МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодежи
администрации Камышловского городского округа
МАОУ «Школа №3» КГО
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководителем ШМО
заместителем директора
директором
________________________ ________________________
_______________________
Т.Ю.Кунгурцева
С.Г.Фертикова
И.Г.Третьякова
Протокол №1
Приказ №45
Приказ №45
от «1» сентября 2023 г.
от «1» сентября 2023 г.
от «1» сентября 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по биологии»
для обучающихся 10 – 11 классов
Камышлов 2023
Пояснительная записка
Практикум включает 9 разделов, два из которых выполняют контролирующую
функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний
показывает результативность работы и готовность к аттестации. Семь блоков курса
соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы
отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. В экзаменационную
работу, выполняемую выпускниками средней школы, входят задания по курсу
основной школы.
Изученные в 6—7 классах темы понятия не всегда повторяются в старших
классах, на это зачастую нет времени на уроках. По этой причине необходимо
дополнительное время на их повторение и понимание с учетом знаний по общей
биологии. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым
для каждого человека, и его повторение и осмысление с позиций выпускника
средней школы имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.
Изучая в 10 классе средней школы вопросы химического состава и
жизнедеятельности клетки, школьники еще не имеют необходимых знаний из
смежных предметов — химии, физики. Повторение этих знаний в 11 классе делает
их более прочными и обоснованными. Это касается также решения познавательных
задач по молекулярной биологии, генетике и экологии.
Элективный курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11
классе).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса
У обучающегося будут сформированы:
умение управлять своей познавательной деятельностью;
осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования:
готовности
к
осознанному
выбору
дальнейшей
образовательной
траектории;
умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, принеобходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки;
называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и
предлагать пути их преодоления. Учащийся получит возможность
научиться:
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД Учащийся научится:
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать
и
фиксировать
противоречия
в
информационных
источниках;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлятьцеленаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их
активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения элективного курса
Выпускник научится:
Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной
сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко
формулировать свои мысли.
Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне
организации жизни.
Обобщать и применять знания о многообразии организмов. Выпускник
получит возможность научится:
Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов
разных царств.
Сопоставлять
биологические
объекты,
процессы,
явления,
проявляющихся на всех уровнях организации жизни.
Устанавливать
последовательность
биологических
объектов,
процессов, явлений.
Применять биологические знания в практических ситуациях (практикоориентированное задание).
Работать с текстом или рисунком.
Обобщать и применять знания в новой ситуации.
Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.
Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.
Решать
задачи
молекулярной
биологии
базового
повышенного на применение знаний в новой ситуации
уровня
и
Содержание курса
10 класс
1. ВВЕДЕНИЕ – 3 часа.
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков
ЕГЭ и выполнению заданий ЕГЭ.
Вводное тестирование.
Выполнение одной из демоверсий ЕГЭ за предыдущие годы. Проверка
выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.
3. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ – 8 часов.
Общебиологические закономерности. Эволюция биологических систем,
саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи генетической
информации и пр.
Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад
ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии
биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А.
Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т.
Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель,
Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др.
Промежуточное тестирование. Тестовые задания типа: выбрать один
правильный ответ из четырех, вставить в текст правильные ответы из
предложенных, подчеркнуть в тексте ошибки и дать правильные ответы.
Практикум «Нахождение соответствия при повторении темы «Уровни
организации живой материи». Уровни организации материи: молекулярный,
клеточный,
тканевый,
органный,
организменный,
популяционновидовой,
экосистемный, биосферный. Признаки уровней: системность, саморегуляция и др.
Практическое занятие «Основные свойства живого». Рост, развитие,
раздражимость,
ритмичность,
размножение,
обмен
веществ
и
энергии,
саморегуляция, движение, определенный химический состав. Характеристика
свойств живого.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выбрать один
правильный ответ из четырех, найти соответствие. Анализ результатов.
4. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 11 часов.
Обзорная лекция «Химический состав клетки». Элементарный состав
клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
Практикум «Нуклеиновые кислоты». Строение, разнообразие и функции
нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Решение задач
на комплементарность.
Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами и
функциями органических веществ в клетке». Углеводы. Белки. Липиды.
Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная, сигнальная и др.
Структурно-функциональная организация эукариотических клеток».
Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения и функции на
конкретных примерах.
Практическое занятие «Клетки прокариот». Особенности
строения
прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой. Слабое развитие
мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др.
