РП_Практикум по биологии_(10-11 классы)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Комитет по образованию, культуре, спорту и делам молодежи
администрации Камышловского городского округа
МАОУ «Школа №3» КГО

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководителем ШМО

заместителем директора

директором

________________________ ________________________

_______________________

Т.Ю.Кунгурцева
С.Г.Фертикова
И.Г.Третьякова
Протокол №1
Приказ №45
Приказ №45
от «1» сентября 2023 г.
от «1» сентября 2023 г.
от «1» сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по биологии»
для обучающихся 10 – 11 классов

Камышлов 2023

Пояснительная записка
Практикум включает 9 разделов, два из которых выполняют контролирующую
функцию: первый дает исходный анализ знаний и умений учащихся, последний
показывает результативность работы и готовность к аттестации. Семь блоков курса
соответствуют содержанию экзаменационной работы, и отведенные на них часы
отвечают степени усвоения учебного материала учащимися. В экзаменационную
работу, выполняемую выпускниками средней школы, входят задания по курсу
основной школы.
Изученные в 6—7 классах темы понятия не всегда повторяются в старших
классах, на это зачастую нет времени на уроках. По этой причине необходимо
дополнительное время на их повторение и понимание с учетом знаний по общей
биологии. Курс «Человек и его здоровье», изученный в 8 классе, является значимым
для каждого человека, и его повторение и осмысление с позиций выпускника
средней школы имеет большое значение для формирования здорового образа жизни.
Изучая в 10 классе средней школы вопросы химического состава и
жизнедеятельности клетки, школьники еще не имеют необходимых знаний из
смежных предметов — химии, физики. Повторение этих знаний в 11 классе делает
их более прочными и обоснованными. Это касается также решения познавательных
задач по молекулярной биологии, генетике и экологии.
Элективный курс рассчитан на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11
классе).

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения элективного курса
У обучающегося будут сформированы:
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Учащийся получит возможность для формирования:
 готовности

к

осознанному

выбору

дальнейшей

образовательной

траектории;
 умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в
рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметные результаты освоения элективного курса
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
 работая по плану, сверять свои действия с целью и, принеобходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки;
 называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и
предлагать пути их преодоления. Учащийся получит возможность
научиться:
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели;
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

 самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД Учащийся научится:
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать

и

фиксировать

противоречия

в

информационных

источниках;
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлятьцеленаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:
 осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и

членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.).
Учащийся получит возможность научиться:
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их

активной

фазы,

выстраивать

деловую

и

образовательную

коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения элективного курса
Выпускник научится:
 Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной
сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко
формулировать свои мысли.
 Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.
 Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне
организации жизни.
 Обобщать и применять знания о многообразии организмов. Выпускник
получит возможность научится:


Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов
разных царств.

 Сопоставлять

биологические

объекты,

процессы,

явления,

проявляющихся на всех уровнях организации жизни.


Устанавливать

последовательность

биологических

объектов,

процессов, явлений.
 Применять биологические знания в практических ситуациях (практикоориентированное задание).



Работать с текстом или рисунком.

 Обобщать и применять знания в новой ситуации.


Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.



Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.

 Решать

задачи

молекулярной

биологии

базового

повышенного на применение знаний в новой ситуации

уровня

и

Содержание курса
10 класс
1. ВВЕДЕНИЕ – 3 часа.
Виды заданий при итоговой аттестации. Инструктаж по заполнению бланков
ЕГЭ и выполнению заданий ЕГЭ.
Вводное тестирование.
Выполнение одной из демоверсий ЕГЭ за предыдущие годы. Проверка
выполнения теста, анализ результатов. Рефлексия.
3. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ – 8 часов.
Общебиологические закономерности. Эволюция биологических систем,
саморегуляция, сходство строения и функций, сходный план передачи генетической
информации и пр.
Роль биологии в формировании научных представлений о мире. Вклад
ученых в развитие знаний о живой природе. Описательный период в развитии
биологии. К. Линней. Креационизм и гипотезы самозарождения жизни. Ф. Реди, А.
Левенгук, Л. Пастер и др. Развитие представлений о клетке. Р. Гук, Т. Шванн, Т.
Шлейден и др. Развитие представлений о развитии организмов. К. Бэр, Э. Геккель,
Ф. Мюллер, Р. Вирхов и др.
Промежуточное тестирование. Тестовые задания типа: выбрать один
правильный ответ из четырех, вставить в текст правильные ответы из
предложенных, подчеркнуть в тексте ошибки и дать правильные ответы.
Практикум «Нахождение соответствия при повторении темы «Уровни
организации живой материи». Уровни организации материи: молекулярный,
клеточный,

