Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №3» Камышловского городского округа Рассмотрена на заседании педагогического совета от " 29" августа 2023 г. протокол № 63 УТВЕРЖДЕНА директором МАОУ «Школа № 3» от «01» сентября 2023 г. приказ № 45 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально - педагогической направленности «Дружина юных пожарных» Возраст обучающихся:11-16 лет Срок реализации программы: 5 лет Разработчик: Плотникова Юлия Борисовна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории г. Камышлов, 2023 год Пояснительная записка Программа «Дружина юных пожарных» разработана на основе методического пособия по пожарной безопасности в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол»)/ авт.-сост. О.В. Павлова, Г. П. Попова – Волгоград: Учитель, 2006.-110 с. Новизна программы состоит в том, что предлагаемые занятия нацелены на развитие познавательных процессов у учащихся посредством проведения практических занятий, впервые призваны, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, или затрагивается косвенно, опосредованно. Рабочая программа содержит пояснительную записку, характеристику содержания курса, тематический план изучения дисциплины, расшифровку содержания занятий, список рекомендуемой литературы для учителя. Теоретически программа разработана достаточно подробно, что способствует ее успешной реализации на практике. Ценно в программе то, что составленная с учетом особенности психологии различных периодов детского и подросткового возраста и выстроенная по принципу постепенного, но более интенсивного продвижения, она направлена на формирование самостоятельности ученика, его творческой инициативы. Представленная программа содержит много ценного, актуального, интересного, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, требует широкой апробации и внедрения в практику. Направленность программы «Дружина юных пожарных» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — годичной. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами обучающиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности. Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП) во внеурочное время в системе дополнительного образования детей, а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Одной из задач данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма. Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса обучающихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению. Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов: - гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей; - непрерывность образования и воспитания; 2 - воспитывающего обучения; - приоритета интересов каждого учащегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; - обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения. Программа составлена для учащихся 5-9 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний. Цель программы: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; социальное становление личности ребенка; патриотическое воспитание подрастающего поколения; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и средне - специальных учебных заведениях МЧС России. Задачи программы: 1. Воспитательные: - воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; - воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; - воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. 2.Образовательные: - дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; - дальнейшее развитие знаний в области спасательного спорта и оказания первой доврачебной помощи; - научить основам строевой подготовки; - приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения. 3. Развивающие: - развитие детского технического творчества; - развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; - развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы: 11-16 лет Сроки реализации программы: Программа рассчитана на четыре года и изучается по 1 часу в неделю. Форма занятий - групповая, которая направляется и корректируется педагогом. Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дружина юных пожарных» Предметные результаты освоения курса «Дружина юных пожарных»: 1) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов; 2) развитие умений оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности; 3) развитие умений предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия; 4) развитие и совершенствование навыков оказания первой помощи; 3 5) применение на практике методов и форм противопожарной безопасности; 6) планирование профилактической деятельности с ровесниками и младшими школьниками; 7) использование методов получения знаний, характерных для социальных и исторических наук: объяснение, использование статистических данных; 8) реализация своих творческих способностей при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии, выполнять рисунки; 10) развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитие им навыков пожаробезопасного поведения; 11) осознание своей ответственности за качество выполненного проекта; 12) развитие умений презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности; 13) развитие умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы. 14) приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным навыкам; 15) формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение спортивного мастерства; овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня. Личностные результаты освоения: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 4 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 10) использовать речь для регуляции своего действия; 11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Содержание программы дополнительного образования с указанием форм организации и видов деятельности Раздел 1. Введение. Тема 1. