Приложение К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.4) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Предметно – практические действия» обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВЫЕ, I-IV КЛАССЫ) Пояснительная записка Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП в варианте 8.4. Цели коррекционного курса: 1. Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с различными предметами и материалами. 2. Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование внутренней позиции школьника 3. Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно- образного мышления детей и речи в связи с практической деятельностью. 4. Социальные: овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе. Задачи: Предметные - освоение простых действий с предметами и материалами; - развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных действий. - формирование элементарных общетрудовых умений и навыков. Личностные: - формирование положительного отношения к обучению и труду; - развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности; - формирование положительных качеств личности. 2 Коррекционные: - корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у обучающихся; - развитие мелкой моторики, зрительно -моторной координации. Социальные: - овладение навыками самообслуживания и личной гигиены; - развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему решению. 2. Общая характеристика учебного предмета Коррекционный курс «Предметно - практические действия» (ППД) - это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На занятиях по ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Занятия по ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной 3 инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметнопрактические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы- орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.). В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД. Программа состоит из следующих разделов: • Предметно-практические действия • Конструирование • Работа с мозаикой • Работа с пластическими материалами • Работа с бумагой и фольгой • Работа с нитками и тканью • Работа с природными материалами. Основной формой обучения являются занятие. Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Каждый раздел содержит: - ознакомительные упражнения; - познавательные сведения; перечень умений, над формированием которых предстоит работать; виды предметно-практической деятельности; операции и приемы предметно-практической деятельности; перечень изделий, практических работ. 4 Программный материал распределен по классам. Объем и сроки реализации содержания программы определяются возможностями учащихся в овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями. Обычно учащиеся затрудняются в усвоении не всех, а части приемов сложной для них технологической операции, которые выявляются на уровне отдельных действий. Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и приемов обучения. 3. Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане: «Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2 примерной основной образовательной программы для детей с РАС (ТМНР). На его изучение отведено 6 лет обучения. Первый класс (дополнительный 1 –ый год обучения)- 66 часов (2 часа в неделю) 33 учебные недели; Первый класс (дополнительный 2 –ой год обучения)- 66 часов (2 часа в неделю) 33 учебные недели; Первый класс (основной) - 66 часов (2 часа в неделю) 33 учебные недели; Со 2 - 4 класс - 68 часов (2 часа в неделю) 34 учебные недели. Продолжительность занятия 15 - 25минут. 4. Личностные и предметные результаты освоения учебного курса В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с расстройством аутистического спектра с ТМНР (вариант 8.4) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, 5 включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. Личностные результаты: Минимальный уровень: Формирование минимального интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру; - Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. - Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками - Минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. Достаточный уровень: - Формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру; - Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. - Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия - Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками - Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности. - Потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким. Предметные результаты: Минимальный уровень: - освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и 6 материалами -использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью. -уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом). - уметь захватывать и удерживать предмет; -уметь сминать лист бумаги; - уметь открывать емкости для хранения; - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки; - уметь погружать руки в сухой бассейн; - уметь доставать из сухого бассейна предметы; - уметь пересыпать крупы с помощью кулака; - уметь отбирать крупы (единичные представители круп); Достаточный уровень: - освоение простых действий с предметами и материалами. -умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий. -умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога; - уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте; - уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке; - уметь открывать и закрывать емкости для хранения; - уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики; -рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы -выполнять последовательно организованные движения; -играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д.; 7 - уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу; - уметь погружать руки в сухой бассейн; - уметь доставать из сухого бассейна предметы; - уметь пересыпать крупы с помощью кулака, стакана; - уметь пересыпать крупы из одного стакана в другой; - уметь сортировать крупы (3 вида); - складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами); - разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям. - играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.); - узнавать материалы на ощупь, по звуку; - наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами; - играть с конструктивными материалами. - формирование умения фиксировать взгляд на статичном и движущимся предмете и объекте. - формирование умения захватывать, удерживать, перекладывать предмет; - формирование умения погружать руки в сухой бассейн и доставать из него предметы; - формирование умения пересыпать крупы с помощью стакана, кулака. 5. Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия». 8 Дополнительный 1 класс Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога. Наблюдение за движущимися заводными игрушками. Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте. Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидание появления предмета в двух определенных местах. Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2— 3 незнакомых. Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других. Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе. Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке. Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей. Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости; перекладывание предметов из одной емкости в другую; открывание и закрывание двери, коробок, матрешек; нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковременного) звучания; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; закручивание руками крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой, закручивание крышек. Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко; выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте. Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Узнавание предметов и различение их: по цвету (красный, синий, 9 желтый); по форме (шар, куб); по размеру (большой, маленький). Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов одного цвета (формы, размера) из предметов двух контрастных цветов (объемных форм, двух контрастных размеров). Сравнение предметов по цвету (форме, размеру) путем прикладывания их друг к другу. Группировка однородных предметов по цвету (форме, размеру). Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета. Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета. Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни. Размещение в ряд различных по размеру предметов. Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами): куб, параллелепипед (кирпичик), треугольная призма. Действия с ним: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов: башни из 2—3 кубов одинакового размера; дорожки из брусков одинакового размера; дома из куба и призмы; ворот из кубов и параллелепипеда. Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков; забор из кубиков и кирпичиков; стол и стул. Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение. Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу): ворота; дорожки, тропинки; окно, домики; конура; грибок, качели; стульчик. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения. 10 Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней: брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие панели. Заполнение панели мозаикой произвольно. Узнавание и различение мозаики по цвету. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики - домики, над домиками флажки - второй ряд из красной мозаики); курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики - курочки, второй ряд из желтой - цыплята). «Действия с материалами». Практическое знакомство с бумагой. Упражнения с бумагой: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Свойства бумаги. Цвет бумаги. Наблюдение за использованием бумаги. Сминание отходов бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора. Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги. 1 класс «Действия с предметами». Повторение и закрепление умений, приобретенных в I (дополнительном) классе. Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий: собирание листов бумаги, монет; открывание и закрывание ящиков, водопроводных кранов; подбор крышек к разным по размеру коробкам; открывание и закрывание сосудов с завинчивающимися крышками, пробками; 11 пользование клавишными и кнопочными выключателями; заполнение мелкими предметами сосудов с широким и узким горлышком; набирание ложкой сахара (крупы); опускание больших (маленьких) шаров в соответствующие отверстия; нанизывание колец на штырь; нанизывание крупных бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; нанизывание колец пирамидки с учетом цвета; удерживание предмета одной (двумя) руками, подбрасывание его, толкание; складывание трехсоставной матрешки. Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: выбор предметов различной длины для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте (достать мяч из –под шкафа, дивана); использование ключа (задвижки) для закрывания, открывания двери. Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узнавание знакомых предметов на ощупь (при выборе из 2—3). Поиск собственных предметов вещей, в окружающем учебных пространстве. принадлежностей, Нахождение предметов личного пользования. Нахождение парных предметов. Нахождение предметов, соответствующих показанной картинке. Выполнение подражательных движений рук: «Мельница», «Замочек», «Бокс», «Топор». Воспроизведение действий, движений, изображенных на картинке. Упражнения для пальцев рук. Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим — прячем». Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Узнавание, различение и называние предметов по цвету (основные цвета), форме, размеру. Группировка по цвету (размеру) предметов двух контрастных цветов 12 (размеров). Раскладывание их в коробки, ведерки, стаканы соответствующего цвета (размера). Раскладывание однородных предметов разных форм на две группы. Сравнение предметов. Нахождение такого же предмета в группе других предметов по качественному признаку — цвет (форма, размер). Чередование предметов через один элемент: по цвету (красный – синий - красный - синий); по форме (шар - куб - шар - куб); по размеру (большой - маленький - большой - маленький). Выкладывание их в ряд. Размещение плоскостных вкладок типа «доски Сегена» (3—5 фигур). Узнавание и различение предметов по размеру (длинный — короткий). Различение на ощупь величины предметов (большой, маленький) при выборе из двух резко контрастных по величине. Работа со строительным материалом (объемными фигурами), действия с ним: ощупывание, манипулирование, прием наложения друг на друга (постройка башни из 2 - 4 кубов одного размера, разного размера; постройка стола (куб и параллелепипед), скамейки (кубы и параллелепипед); прием приложения друг к другу (постройка дорожек из кубов, параллелепипедов), постройка стула, дивана, кровати). Выполнение построек из одноцветных деталей, выбирая из разноцветных. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя («Комната для куклы»). Складывание из счетных палочек (спичек и других материалов) различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции: дерево, куст, елочка, кормушка, лестница. Накладывание счетных палочек на их контурное изображение с учетом цвета: флажок, травка, колодец, качели. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2 - 3 частей, разрезанных по диагонали; из 4 - 5 частей, разрезанных по горизонтали и вертикали, с помощью учителя. 13 Выкладывание по подражанию и по образцу: прямого длинного ряда из одноцветной мозаики; двух параллельных длинных прямых рядов из мозаики двух цветов; чередующегося ряда через один элемент (красный - синий - красный синий); Выкладывание узоров с соблюдением цвета: «Елочки и грибочки» (зеленый, красный, зеленый, красный); «Башня и флаг» (вертикально 3 белых и 1 красный элемент); «Гуси с гусятами» (1 белый элемент, 2 желтых, 1 белый, 2 желтых); «Ромашка», «Цветок на стебле» (1 желтый элемент, вокруг 6 элементов белого цвета). «Действия с материалами». Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка - стакан, обернутый фольгой. Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания: расположение листа на столе; сгибание части листа; совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба. Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (проглаживание линии сгиба), выполнение с ними игровых действий. Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах. Правила работы с тестом и пластилином. Цвет пластилина, свойства теста и пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из теста (хлебобулочные, кондитерские изделия). Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. д. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. 14 Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами:отрывание кусочков теста, пластилина пальцами; сплющивание кусочков теста, пластилина между ладонями; разминание(ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); «шлепанье» (похлопывание ладонью по тесту или пластилину); разрывание кусочков пластилина, теста; раскатывание небольших кусочков теста и пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки стекой. Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины; лесенки; больших и маленьких бубликов; колец одинакового (разного) диаметра и цвета; цепочки из колец; пирамидки из колец; геометрических фигур. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Скатывание шара из пластических материалов на подкладной доске и в ладонях. Совместное с педагогом изготовление предметов шаровидной формы: большой и маленький мячи; конфеты-шарики разного цвета и размера; бусы, колобок, фрукты. 2 класс «Действия с предметами». Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук. Выполнение действий по показу и инструкции: открывание и закрывание коробок, банок, флаконов с завинчивающимися крышками; нанизывание более мелких предметов с отверстиями на тонкий шнур. Действия со шнуровками, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок. Наполнение емкостей (крупой, водой и т.д.), переливание (пересыпание) из одной емкости в другую. Цвет: синий. Выбор предметов заданных цветов (красный, синий) по образцу. Составление чередующегося ряда через 1 элемент по подражанию. Форма: куб. выбор геометрических форм (шар, куб) по образцу. Составление чередующегося ряда по подражанию. 15 Величина: понятия «большой», «маленький», «одинаковые». Сравнение по величине однородных предметов. Понятия «толстый», «тонкий»: практическое знакомство. Стереогноз: различать на ощупь величину предметов (из двух, резко контрастных по величине). Различать на ощупь форму геометрических тел (шар, куб). Деятельность с разборными игрушками Повторение и закрепление умений, полученных в предыдущем классе. Собирание вкладных кубов (3-4 куба; разных по величине). Складывание четырехсоставной матрешки. Собирание пирамид различной величины из 5 колец. Собирание пирамид, имеющих разный диаметр верхней и нижней поверхности кольца. Повторение и закрепление умений, полученных в 1 классе. Складывание фигур из 2-4 палочек путем наложения и по образцу. Складывание изображений из 2-4 плоских геометрических фигур палочек путем наложения и по образцу. Складывание разрезных картинок из 3 -4 частей. Постройки из геометрических форм и деталей конструктора: башня из 2-3 кубов разного размера и 4-х кубов одинакового размера. Постройки из деталей двух различных форм: дом, стол, стул (совместно с педагогом и по образцу). Выбор деталей одной формы (цвета) из предложенных. Обыгрывание построек. Закрепление умений, приобретенных в предыдущем классе. Выкладывание прямых рядов: из одноцветных деталей; из деталей двух цветов параллельными рядами; чередующийся ряд через 1 элемент. Выкладывание по показу, совместно с педагогом узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики: «Курочка и цыплята» (один белый элемент и два желтых, расположенных в ряд); «Цветочек» (два зеленых элемента и один красный, расположенных вертикально); «Елочка и грибочек» (три зеленых элемента, 16 расположенных треугольником, один красный элемент внизу) и т.