тканевый,

органный,

организменный,

популяционновидовой,

экосистемный, биосферный. Признаки уровней: системность, саморегуляция и др.
Практическое занятие «Основные свойства живого». Рост, развитие,
раздражимость,

ритмичность,

размножение,

обмен

веществ

и

энергии,

саморегуляция, движение, определенный химический состав. Характеристика
свойств живого.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выбрать один

правильный ответ из четырех, найти соответствие. Анализ результатов.
4. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 11 часов.
Обзорная лекция «Химический состав клетки». Элементарный состав
клетки. Неорганические и органические вещества в клетке.
Практикум «Нуклеиновые кислоты». Строение, разнообразие и функции
нуклеиновых кислот. Транскрипция. Трансляция. Биосинтез белка. Решение задач
на комплементарность.
Практикум «Нахождение соответствия между строением, свойствами и
функциями органических веществ в клетке». Углеводы. Белки. Липиды.
Функции: энергетическая, строительная, запасающая, защитная, сигнальная и др.
Структурно-функциональная организация эукариотических клеток».
Клеточная мембрана, органоиды ядра и цитоплазмы. Связь строения и функции на
конкретных примерах.
Практическое занятие «Клетки прокариот». Особенности

строения

прокариотической клетки. Сравнение с эукариотической клеткой. Слабое развитие
мембранных структур, отсутствие оформленного ядра и др.
Лекция «Метаболизм в клетке». Понятие обмена веществ. Анаболизм и его
признаки. Строение хлоропластов. Фотосинтез. Световая и темновая фазы.
Катаболизм, его признаки. Строение митохондрий. АТФ и ее роль в клетке.
Подготовительный, бескислородный, кислородный этапы превращения энергии.
Промежуточное тестирование по теме. Выполнение заданий на виды
деятельности:

давать

характеристику,

определение,

сравнивать,

объяснять,

определять логическую последовательность, выявлять причинно-следственные
связи, решать задачи.
Практикум
центрифугирование,

«Методы

изучения

воздействие

клетки».

мутагенами,

Микроскопирование,

наблюдение,

описание,

моделирование на компьютере и др. Современные клеточные технологии.
Клеточная инженерия. Анализ предварительного тестирования по теме.
Собеседование «Неклеточные формы жизни». Вирусы, бактериофаги и
другие неклеточные формы жизни. Особенности строения и жизнедеятельности.

Вирусные заболевания. ВИЧ-инфекция. СПИД.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выберите
правильные ответы (один из трех, три из шести), установите последовательность,
определите по рисунку, решите задачу. Анализ результатов.
4. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – 9 часов.
Размножение организмов. Деление клеток: митоз, мейоз. Типы размножения:
бесполое, половое. Способы размножения организмов. Строение половых клеток.
Оплодотворение.
Общие закономерности онтогенеза. Стадии развития зародыша. Сходство
зародышей хордовых животных. Биогенетический закон и его значение.
Развитие организмов. Развитие прямое и непрямое (с полным и не
полным превращением). Влияние окружающей среды на развитие организма
(зародыша). Рудименты и атавизмы. Промежуточное тестирование. Тестовые
задания типа: определите по рисунку, установите последовательность, выберите
один правильный ответ из четырех.
Закономерности

наследственности

и

изменчивости.

Носители

наследственной информации — нуклеиновые кислоты. Строение хромосом,
расхождение хромосом в процессе мейоза. Аллельные гены, их поведение.
Независимое и сцепленное наследование. Взаимодействие генов. Наследственная
изменчивость: комбинативная и мутационная. Наследственная (фенотипическая,
или

модификационная)

изменчивость.