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. Пожарная охрана, её истории и традиции. Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка. История создания пожарной охраны в России. Советская пожарная охрана и ее задачи. Предупреждение пожаров - основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Тема 2. Герои огненного фронта. 5 Подвиги пожарных в Гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью "За отвагу на пожаре" и другими правительственными наградами. Тема 3. Будущее пожарной охраны. Будущее пожарной охраны. Использование достижений науки и техники в деле предупреждения и тушения пожаров. Тема 4. Экскурсия в пожарную часть Формы проведения занятий: Формы проведения занятий: беседа; практикум; презентация; дискуссия. Виды деятельности: Учатся правилам поведения во время внеурочной деятельности. Формулируют цель и задачи работы объединения Формируют представление об обстановке по пожарам Распределяют обязанности по работе в объединении Формируют представление об истории пожарной охраны, о роли пожарных организаций Формируют представление о правилах пожарной безопасности. Формируют представление о профессии пожарного. Раздел 2. Огонь и друг, и враг человека Тема 5. Огонь – друг человека. Что такое огонь, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем. Тема 6. Огонь – враг человека. Какой вред наносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Тема 7. Спички – детям не игрушки! Предупреждение опасных ситуаций. Понятие о пожарной профилактике. Игры детей с огнем, примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов. Тема 8. Огонь. Основы горения. Физико-химические основы горения. Треугольник огня. Источники воспламенения. Виды строительных материалов. Виды горючих веществ. Формы проведения занятий: беседа; презентация; дискуссия; лекция. Виды деятельности: Формируют представление о понятии горение, условиях горения, классификации веществ и материалов по группам возгораемости. Раздел 3. От чего происходят пожары? Тема 9. Причины пожаров в быту. Молнии и статическое электричество. Тема 10. Безопасное поведение в бытовых ситуациях. Небрежность как основная причина возникновения пожаров. Печное отопление.Газ. Выпуск стенгазеты «Осторожно, газ!». Тема 11. Электробезопасность. Знакомство и обсуждение инструкции по электробезопасности (обсуждение и оформление материала). Подготовка материала для пятиминутки «Электричество – помощник или коварный враг?». Тема 12. Викторина «Опасности в моей квартире». Тема 13. Практическое занятие «Где живет электричество?». 6 Формы проведения занятий: беседа; практикум; презентация; викторина. Виды деятельности: Формируют представление о признаках возникновения пожаров, типах пожаров и признаках. Формируют представление о причинах возникновения пожаров в жилых, общественных зданиях и промышленных предприятиях. Изучать первичные и вторичные факторы пожара, анализировать статистических данных по пожарам. Изучают поведение людей при пожаре. Учатся моделировать нештатные ситуации, правила поведения в них. Раздел 4. Как действовать при пожаре в школе и дома. Тема 14. Как вести себя при пожаре? Знакомство с правилами личной безопасности при пожаре. Правила поведения при пожаре в квартире. Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате. Правила поведения при пожаре в общественных зданиях. Эвакуация при пожаре. Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности. Выпуск листовок «Пожар в квартире», «Пожар в подъезде». Тема 15. Чем опасен дым. Правила поведения при пожаре на даче. Правила поведения при лесных пожарах. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Как вызвать пожарную охрану. Что делать, если на тебе загорелась одежда. Тема 16. Знакомство с планом эвакуации при пожаре в школе. Противопожарный режим в школе. Противопожарные требования к территории и помещениям школы. План эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении массовых мероприятий. Тема 17. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Тема 18. Подготовка заданий и атрибутов к конкурсно – игровой программе «Не шути с огнём!». Играя, обучаем младших школьников. Тема 19. Проведение конкурсно-игровой программы «Не шути с огнём». Подведение итогов. Формы проведения занятий: беседа; практикум; презентация; дискуссия, игра. Виды деятельности: Систематизируют знания по пожарной безопасности. Формируют представление об опасностях осеннего сезона, правила эксплуатации отопительных приборов и электроустановок. Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в школе. Формируют представление о правилах пожарной безопасности на уроках. Учатся определять, соблюдаются ли правила пожарной безопасности в кабинетах повышенной опасности. Изучают правила поведения при пожаре в квартире, жилом доме и т.