Лекция «Метаболизм в клетке». Понятие обмена веществ. Анаболизм и его
признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая фазы.
Катаболизм, его признаки. Строение митохондрий. АТФ и ее роль в клетке.
Подготовительный, бескислородный, кислородный этапы превращения энергии.
Промежуточное тестирование по теме. Выполнение заданий на виды
деятельности:
давать
характеристику,
определение,
сравнивать,
объяснять,
определять логическую последовательность, выявлять причинно-следственные
связи, решать задачи.
Практикум
центрифугирование,
«Методы
изучения
воздействие
клетки».
мутагенами,
Микроскопирование,
наблюдение,
описание,
моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии.
Клеточная инженерия. Анализ предварительного тестирования по теме.
Собеседование «Неклеточные формы жизни». Вирусы, бактериофаги и
другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и жизнедеятельности.
Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выберите
правильные ответы (один из трех, три из шести), установите последовательность,
определите по рисунку, решите задачу. Анализ результатов.
4. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 9 часов.
Размножение организмов. Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения:
бесполое, половое. Способы размножения организмов. Строение половых клеток.
Оплодотворение.
Общие закономерности онтогенеза. Стадии развития зародыша. Сходство
зародышей хордовых животных. Биогенетический закон и его значение.
Развитие организмов. Развитие прямое и непрямое (с полным и не
полным превращением). Влияние окружающей среды на развитие организма
(зародыша). Рудименты и атавизмы. Промежуточное тестирование. Тестовые
задания типа: определите по рисунку, установите последовательность, выберите
один правильный ответ из четырех.
Закономерности
наследственности
и
изменчивости.
Носители
наследственной информации — нуклеиновые кислоты. Строение хромосом,
расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение.
Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная
изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная (фенотипическая,
или
модификационная)
изменчивость.
Сравнение
наследственной
и
ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции.
Решение задач по генетике. Решение задач на моногибридное, дигибридное,
анализирующее скрещивание. Другие виды наследования признаков.
Составление родословной. Наследование признаков, связанных с полом.
Методы изучения наследования признаков у человека. Изучение родословной и
составление схемы генеалогического древа семьи. Решение задач.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания группы С —
решение задач по генетике и на установление причинно-следственных связей.
Выбор одного правильного ответа из четырех.
5. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ – 9 часов.
Основные систематические категории. Предмет систематики. Искусственные
и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия
для видов.
Характеристика царства Растения. Разнообразие организмов, особенности их
строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция
растений.
Характеристика царства Животные. Разнообразие организмов, особенности
строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция
животных.
Характеристика царства Грибы. Разнообразие организмов. Особенности
строения и жизнедеятельности грибов. Роль в жизни человека и в природе.
Лишайники.
Использование организмов в биотехнологии. Биологические основы
выращивания культурных растений и домашних животных. Направление развития
биотехнологии.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выбрать один
правильный ответ из четырех, три — из шести, дописать предложения, найти
ошибки в предложенном тексте и дать правильные ответы. Включить отдельные
тестовые задания из блоков 2—4.
6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ – 8 часов.
Биосоциальная природа человека. Место человека в системе органического
мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении,
поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов и систем органов
человека. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен
веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная
регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.
Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приемы оказания
первой помощи. Правила личной и общественной гигиены. Вредные привычки.
Доврачебная помощь.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на разные виды
деятельности
учащихся: характеризовать и приводить примеры, сравнивать, обобщать, делать
выводы, обосновывать и применять знания в повседневной деятельности.
7. Надорганизменные системы – 8 часов.
Эволюция
органического
мира.
Развитие
жизни
на
Земле.
Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых.
Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты,
кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы.
Предварительное тестирование по теме. Тестирование с использованием
заданий, демоверсий предыдущих лет. Анализ результатов. Рефлексия.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Создатели СТЭ. Движущие силы
эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция,
популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор. Результаты
эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к
условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс.
Вид, его критерии. Популяция. Определение вида и популяции. Критерии
вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал вида. Вид —
единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение
полов и возрастов. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
Гипотезы
возникновения
жизни.
Современные
представления
о
возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических соединений.
Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестирование по теме. Тестовые
задания на разные виды деятельности: называть, объяснять, описывать, давать
характеристику,
систематизировать,
моделировать,
определять
логическую
последовательность.