Сравнение

наследственной

и

ненаследственной изменчивости и их роль в эволюции.
Решение задач по генетике. Решение задач на моногибридное, дигибридное,
анализирующее скрещивание. Другие виды наследования признаков.
Составление родословной. Наследование признаков, связанных с полом.
Методы изучения наследования признаков у человека. Изучение родословной и
составление схемы генеалогического древа семьи. Решение задач.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания группы С —
решение задач по генетике и на установление причинно-следственных связей.
Выбор одного правильного ответа из четырех.

5. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ – 9 часов.
Основные систематические категории. Предмет систематики. Искусственные
и естественные системы. Принципы классификации. Таксоны. Двойные названия
для видов.
Характеристика царства Растения. Разнообразие организмов, особенности их
строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция
растений.
Характеристика царства Животные. Разнообразие организмов, особенности
строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Эволюция
животных.
Характеристика царства Грибы. Разнообразие организмов. Особенности
строения и жизнедеятельности грибов. Роль в жизни человека и в природе.
Лишайники.
Использование организмов в биотехнологии. Биологические основы
выращивания культурных растений и домашних животных. Направление развития
биотехнологии.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания типа: выбрать один
правильный ответ из четырех, три — из шести, дописать предложения, найти
ошибки в предложенном тексте и дать правильные ответы. Включить отдельные
тестовые задания из блоков 2—4.
6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ – 8 часов.
Биосоциальная природа человека. Место человека в системе органического
мира, гипотезы происхождения человека. Черты сходства и различия в строении,
поведении и развитии человека и млекопитающих (человекообразных обезьян).
Строение и жизнедеятельность клеток, тканей, органов и систем органов
человека. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма. Обмен
веществ и превращение энергии. Системы органов. Нервная и гуморальная
регуляция жизнедеятельности организма. Высшая нервная деятельность.
Личная и общественная гигиена. Вредные привычки. Приемы оказания
первой помощи. Правила личной и общественной гигиены. Вредные привычки.

Доврачебная помощь.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на разные виды
деятельности
учащихся: характеризовать и приводить примеры, сравнивать, обобщать, делать
выводы, обосновывать и применять знания в повседневной деятельности.
7. Надорганизменные системы – 8 часов.
Эволюция

органического

мира.

Развитие

жизни

на

Земле.

Геохронологическая таблица распределения палеонтологических ископаемых.
Ископаемые формы растений и животных. Переходные формы. Псилофиты,
кистеперые рыбы и др. Основные ароморфозы.
Предварительное тестирование по теме. Тестирование с использованием
заданий, демоверсий предыдущих лет. Анализ результатов. Рефлексия.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Создатели СТЭ. Движущие силы
эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, изоляция,
популяционные волны, мутационный процесс, естественный отбор. Результаты
эволюции: усложнение организации, появление новых видов и приспособленность к
условиям жизни. Направления эволюции: биологический прогресс и регресс.
Вид, его критерии. Популяция. Определение вида и популяции. Критерии
вида: морфологический, генетический, экологический и др. Ареал вида. Вид —
единица систематики. Генофонд популяций. Численность, плотность, соотношение
полов и возрастов. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции.
Гипотезы

возникновения

жизни.

Современные

представления

о

возникновении жизни на Земле. Абиогенное образование органических соединений.
Коацерваты. Биологическая эволюция, ее начальные этапы.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестирование по теме. Тестовые
задания на разные виды деятельности: называть, объяснять, описывать, давать
характеристику,

систематизировать,

моделировать,

определять

логическую

последовательность.
8. Экосистемы и присущие им закономерности – 9 часов.
Естественные сообщества живых организмов и их компоненты – 1 час.

Биоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.
Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Решение познавательных задач. Работа с терминами по теме.
Экологические факторы. Абиотические факторы среды. Интенсивность
действия факторов. Взаимодействие факторов. Пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида.
Промежуточное тестирование по теме. Тестовые задания.
Смена биоценозов. Причины смены биоценозов. Формирование новых
сообществ.
Биосфера – живая оболочка планеты. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в
биомассу, биокосное и косное вещество биосферы. Ноосфера.
Круговорот веществ в природе. Круговорот воды, углерода, фосфора, их роль
в биосфере.
Подведение итогов. Повторение темы. Тестовые задания на моделирование
процессов,

установление

последовательности,

причинно-следственных

интеграцию

знаний,

связей

и

логической

интерпретацию

событий,

прогнозирование, оценивание, практическое применение знаний.
9. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тестирование по вариантам ЕГЭ. Задания части 1 и части 2.
Обсуждение выполненной работы. Анализ типичных ошибок. Рефлексия.

