РП_Двигательное развитие_ 1доп,1-4кл., (вариант 8.4)

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.4)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

«Двигательное развитие»
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4)

(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВЫЕ, I-IV КЛАССЫ)

1.Пояснительная записка
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях».
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря
2015 г. № 4/15).
Цели образования с учетом специфики коррекционного курса
Целью коррекционного курса «Двигательное развитие» в начальной
школе является:
• создание оптимальных условий для обогащения сенсомоторного опыта,
поддержания и развития способности к движению и функциональному
использованию двигательных навыков обучающихся с РАС.
Адаптация программы осуществляется на основе требований Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с РАС (вариант 8.4). Программа отражает содержание
коррекционного курса «Двигательное развитие» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с РАС. Сущность
специфических для варианта 8.4 образовательных потребностей учитывается
в распределении учебного содержания по годам обучения и в механизмах
адаптации содержания программы, раскрытых в тематическом планировании.
2.Общая характеристика коррекционного курса
Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его
освоения обучающимися.

Программа направлена на реализацию средствами коррекционного курса
«Двигательное развитие» основных задач коррекционно – развивающей
области учебного плана:
- мотивация двигательной активности;
- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона
произвольных движений и профилактика возможных двигательных
нарушений;
- формирование функциональных двигательных навыков;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование зрительно-двигательной координации, ориентировки в
пространстве;
- обогащение сенсомоторного опыта.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых
обеспечит достижение основных целей коррекционного курса:
• обучение ребенка самостоятельным движениям;
• обучение действиям с предметами;
• обучение элементарным операциям самообслуживания.
В соответствии с трудностями и особыми образовательными
потребностями обучающихся с РАС (вариант 8.4) определяются
коррекционные задачи коррекционного курса:
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с РАС за
счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования,
обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с
действительностью;
- способствовать совершенствованию двигательной, познавательной
деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление
недостатков сферы жизненной компетенции, типичных для младших
школьников с РАС;
- содействовать достижению личностных и предметных результатов
образования.
3.Описание места коррекционного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 6 лет изучения в начальной школе из
расчета 2 час в неделю, всего –402часа :
в 1дополгительном классе ( первого года обучения) - на 66часов, 2 часа
в неделю, 33 учебных недели;
в 1дополгительном классе ( второго года обучения) - на 66часов, 2 часа
в неделю, 33 учебных недели;
в 1 классе на 66 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели
во 2 классе на 66 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели
в 3 классе на 66 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели
в 4 классе на 66 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели
4. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного
курса
Личностные универсальные учебные действия
1 дополнительный (первого года обучения)
Личностные результаты могут проявиться в способности:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве зала;
-иметь представление о собственном теле и собственных возможностях.
1 дополнительный (второго года обучения)
Личностные результаты могут проявиться в способности:
- адекватно реагировать на положение частей своего тела;
- адекватно реагировать на давление на поверхность тела;
- ходить за руку, держаться за руку;
- адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами
поверхностей.
1 класс
Личностные результаты могут проявиться в способности:
- овладеть навыками коммуникации и сформировать навыки сотрудничества
со взрослыми и сверстниками;
- овладеть принятыми нормами социального взаимодействия;

- понимания обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков, неспецифических жестов.
2 класс
Личностные результаты могут проявиться в способности:
- овладеть умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя невербальные и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила поведения;
- овладеть умением использовать усвоенный невербальный и жестовой
материал в коммуникативных ситуациях;
- принять и освоить социальную роль обучающегося;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - передвигаться
по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
3 класс
Личностные результаты могут проявиться в:
- умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
взаимодействия;
- первоначальное осмысление социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения;
- наличие интереса к практической деятельности.
4 класс
Личностные результаты могут проявиться в:
- развитии адекватных представлений об окружающем социальном мире;
- овладении социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной
жизни дома и в школе;
- умении выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные
дела;

- взаимодействии со сверстниками при выполнении упражнений, при
проведении подвижных игр, при проведении эстафет с участием учителя;
- бережно относится к инвентарю и оборудованию.
Предметные результаты
1 дополнительный (первого года обучения)
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
- последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие.
1 дополнительный (второго года обучения)
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;

- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры.
1 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;

- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя.
2 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;

- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;

- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя.
3 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;

- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
- иметь представление о правильном дыхании.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении лежа;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя на
четвереньках.
4 класс
Минимальный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;

- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
- иметь представление о правильном дыхании.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять действия личной гигиены;
- соблюдать правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении лежа;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя на
четвереньках.
Достаточный уровень
Обучающиеся должны знать:
-последовательность действий при осуществлении личной гигиены;
- правила поведения на занятиях по двигательному развитию;
- что такое двигательное развитие, его роль и влияние на организм ребенка;
- что такое правильная осанка;
-гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию;
- правила приема воздушных и солнечных ванн;
- значение занятий на открытом воздухе;
- правила подвижных игр, изученных на занятиях.
- способы правильного дыхания.
Обучающиеся должны уметь:

- выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие;
- играть в подвижные игры;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении сидя;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении лежа;
- демонстрировать общеразвивающие упражнения в положении стоя на
четвереньках;
- выполнять дыхательные упражнения;
- выполнять комплексы по двигательному развитию на основе демонстрации
(самостоятельно, с помощью, со значительной помощью).
5. Содержание коррекционного курса
Рабочая программа коррекционного курса составлена в соответствии с:
программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е
издание. –М.: Просвещение, 2006. –192с.
Первый дополнительный класс (первого года обучения)
Коррекционный курс «Двигательное развитие» включает следующие
разделы:
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
начале обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной
осанке, о понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия,
нарушений осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на
спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение
движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и
против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад,
вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук:
сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.