8. Экосистемы и присущие им закономерности – 9 часов.
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты – 1 час.
Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.
Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Решение познавательных задач. Работа с терминами по теме.
Экологические факторы. Абиотические факторы среды. Интенсивность
действия факторов. Взаимодействие факторов. Пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Промежуточное тестирование по теме. Тестовые задания.
Смена биоценозов. Причины смены биоценозов. Формирование новых
сообществ.
Биосфера – живая оболочка планеты. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в
биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера.
Круговорот веществ в природе. Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль
в биосфере.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на моделирование
процессов,
установление
последовательности,
причинно-следственных
интеграцию
знаний,
связей
и
логической
интерпретацию
событий,
прогнозирование, оценивание, практическое применение знаний.
9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тестирование по вариантам ЕГЭ. Задания части 1 и части 2.
Обсуждение выполненной работы. Анализ типичных ошибок. Рефлексия.
1. Биология. Готовимся к единому государственному экзамену / В. Б. Захаров,
А. Ю. Цибулевский, Н. И. Сонин, Я. В. Скворцова. — М.: Дрофа, 2006.
2. Мамонтов С. Г. Биология. — М.: Дрофа, 2008. (Выпускной/вступительный
экзамен).
3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. — М.: Просвещение,
1994.
4. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.:
Просвещение, 1993.
5. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская
линия В. В. Пасечника). — М.: Дрофа, 2008.
6. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская
линия Н. И. Сонина). — М.: Дрофа, 2008.
7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004.
8. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2005.
9. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Биология. Человек. — М.: Дрофа, 2005.
10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2003.
Тематическое планирование
№
Раздел (тема)
Колич Примечание
п/п
ество
часов
10 класс
1. Многообразие организмов. 9 часов.
1.
Основные систематические
1
категории.
Характеризовать задачи науки систематики.
Определять понятия «таксон», «естественная
система живых организмов».
Объяснять роль вида в классификации
организмов.
2.
Характеристика царства Растений.
1
называть основные свойства представителей
царства Растений. Характеризовать их
свойства и процессы жизнедеятельности.
3.
Эволюция растений.
1
понимать процессы эволюции растений и их
последовательность
4.
Характеристика царства
1
Животных. Беспозвоночные.
называть основные признаки, свойства и
процессы жизнедеятельности
Беспозвоночных животных
5.
Характеристика царства
1
Животных. Позвоночные.
называть основные признаки, свойства и
процессы жизнедеятельности Позвоночных
животных
6.
Характеристика царства Грибов.
1
называть основные свойства и признаки
представителей царства Грибов, их свойства
и процессы жизнедеятельности
7.
Лишайники.
1
объяснять выделение лишайников в
отдельную группу симбиотических
орагнизмов, знать их строение и виды
8.
Использование организмов в
1
биотехнологии.
Характеризовать особенности
биотехнологии как науки и практической
деятельности.
Раскрывать значение биотехнологии для
защиты окружающей среды.
9.
Решение тренировочных заданий
1
формирование умений выполнять задания в
по теме «Многообразие
формате ЕГЭ
организмов».
2. Человек и его здоровье. 8 часов.
10.
Биосоциальная природа человека.
1
Знать методы изучения организма человека;
о месте и роли человека в природе.
Уметь характеризовать социальную
сущность человека
11.
Строение и жизнедеятельность
1
Знать сущность процессов обмена веществ,
клеток, тканей, органов и систем
роста, возбудимости. Уметь распознавать на
органов человека. Опорно-
таблицах и описывать основные органоиды
двигательная система.
клетки; сравнивать клетки растений и
животных
12.
Внутренняя среда организма
1
человека.
Знать признаки биологических объектов,
сущность биологи-ческих процессов. Уметь
устанавливать взаимосвязь между строением
и функциями.
13.
Обмен веществ и превращения
1
энергии.
Знать определение понятий «пластический
обмен», «энергетический обмен». Уметь
характеризовать сущность обмена веществ и
превращения энергии.
14.
Нервная и гуморальная регуляции
1
деятельности человека.
Знать сущность процесса регуляции
жизнедеятельности организма. Уметь
характеризовать его механизмы.
15.
Высшая нервная деятельность.
1
Знать особенности высшей нервной
деятельности, познавательные процессы.
16.
Личная и общественная гигиена.