1. Биология. Готовимся к единому государственному экзамену / В. Б. Захаров,
А. Ю. Цибулевский, Н. И. Сонин, Я. В. Скворцова. — М.: Дрофа, 2006.
2. Мамонтов С. Г. Биология. — М.: Дрофа, 2008. (Выпускной/вступительный
экзамен).
3. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. — М.: Просвещение,
1994.
4. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины. — М.:
Просвещение, 1993.
5. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская
линия В. В. Пасечника). — М.: Дрофа, 2008.
6. Учебники для общеобразовательных учреждений. 6—11 кл. (авторская
линия Н. И. Сонина). — М.: Дрофа, 2008.
7. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Биология. Животные. — М.: Дрофа, 2004.
8. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2005.
9. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Биология. Человек. — М.: Дрофа, 2005.
10. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному
экзамену. Общая биология. — М.: Дрофа, 2003.

Тематическое планирование
№

Раздел (тема)

Колич Примечание

п/п

ество
часов
10 класс
1. Многообразие организмов. 9 часов.

1.

Основные систематические

1

категории.

Характеризовать задачи науки систематики.
Определять понятия «таксон», «естественная
система живых организмов».
Объяснять роль вида в классификации
организмов.

2.

Характеристика царства Растений.

1

называть основные свойства представителей
царства Растений. Характеризовать их
свойства и процессы жизнедеятельности.

3.

Эволюция растений.

1

понимать процессы эволюции растений и их
последовательность

4.

Характеристика царства

1

Животных. Беспозвоночные.

называть основные признаки, свойства и
процессы жизнедеятельности
Беспозвоночных животных

5.

Характеристика царства

1

Животных. Позвоночные.

называть основные признаки, свойства и
процессы жизнедеятельности Позвоночных
животных

6.

Характеристика царства Грибов.

1

называть основные свойства и признаки
представителей царства Грибов, их свойства
и процессы жизнедеятельности

7.

Лишайники.

1

объяснять выделение лишайников в
отдельную группу симбиотических
орагнизмов, знать их строение и виды

8.

Использование организмов в

1

биотехнологии.

Характеризовать особенности
биотехнологии как науки и практической
деятельности.
Раскрывать значение биотехнологии для
защиты окружающей среды.

9.

Решение тренировочных заданий

1

формирование умений выполнять задания в

по теме «Многообразие

формате ЕГЭ

организмов».
2. Человек и его здоровье. 8 часов.
10.

Биосоциальная природа человека.

1

Знать методы изучения организма человека;
о месте и роли человека в природе.
Уметь характеризовать социальную
сущность человека

11.

Строение и жизнедеятельность

1

Знать сущность процессов обмена веществ,

клеток, тканей, органов и систем

роста, возбудимости. Уметь распознавать на

органов человека. Опорно-

таблицах и описывать основные органоиды

двигательная система.

клетки; сравнивать клетки растений и
животных

12.

Внутренняя среда организма

1

человека.

Знать признаки биологических объектов,
сущность биологи-ческих процессов. Уметь
устанавливать взаимосвязь между строением
и функциями.

13.

Обмен веществ и превращения

1

энергии.

Знать определение понятий «пластический
обмен», «энергетический обмен». Уметь
характеризовать сущность обмена веществ и
превращения энергии.

14.

Нервная и гуморальная регуляции

1

деятельности человека.

Знать сущность процесса регуляции
жизнедеятельности организма. Уметь
характеризовать его механизмы.

15.

Высшая нервная деятельность.

1

Знать особенности высшей нервной
деятельности, познавательные процессы.

16.

Личная и общественная гигиена.

1

Вредные привычки. Приемы

Повторить вопросы гигиены, правила первой
помощи человеку в различных ситуациях.

оказания первой помощи.
17.

Тренировочные задания ЕГЭ по

1

теме «Человек и его здоровье».

формирование умений выполнять задания по
типу ЕГЭ

3. Надорганизменные системы. 8 часов.
18.