д. Игры, направленные на развитие внимания, подражания и усвоения действий по образцу: «Ладушки», «Куда пошел мишка?», «Бабочка летит», «Возьми, положи, брось», «Найди свою игрушку», и т.д. Игры, направленные на развитие ручной моторики: «Поймай шар», «Переложи игрушку», «Прокати шарики», «Покатай матрешек», «Закроем коробки», «Баночки с пуговицами», «Теневой театр», «Бусы для кухни» и т.д. Игры, направленные на сенсорное развитие: «Одинаковые игрушки», «Цветные фоны», «Разбор к фону», «Найди пару». «У кого такая картинка?», «Что звучит?», «Что катится, что не катится?», и т.д. «Действия с материалами». Игры с бросовыми материалами, бумагой и тканью: «Бумажные шарики», «Салют из конфетти», «Бумажные ленты», «Шумит и шелестит», «Что стучит?», «Яичная скорлупка», «Разноцветные тряпочки», «Следы на бумаге», «Что в баночке лежит?» и т.д. Игры с бытовыми предметами - орудиями: «Накроем кастрюли крышками», «Разложи посуду на подносе», «Мамин стол», «Пустые и полные кастрюли», «Чашки и ложки», «Соберем в корзинку фрукты», «Для чего предмет?» и т.д. 3 класс «Действия с предметами». Заполнение отверстий втулками, грибками; -закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой; -нанизывание предметов с отверстиями на стержень; -доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета; -сталкивание палкой предмета со стола; Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Цвет. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного 17 цвета из 6 - 10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.). Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу). Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), из 8 12 предметов всех указанных цветов (без названия цветов). Три цвета: красный, синий, желтый. Уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. Самостоятельно правильно называть красный цвет, четко соотнося только с предметами красного цвета. Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6 - 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар – параллелепипед («брусок»,«кирпичик»; куб –конус («башенка»). Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу). Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик» из 8 - 12 предметов всех указанных форм (без названия форм). Выбор предметов одной формы из 6 -10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг - квадрат, круг - треугольник по образцу и инструкции «Дай Самостоятельно такой». называть, Раскладывание правильно этих соотнося плоскостных с форм. соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат. Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции «Дай такой». Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку больших предметов, в маленькую маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух 18 размеров резко контрастных (больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера). Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами). Выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу: постройка башни из 7—9 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету; постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами, гаражом; постройка дорожек, заборов из различного по форме материала; постройка поезда, автомобиля. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Выполнение знакомых построек по словесной инструкции. Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции: кораблик, поезд и др. Складывание разрезных картинок из 4 -5 частей простых форм. Заполнение вкладок в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. Складывание картинки из 4—6 кубиков с картинками. Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла, машина. Выкладывание по подражанию и образцу чередующихся рядов из деталей двух цветов через два элемента (красный - два синих - красный и т. д.). Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех цветов (красный зеленый - белый и т. д.). Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам: треугольник, прямоугольник, квадрат. Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу: - букет из трех цветов разного цвета на стеблях; дом с крышей и трубой; - елочка; снежинка; коврик. «Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на 19 цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный - синий - красный -синий и т.д.). «Грибки»: подбор втулочек («грибков») определенного цвета к соответствующему цветковому полю игрового столбика, окрашенного в четыре основных цвета, размещение (втыкание) втулочек в отверстия столика. «Предметное цветовое лото»: размещение цветных кубиков на розданных детям таблицах соответствующих цветов, с учетом расположения контуров нарисованных на таблицах квадратов: (Размер грани кубика соответствует размеру квадрата на таблице). (Игра дается во II полугодии). «Куда подходит»: размещение плоскостных вкладок типа доски Сегена (3-5 фигур на доске). «Разложи в ряд» (по форме, величине): чередование предметов по форме через один, выкладывая их в ряд (куб - конус -куб -конус и т.д., круг - квадраткруг - квадрат и т.д.), чередование предметов по по величине через один, накладывая их в ряд (большой - маленький - большой - маленький и т.