1
Вредные привычки. Приемы
Повторить вопросы гигиены, правила первой
помощи человеку в различных ситуациях.
оказания первой помощи.
17.
Тренировочные задания ЕГЭ по
1
теме «Человек и его здоровье».
формирование умений выполнять задания по
типу ЕГЭ
3. Надорганизменные системы. 8 часов.
18.
Эволюция органического мира.
1
Объяснять понятие «эволюция».
Описывать вклад различных учёных в идею
развития живого мира.
Раскрывать основные положения теории
эволюции Ж.-Б. Ламарка, Ч,Дарвина
19.
Решение тренировочных заданий
1
по теме «Эволюция
формирование умений решать задания по
типу ЕГЭ
органического мира».
20.
Синтетическая теория эволюции
1
(СТЭ).
Формировать представление о
синтетической теории эволюции.
Оценивать вклад российских и иностранных
учёных в развитие СТЭ.
21.
Результаты и направления СТЭ.
1
Определять понятия «биологический
прогресс, регресс».
Характеризовать и оценивать значимость
биологического прогресса для эволюции.
Определять понятия «ароморфоз»,
«идиоадаптация» «общая дегенерация.
22.
Вид, его критерии. Популяция.
1
Определять понятие «вид».
Характеризовать критерии вида, свойства
вида как биосистемы.
Определять понятие «популяция».
Характеризовать популяцию как
биосистему. Называть особенности
группового способа жизни особей в
популяции.
23.
Гипотезы возникновения жизни
1
на Земле.
Знать ранние гипотезы происхождения
жизни. Уметь анализировать и оценивать их.
Объяснять вклад ученых в формирования
представлений о происхождении жизни на
Земле.
24.
Биологическая эволюция, её
1
начальные этапы.
Называть и характеризовать основные
эволюционные преобразования организмов
на разных этапах развития жизни на Земле.
25.
Выполнение заданий ЕГЭ по теме
«Надорганизменные системы».
1
формирование умений выполнять задания в
формате ЕГЭ
4. Экосистемы и присущие им закономерности. 9 часов.
26.
Естественные сообщества живых
1
организмов и их компоненты.
Характеризовать особенности
биогеоценотического уровня организации
жизни, сравнивать их с особенностями
биосферного уровня.
27.
Решение заданий по экологии.
1
Работа с терминами.
28.
формирование умений выполнять задания
части 1 и части 2 в формате ЕГЭ
Экологические факторы среды.
1
знать и уметь приводить примеры
экологических факторов среды, их влияние
на биоценоз
29.
Биотические факторы среды.
1
Характеризовать разные типы межвидовых
отношений в биогеоценозах.
30.
Решение заданий по типу ЕГЭ на
1
экологические факторы.
31.
формирование умений выполнять задания
части 1 и части 2 в формате ЕГЭ
Смена биоценозов.
1
Сравнивать понятия «смена биогеоценозов»
и «сукцессия».
Различать и характеризовать первичные и
вторичные сукцессии.
32.
Биосфера – живая оболочка
1
планеты.
Характеризовать свойства и функции живого
вещества биосферы на конкретных
примерах.
33.
Круговорот веществ в природе.
1
Объяснять понятия «круговорот веществ»,
«поток энергии».
Выявлять и объяснять роль организмов в
биологическом круговороте веществ и
потоке энергии.
34.
Тренировочное тестирование в
1
формате ЕГЭ.
№
формирование умений решать задания в
формате ЕГЭ
Раздел (тема)
Колич Примечание
п/п
ество
часов
11 класс
1. Введение. 3 часа.
1.
Виды
1
заданий ЕГЭ. Инструктаж
1
инструктаж
№
Раздел (тема)
Колич Примечание
п/п
ество
часов
по заполнению бланков.
2.
Выполнение
2
демоверсии ЕГЭ.
1
стартовое тестирование
3.
Анализ
3
выполненной работы
1
разбор и анализ тестовых заданий
демоверсии ЕГЭ.
2. Биология – наука о живой природе. 8 часов.
4.
Общебиологические
4
Определение основополагающих понятий:
1
закономерности.
научное мировоззрение, научная картина
мира, естественно-научная картина мира,
учёный, биология.
5.
Роль
5
биологии в формировании
раскрывать роль науки в формировании
1
научных представлений о мире.
современной научной картины мира,
практического значения биологических
знаний и профессий, связанных с
биологией.
6.