Выполнение движений плечами. Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной
рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен,
над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на
живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение
позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на
четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из
положения «лежа на спине». Вставание на колени из положения «сидя на
пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения
«стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.),
без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение
ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с
опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба
на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень,
приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с
высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом).
Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо,
влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких
шагов, с разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с
дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
конце первого года обучения.

Первый дополнительный класс (второго года обучения)
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
начале обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной
осанке, о понятии «направляющий».

Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия,
нарушений осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на
спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение
движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и
против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад,
вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук:
сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
Выполнение движений плечами. Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной
рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен,
над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на
живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение
позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на
четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из
положения «лежа на спине». Вставание на колени из положения «сидя на
пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения
«стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.),
без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение
ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с
опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба
на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень,
приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с
высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом).
Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо,
влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких
шагов, с разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с
дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.

Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
конце второго года обучения

Первый класс
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
начале обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной
осанке, о понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия,
нарушений осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на
спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение
движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и
против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад,
вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук:
сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
Выполнение движений плечами. Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной
рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен,
над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на
живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение
позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на
четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из
положения «лежа на спине». Вставание на колени из положения «сидя на
пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения
«стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.),
без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение
ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с
опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба
на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень,
приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с

высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом).
Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо,
влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких
шагов, с разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с
дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
конце третьего года обучения.

Второй класс
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
начале обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной
осанке, о понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия,
нарушений осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на
спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение
движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и
против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад,
вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук:
сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
Выполнение движений плечами. Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной
рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен,
над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на
живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение
позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на

четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из
положения «лежа на спине». Вставание на колени из положения «сидя на
пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения
«стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.),
без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение
ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с
опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба
на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень,
приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с
высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом).
Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо,
влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких
шагов, с разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с
дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
конце четвертого года обучения.

Третий класс
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
начале обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной
осанке, о понятии «направляющий».
Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия,
нарушений осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на
спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение
движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и
против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад,
вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук:

сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
Выполнение движений плечами. Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной
рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен,
над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на
живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение
позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на
четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из
положения «лежа на спине». Вставание на колени из положения «сидя на
пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения
«стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.),
без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение
ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с
опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба
на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень,
приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с
высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом).
Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо,
влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких
шагов, с разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с
дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
конце пятого года обучения
Четвертый класс
Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
начале обучения.
Основы знаний. Формирование представлений о личной гигиене, правильной
осанке, о понятии «направляющий».

Коррекционные упражнения. Коррекция и профилактика: плоскостопия,
нарушений осанки, сколиозов. Удержание головы в положении лежа на
спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение
движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на
спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и
против часовой стрелки). Выполнение движений руками: вперед, назад,
вверх, в стороны, «круговые». Выполнение движений пальцами рук:
сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание.
Выполнение движений плечами. Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной
рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола
двумя руками (одной рукой). Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен,
над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на
живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение
позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад,
вправо, влево). Вставание на четвереньки. Ползание на животе (на
четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из
положения «лежа на спине». Вставание на колени из положения «сидя на
пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения
«стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.),
без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение
ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с
опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба
на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень,
приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе). Бег с
высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом).
Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо,
влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких
шагов, с разбега).
Развитие мелкой моторики. Развивающие упражнения, работа с
дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
Ориентировка в пространстве. Шаги, построения, перестроения.
Самомассаж. Обучение навыкам самомассажа.

Диагностика. Диагностика уровня сформированности моторных навыков в
конце обучения.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся

6. Тематическое планирование
1 дополнительный класс (первый год обучения) (66 ч)
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7

Диагностика
Основы знаний
Коррекционный упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Диагностика

Количество
часов
1
4
30
12
12
6
1

1 дополнительный класс (второго года обучения) (66 часов)
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7

Диагностика
Основы знаний
Коррекционный упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Диагностика

Количество
часов
1
4
30
12
12
6
1

1 класс (66 часов)
№

Тема

1
2
3
4
5
6

Диагностика
Основы знаний
Коррекционный упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж

Количество
часов
1
4
30
12
12
6

7

Диагностика

1

2 класс (68 часов)
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7

Диагностика
Основы знаний
Коррекционный упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Диагностика

Количество
часов
1
4
30
12
12
8
1

3 класс (68 часов)
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7

Диагностика
Основы знаний
Коррекционный упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Диагностика

Количество
часов
1
4
30
12
12
8
1

4 класс (68 часов)
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7

Диагностика
Основы знаний
Коррекционный упражнения
Ориентировка в пространстве
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Диагностика

Количество
часов
1
4
30
12
12
8
1

7. Материально-технического обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:

Дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы),
альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий
Технические средства обучения:
Учебный стол, магнитная доска, персональный компьютер, принтер,
магнитофон.
Предметы для нанизывания на стержень, шнурки (кольца, шары, бусины),
предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра).

Спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного
диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи,
кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».