Эволюция органического мира.

1

Объяснять понятие «эволюция».
Описывать вклад различных учёных в идею

развития живого мира.
Раскрывать основные положения теории
эволюции Ж.-Б. Ламарка, Ч,Дарвина
19.

Решение тренировочных заданий

1

по теме «Эволюция

формирование умений решать задания по
типу ЕГЭ

органического мира».
20.

Синтетическая теория эволюции

1

(СТЭ).

Формировать представление о
синтетической теории эволюции.
Оценивать вклад российских и иностранных
учёных в развитие СТЭ.

21.

Результаты и направления СТЭ.

1

Определять понятия «биологический
прогресс, регресс».
Характеризовать и оценивать значимость
биологического прогресса для эволюции.
Определять понятия «ароморфоз»,
«идиоадаптация» «общая дегенерация.

22.

Вид, его критерии. Популяция.

1

Определять понятие «вид».
Характеризовать критерии вида, свойства
вида как биосистемы.
Определять понятие «популяция».
Характеризовать популяцию как
биосистему. Называть особенности
группового способа жизни особей в
популяции.

23.

Гипотезы возникновения жизни

1

на Земле.

Знать ранние гипотезы происхождения
жизни. Уметь анализировать и оценивать их.
Объяснять вклад ученых в формирования
представлений о происхождении жизни на
Земле.

24.

Биологическая эволюция, её

1

начальные этапы.

Называть и характеризовать основные
эволюционные преобразования организмов
на разных этапах развития жизни на Земле.

25.

Выполнение заданий ЕГЭ по теме
«Надорганизменные системы».

1

формирование умений выполнять задания в
формате ЕГЭ

4. Экосистемы и присущие им закономерности. 9 часов.
26.

Естественные сообщества живых

1

организмов и их компоненты.

Характеризовать особенности
биогеоценотического уровня организации
жизни, сравнивать их с особенностями
биосферного уровня.

27.

Решение заданий по экологии.

1

Работа с терминами.
28.

формирование умений выполнять задания
части 1 и части 2 в формате ЕГЭ

Экологические факторы среды.

1

знать и уметь приводить примеры
экологических факторов среды, их влияние
на биоценоз

29.

Биотические факторы среды.

1

Характеризовать разные типы межвидовых
отношений в биогеоценозах.

30.

Решение заданий по типу ЕГЭ на

1

экологические факторы.
31.

формирование умений выполнять задания
части 1 и части 2 в формате ЕГЭ

Смена биоценозов.

1

Сравнивать понятия «смена биогеоценозов»
и «сукцессия».
Различать и характеризовать первичные и
вторичные сукцессии.

32.

Биосфера – живая оболочка

1

планеты.

Характеризовать свойства и функции живого
вещества биосферы на конкретных
примерах.

33.

Круговорот веществ в природе.

1

Объяснять понятия «круговорот веществ»,
«поток энергии».
Выявлять и объяснять роль организмов в
биологическом круговороте веществ и
потоке энергии.

34.

Тренировочное тестирование в

1

формате ЕГЭ.
№

формирование умений решать задания в
формате ЕГЭ

Раздел (тема)

Колич Примечание

п/п

ество
часов
11 класс
1. Введение. 3 часа.

1.

Виды
1
заданий ЕГЭ. Инструктаж

1

инструктаж

№

Раздел (тема)

Колич Примечание

п/п

ество
часов
по заполнению бланков.

2.

Выполнение
2
демоверсии ЕГЭ.

1

стартовое тестирование

3.

Анализ
3
выполненной работы

1

разбор и анализ тестовых заданий

демоверсии ЕГЭ.
2. Биология – наука о живой природе. 8 часов.
4.

Общебиологические
4

Определение основополагающих понятий:

1

закономерности.

научное мировоззрение, научная картина
мира, естественно-научная картина мира,
учёный, биология.

5.

Роль
5
биологии в формировании

раскрывать роль науки в формировании

1

научных представлений о мире.

современной научной картины мира,
практического значения биологических
знаний и профессий, связанных с
биологией.

6.

Ученые,
6
внесшие вклад в

актуализировать знания о развитии

1

развитие знаний о живой природе.

биологии.

7.

Промежуточное
7
тестирование.

1

проверка знаний учащихся

8.