д.). «Шароброс»:опускание больших и маленьких шаров в соответствующие отверстия. «Поиск в окружающем»: - быстро находить предмет, спрятанный на виду у детей за экран или какой - либо предмет; -находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки по показанной учителем картинке (мяч на картинке - принести мяч - игрушку); -находить в обстановке класса и приносить предметы, игрушки с заданным признаком - определенного цвета, формы, величины, по образцу, показанному учителем. (Игра проводится параллельно с прохождением данного признака в других видах деятельности, как закрепление). «Что лишнее»: исключение «лишнего» предмета из нескольких однородных (по цвету, форме, величине). 20 «Светофор»: перемена вида движения по цветовому сигналу (при показе зеленого круга дети должны идти, желтого - маршировать на месте, красного - останавливаться). «Не урони»: перенос недостаточно устойчивого предмета на листе картона, бумаге, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик). «Чудесный мешочек»: узнавать на ощупь один из хорошо известных детям бытовых или игровых предметов (ключ, ложка, расческа и т.п.): узнавать на ощупь предметы, положенные в матерчатый мешок; -находить на ощупь названный предмет при выборе из нескольких положенных в мешок. 4 класс «Действия с предметами». Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно следующих действий: - сортировка мелких предметов (гороха, крупы, бобов); - нанизывание колец пирамидки (из 4—6 колец) с учетом величины колец; - нанизывание мелких бус на шнур, леску; - пристегивание пластмассовых (деревянных) бельевых прищепок; - снятие предметов со стены; - завод механических игрушек, часов; - опускание объемных фигур в соответствующие по форме прорези коробки, зрительно соотнося их; - разборка и складывание трех-, четырех-, пятисоставной матрешки; умение сложить каждую матрешку отдельно; расположение матрешек в ряд по величине; - открывание и закрывание различных кранов до упора; - наполнение сосудов водой; - полив комнатных растений. Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия: 21 - выбор предмета (палки, ложки, вилки) для доставания объекта из сосуда. Сортировка предметов по их назначению. Нахождение в окружающей обстановке предмета с заданным признаком (определенного цвета, формы, величины). Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из 3—4. Определение на ощупь формы, величины предметов; гладкой, шершавой поверхности; мягких и твердых тел. Действия с предметами разного цвета: определение и называние цвета предмета; соотнесение предметов по цвету; составление простых сочетаний из 2—3 цветов; группировка однородных предметов по цвету; чередование предметов по цвету через два элемента; выкладывание их в ряд; нахождение предметов по указанному цвету; классификация предметов по цвету. Действия с предметами разной формы: - формирование представлений о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат); - различение геометрических фигур; группировка геометрических фигур по форме; составление упорядоченного ряда геометрических фигур; подбор предметов к модели геометрической фигуры; составление узоров различной формы; - выкладывание узоров из геометрических фигур по образцу; классификация предметов по цвету и форме. Действия с предметами разной величины: - узнавание и различение предметов по высоте (высокий — низкий), по ширине (широкий — узкий); - нахождение на ощупь по образцу предмета большого размера его меньшую пару; - составление сериационного ряда из трех предметов по размеру 22 (самый большой — немного меньше — самый маленький); - составление сериационного ряда из трех предметов по длине (самый длинный — короче — самый короткий); Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами). Выполнение построек и фигур из 5—6 объемных и плоских форм по показу и по образцу: - постройка башни из 3—5 кубов одинаковых и разных по размеру, цвету; - постройка двухэтажного и выше дома с крышей из кубов и призмы, с воротами, гаражом; - постройка дорожек, заборов из различного по форме материала; - постройка поезда, автомобиля. Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Выполнение знакомых построек по словесной инструкции. Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др. Складывание разрезных картинок из 5-7 частей разных форм. Заполнение вкладок в сказочных иллюстрациях с вырезанными частями. Складывание картинки из 4—6 кубиков с картинками. Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: кот (голова, хвост, туловище), елочка, неваляшка, кукла, машина. Выкладывание по подражанию и образцу чередующихся рядов из деталей двух цветов через два элемента (красный - два синих - красный и т. д.). Выкладывание чередующихся рядов из деталей трех цветов (красный зеленый - белый и т. д.). Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам: треугольник, прямоугольник, квадрат. Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу: - букет из трех цветов одного цвета на стеблях; елочка; 23 снежинка; коврик. 6. Тематическое планирование по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» 1 класс (дополнительный, первый год обучения) 2 часа в неделю, всего – 66 часов № п\п Тема урока Количество часов 1 Игры на установление эмоционального контакта. Понимание речи учителя, выполнение простой инструкции, совместное внимание. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов. Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. Действие с предметами 2 2 3 5 6 7 Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2— 3 незнакомых. Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. 2 2 44 4 4 4 24 8 Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей. 4 9 Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами. Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно. Складывание разрезных картинок из двух частей 4 Узнавание предметов и различение их: по цвету (красный, синий, желтый) Работа с мозаикой 4 Действия с материалами 16 Практическое знакомство с бумагой. Наблюдение за деятельность педагога. Упражнения с бумагой: сминание; разглаживание ладонью. Сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении). Разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. 