Ученые,
6
внесшие вклад в
актуализировать знания о развитии
1
развитие знаний о живой природе.
биологии.
7.
Промежуточное
7
тестирование.
1
проверка знаний учащихся
8.
Уровни
8
организации живой
1
Знать уровни организации жизни и
материи.
9.
элементы, образующие уровень.
Основные
1
свойства живого.
Знать свойства живого. Уметь выделять
1
особенности развития живых организмов.
10.
Тестовая
1
работа.
1
проверка усвоения тем
11.
Анализ тестовой работы.
1
работа над ошибками
3. Клетка как биологическая система. 11 часов.
12.
Химический
1
состав клетки.
1
характеризовать особенности
неорганических веществ, входящих в состав
живого, их критическая оценка и
интерпретация.
13.
Нуклеиновые кислоты.
1
характеризовать строение и функции
№
Раздел (тема)
Колич Примечание
п/п
ество
часов
нуклеиновых кислот ДНК и РНК.
14.
Углеводы, белки, липиды, их
1
функции.
15.
функции органических веществ клетки
Решение
1
задач по теме
1
«Химический состав клетки».
16.
характеризовать особенности строения и
Структурно-функциональная
1
формирование умений решать тестовые
задания в формате ЕГЭ по теме.
1
организация клеток прокариот.
Характеризовать многообразие клеток в
живом мире.
Называть основное отличие клетки эукариот
от клетки прокариот.
17.
Структурно-функциональная
1
1
организация клеток эукариот.
Характеризовать многообразие клеток в
живом мире.
Называть основное отличие клетки эукариот
от клетки прокариот.
18.
Метаболизм
1
в клетке.
1
19.
Решение
1
заданий на «фотосинтез»
1
и «энергетический обмен».
20.
Методы
1
изучения клетки.
формирование умений решать тестовые
задания в формате ЕГЭ по теме
1
Клеточные технологии.
Определение основополагающих понятий:
научный метод; методы исследования:
наблюдение, эксперимент, описание,
измерение, сравнение, моделирование,
сравнительно-исторический метод.
21.
Неклеточные
2
формы жизни.
1
Аргументировать причины отнесения
вирусов к живым организмам.
Характеризовать отличительные
особенности строения и размножения
вирусов.
22.
Тестирование
2
по теме «Клетка как
1
биологическая система».
выработка умений выполнять задания в
формате ЕГЭ по теме
4. Организм как биологическая система. 12 часов.
23.
Размножение организмов.
1
Характеризовать и приводить конкретные
№
Раздел (тема)
п/п
Колич Примечание
ество
часов
примеры разных форм размножения у
растений и животных.
24.
Общие закономерности
1
онтогенеза.
Определять понятия «онтогенез»,
«эмбриогенез».
Называть периоды онтогенеза.
25.
Развитие организмов.
1
Сравнивать стадии развития организмов с
полным и неполным превращением.
26.
Закономерности
1
наследственности и
Знать и понимать механизмы наследования,
называть законы наследственности
изменчивости.
27.
Строение хромосом.
1
знать особенности строения и выполняемые
функции хромосом, укладка ДНК.
Развивать абстрактное мышления, умения
сравнивать и анализировать, применять
полученную информацию при выполнении
учебного задания
28.
Независимое и сцепленное
1
наследование.
умение объяснить причины нарушения
закономерностей наследования признаков,
открытых Г.Менделем, закона сцепленного
наследования и хромосомной теории
наследственности Т. Моргана.
29.
Взаимодействие генов.
1
Анализировать сущность явлений неполного
доминирования и кодоминирования,
приводить примеры.
Объяснять определение групп крови в
системе АВ0.
30.
Наследственная и
ненаследственная изменчивость.
1
формулировать определения понятий
«генотипическая изменчивость»,
«мутационная изменчивость», «мутация»,
«мутагенные факторы»; «модификации»
приводить примеры
№
Раздел (тема)
п/п
Колич Примечание
ество
часов
31.
Решение задач по генетике.
1
умение выполнять задания в формате ЕГЭ
32.
Составление родословной.
1
Формирование умения строить родословные
и проводить на их основе генетический
анализ
33.
Решение заданий ЕГЭ по теме
1
«Организм как биологическая
развития навыка выполнения заданий в
формате ЕГЭ
система».
34.
Тренировочное тестирование в
формате ЕГЭ.
1
проверка подготовленности к ЕГЭ по
биологии