д. Изучают правила пожарной безопасности в период проведения новогодних мероприятий. Формируют представление об опасности и последствиях применения пиротехнических изделий. Изучают правила поведения при эвакуации. Учатся анализировать ситуацию и выбирать безопасный путь при эвакуации. Изучают план эвакуации, основные элементы. Учатся ориентироваться по плану эвакуации. Изучают способы борьбы с паникой, признаки паники, правила поведения во время 7 паники в общественном месте. Учатся действовать в различных ситуациях при пожаре. Изучают опасные ситуации при проведении массовых мероприятий. Изучают причины пожаров в лесу, виды пожаров, правила поведения при лесных пожарах. Изучают действия в нештатных ситуациях. Раздел 5. Средства пожаротушения. Тема 20. Первичные средства тушения пожаров. Пенные, порошковые, огнекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря. Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре. Тема 21. Знаки безопасности. Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки. Формы проведения занятий: беседа; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. Виды деятельности: Изучают классификацию огнетушащих средств, принципы пожаротушения, правила применения. Изучают классификацию средств пожаротушения, Изучают назначение знаков пожарной безопасности Раздел 6. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование. Тема 22. Марки и назначение пожарных автомобилей. Автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т.д. Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле. Тема 23. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Тема 24. Пожарная охрана. Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование. Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения. Формы проведения занятий: беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. Виды деятельности: Изучают виды пожарной техники, основные их характеристики. Раздел 7. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации Тема 25. Основные сведения об установках пожаротушения. Установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки. Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации. Формы проведения занятий: беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; соревнование; экскурсия. Виды деятельности: Изучают классификацию автоматических систем пожаротушения, принципы их действия. 8 Раздел 8. Оказание первой помощи Тема 26. Оказание первой помощи пострадавшим. Понятие о травмах. Вывихи и растяжения связок, закрытые и открытые травмы. Кровотечение. Характеристика кровотечений, временная остановка кровотечений. Правила наложения повязок. Переломы костей. Виды переломов, первая медицинская помощь при переломах. Транспортировка пострадавших. Термические поражения. Виды ожогов, ПП при ожогах. Электротравмы. Формы проведения занятий: беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. Виды деятельности: Изучают правила оказания первой помощи при пожарах. Раздел 9. Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. Профилактика пожаров. Тема 27. Профилактика пожаров. Как оформить памятку по правилам пожарной безопасности. Как оформить стенгазету. Как оформить тревожную информацию. Формы проведения занятий: беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. Виды деятельности: Определят значимость пропаганды пожарной безопасности. Учатся оформлению памяток. Раздел 10. Итоговое занятие. Тема 28. Итоговое занятие. Оформление информационного листка по пожаробезопасному поведению. Формы проведения занятий: беседа; лекция; практические занятия; игры; викторины; тестирование; соревнование; экскурсия. Виды деятельности: Подводят итоги по окончании работы объединения Проводят разъяснительную работу среди учащихся о ППБ на каникулах. 9 Тематическое планирование № п/п Количество часов Тема 5 класс Цели и задачи юных пожарных. Обязанности и права члена кружка. 1 Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. 4 Огонь и друг, и враг человека. От чего происходят пожары? 10 8 Как действовать при пожаре в школе и дома. Итоговое занятие Итого 10 1 34 1. 2. 3. 4. 5. 6 класс 3 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Противопожарный режим в школе 3. Первичные средства тушения пожаров. Знаки безопасности. 8 4. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование 8 Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации 8 Итоговое занятие 1 34 1. 5. 6. Итого 6 7 класс 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Противопожарный режим в школе 3 Профилактика пожаров 6 Первичные средства тушения пожаров 5 Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации 5 Оказание первой помощи пострадавшим. 8 Итоговое занятие 1 6 34 Итого 10 8 класс Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. 3 1. 2. Противопожарный режим в школе 6 3. Профилактика пожаров 6 4. Противопожарное оборудование 7 5. Оказание первой помощи пострадавшим. 8 6. Итоговое занятие 1 34 Итого 9 класс Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. 3 Противопожарный режим в школе Профилактика пожаров Оказание первой пострадавшим с ожогами и отравлением угарным газом. 5 5 8 Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности. Профилактика пожаров. 11 4. 5. Итоговое занятие 2 1. 2. 3. 4. 34 Итого 11