Уровни
8
организации живой

1

Знать уровни организации жизни и

материи.
9.

элементы, образующие уровень.

Основные
1
свойства живого.

Знать свойства живого. Уметь выделять

1

особенности развития живых организмов.
10.

Тестовая
1
работа.

1

проверка усвоения тем

11.

Анализ тестовой работы.

1

работа над ошибками

3. Клетка как биологическая система. 11 часов.
12.

Химический
1
состав клетки.

1

характеризовать особенности
неорганических веществ, входящих в состав
живого, их критическая оценка и
интерпретация.

13.

Нуклеиновые кислоты.

1

характеризовать строение и функции

№

Раздел (тема)

Колич Примечание

п/п

ество
часов
нуклеиновых кислот ДНК и РНК.

14.

Углеводы, белки, липиды, их

1

функции.
15.

функции органических веществ клетки

Решение
1
задач по теме

1

«Химический состав клетки».
16.

характеризовать особенности строения и

Структурно-функциональная
1

формирование умений решать тестовые
задания в формате ЕГЭ по теме.

1

организация клеток прокариот.

Характеризовать многообразие клеток в
живом мире.
Называть основное отличие клетки эукариот
от клетки прокариот.

17.

Структурно-функциональная
1

1

организация клеток эукариот.

Характеризовать многообразие клеток в
живом мире.
Называть основное отличие клетки эукариот
от клетки прокариот.

18.

Метаболизм
1
в клетке.

1

19.

Решение
1
заданий на «фотосинтез»

1

и «энергетический обмен».
20.

Методы
1
изучения клетки.

формирование умений решать тестовые
задания в формате ЕГЭ по теме

1

Клеточные технологии.

Определение основополагающих понятий:
научный метод; методы исследования:
наблюдение, эксперимент, описание,
измерение, сравнение, моделирование,
сравнительно-исторический метод.

21.

Неклеточные
2
формы жизни.

1

Аргументировать причины отнесения
вирусов к живым организмам.
Характеризовать отличительные
особенности строения и размножения
вирусов.

22.

Тестирование
2
по теме «Клетка как

1

биологическая система».

выработка умений выполнять задания в
формате ЕГЭ по теме

4. Организм как биологическая система. 12 часов.
23.

Размножение организмов.

1

Характеризовать и приводить конкретные

№

Раздел (тема)

п/п

Колич Примечание
ество
часов
примеры разных форм размножения у
растений и животных.

24.

Общие закономерности

1

онтогенеза.

Определять понятия «онтогенез»,
«эмбриогенез».
Называть периоды онтогенеза.

25.

Развитие организмов.

1

Сравнивать стадии развития организмов с
полным и неполным превращением.

26.

Закономерности

1

наследственности и

Знать и понимать механизмы наследования,
называть законы наследственности

изменчивости.
27.

Строение хромосом.

1

знать особенности строения и выполняемые
функции хромосом, укладка ДНК.
Развивать абстрактное мышления, умения
сравнивать и анализировать, применять
полученную информацию при выполнении
учебного задания

28.

Независимое и сцепленное

1

наследование.

умение объяснить причины нарушения
закономерностей наследования признаков,
открытых Г.Менделем, закона сцепленного
наследования и хромосомной теории
наследственности Т. Моргана.

29.

Взаимодействие генов.

1

Анализировать сущность явлений неполного
доминирования и кодоминирования,
приводить примеры.
Объяснять определение групп крови в
системе АВ0.

30.

Наследственная и
ненаследственная изменчивость.

1

формулировать определения понятий
«генотипическая изменчивость»,
«мутационная изменчивость», «мутация»,
«мутагенные факторы»; «модификации»
приводить примеры

№

Раздел (тема)

п/п

Колич Примечание
ество
часов

31.

Решение задач по генетике.

1

умение выполнять задания в формате ЕГЭ

32.

Составление родословной.

1

Формирование умения строить родословные
и проводить на их основе генетический
анализ

33.

Решение заданий ЕГЭ по теме

1

«Организм как биологическая

развития навыка выполнения заданий в
формате ЕГЭ

система».
34.

Тренировочное тестирование в
формате ЕГЭ.

1

проверка подготовленности к ЕГЭ по
биологии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».