория практика Теоретическая подготовка Физическая культура и спорт в России 1 Краткий обзор развития футбола в России за 1 рубежом Краткие сведения о функциональных органах и Опрос, собеседование, тестсистемах организма, влияние физических 1 задания упражнений на организм человека Гигиена, закаливание, режим питания. 1 Правила игры 1 Оборудование и инвентарь 1 Всего часов 6 Всего по разделу 6ч Общая физическая подготовка Выносливость 3 Силовые способности 2 Быстрота 2 Тестирование Гибкость 2 Ловкость 2 Всего часов 11 Всего по разделу 11ч Техническая подготовка Техника защиты 2 Техника нападения 2 Наблюдения, тестирование Техника игры 20 IV 1 2 V 1 2 VІ VІІ Всего часов Всего по разделу Тактическая подготовка Тактика защиты Тактика нападения Всего часов Всего по разделу Игровая подготовка Учебная игра Спортивные игры Всего часов Всего по разделу Инструкторская практика Всего по разделу Соревнования Всего по разделу Всего часов Итого часов 24 24ч 2 2 4 наблюдения 17 2 19 наблюдения 4ч 19ч 1 1ч 3 3ч 6 62 68 Календарно-тематическое планирование Всего: 68 часов. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. «Сто одно упражнение для юных футболистов.» - Малькольм Кук, А.С.Т. Астрель. Москва 2003 г. Харви Д., Даргвонт Р. «Футбол. Уроки лучшей игры.» - М.: Шико, 2007 г. Журнал «Физическая культура в школе.» - М.: 2009 г. №1. Кузнецов А.А. «Футбол. Настольная книга детского тренера. І, ІІ, ІІІ, IV этапы.» - М.: Олимпия. Человек., 2008 г. Новая школа футбольной тренировки «Олимпия Пресс», 2008г. Б.И. Плоп. «Подготовка футболистов. Теория и Практика.» Г.В. Манаков «Советский спорт» - 2007г. «Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения. Учебник для вузов.» - Ю.Д. Железняк, В.И. Савин, Ю.М. Портнов, А.В. Лексанов «Academia», 2008г. «Физическая подготовка футболистов.» - М.А. Годик «Олимпия. Пресс», 2008г. «Физические упражнения и подвижные игры. Методическое пособие» В.С. Кузнецов, Г.А. Колодгницкий, Н.Ц. Эпас, 2006г. «Футбол-это жизнь» (Взгляд из России) Петров А. Москва, 2004г. «Футбол в школе.» Швыдов И.А. «Терра-Спорт», 2002г. «Футбол. Основы игры.» Денни Милке. «Астрель», 2007г. «Футбол для начинающих.» Ричард Дангворд, Дж. Миллер. «Астрель», 2006г. «Футбол (Уроки спорта).» Дезор М. «АСТ», 2006г. «Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов.» Петухов А.В. «Советский спорт», 2006г. «Футбольный тренер.» «Терра-Спорт», Сассо Э., 2003г. «Убойный футбол и другие игры для детей.» Е.В. Пантилеева «Феникс», 2008г. «Физиология футбола.» Орджаникидзе З.Г. «Человек», 2008г. «Энциклопедия физических упражнений», Ежи Талага «Физкультура и спорт», 1998г. «Мой друг физкультура.» В.И. Лях «Просвящение», 2005г. «Футбол правила игры.» (Москва), МФ футбольных ассоциаций «Терра спорт» 2004г. «Мини футбол на уроке физической культуры.» (Москва) Веревкин М.П., «ТВТ Дивизион», 2006г. Журнал «Физическая культура в школе.» Москва 2009 г. №1.