2 Сминание отходов бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора. Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги. 2 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Итого: 4 4 4 4 4 4 4 2 2 66 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» 1 класс (дополнительный, второй год обучения) 2 часа в неделю, всего – 66 часов № п\п Тема урока Количество часов 1 Игры на установление эмоционального контакта. Понимание речи учителя, выполнение простой инструкции, совместное внимание. Установление контакта с ребенком. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов. 2 2 2 25 3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. Действие с предметами 2 48 Нахождение знакомых предметов среди 2— 3 незнакомых. Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе. Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов. Соотнесение предмета с его изображением на картинке. Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей. 2 Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами. Открывание и закрывание двери, коробок, матрешек; Складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; Нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; Закручивание руками крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой, закручивание крышек. Выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте. Узнавание предметов и различение их: по цвету; по форме ; по размеру. Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте. 4 Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета. Накладывание счетных палочек на контурное изображение. Складывание из счетных палочек простейших фигур Складывание разрезных картинок из двух - трех частей Знакомство со строительным материалом. Действия с ним: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга. 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 26 21 22 23 24 25 26 27 28 Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов Работа с мозаикой. Узнавание и различение мозаики по цвету. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). 2 Действия с материалами 12 Практическое знакомство с бумагой. Наблюдение за деятельность педагога. Упражнения с бумагой: сминание; разглаживание ладонью. Сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении). Разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. 2 Сминание отходов бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора. Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги. 2 Итого: 4 2 2 2 2 66 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» 1 класс 2 часа в неделю, всего – 66 часов № п\п Тема урока Количество часов 1 Установление контакта с ребенком. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов. Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. Действие с предметами 2 2 3 4 5 Повторение и закрепление умений, приобретенных в I (дополнительном) классе. Выбор предметов различной длины для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте Обучение ощупыванию предметов двумя и одной рукой. Узнавание знакомых предметов на ощупь (при выборе из 2—3). 2 46 4 2 4 27 6 Поиск предметов в окружающем пространстве. 2 7 Нахождение предметов, показанной картинке. соответствующих 2 8 2 11 Воспроизведение действий, движений, изображенных на картинке. Выполнение подражательных действий со сменой вида движений: «стучим - прячем». Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Узнавание и различение предметов по размеру 12 Различение на ощупь величины предметов 2 13 Работа со строительным материалом 6 14 Складывание из счетных палочек различных фигур по показу, образцу и словесной инструкции Складывание по подражанию и по образцу разрезных картинок из 2—3 частей, разрезанных по диагонали; из 4—5 частей, разрезанных по горизонтали и вертикали, с помощью учителя. 4 Выкладывание по подражанию и по образцу мозаики. Действия с материалами 6 9 10 15 16 17 18 19 20 2 4 2 4 16 Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания. Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (проглаживание линии сгиба), выполнение с ними игровых действий. 4 Работа с тестом и пластилином 4 Итого: 4 4 66 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» 2 класс 2 часа в неделю, всего – 66 часов № Тема урока Количество 28 п\п 1 часов Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения Действие с предметами 2 54 2 3 Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук. Выполнение действий по показу и инструкции 4 Узнавание предметов и различение их по цвету 4 5 Действие с предметами разной формы. Составление чередующегося ряда по подражанию. Сравнение по величине однородных предметов. Величина: Стереогноз: различать на ощупь величину предметов (из двух, резко контрастных по величине). Различать на ощупь форму геометрических тел (шар, куб). Деятельность с разборными игрушками 2 Складывание фигур из 2-4 палочек путем наложения и по образцу. Складывание изображений из 2-4 плоских геометрических фигур палочек путем наложения и по образцу. Складывание разрезных картинок из 3 -4 частей. 2 4 15 Постройки из геометрических форм и деталей конструктора. Выкладывание по показу, совместно с педагогом узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики Игры, направленные на развитие внимания, подражания и усвоения действий по образцу. Игры, направленные на развитие ручной моторики 16 Игры, направленные на сенсорное развитие 4 17 Действия с материалами 12 18 Игры с бросовыми материалами, бумагой и тканью 4 19 Игры с бытовыми предметами - орудиями 4 20 Работа с пластилином, тестом 4 2 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Итого: 4 4 4 4 4 4 4 4 4 68 29 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» 3 класс 2 часа в неделю, всего – 68 часов № п\п Тема урока Количество часов 1 Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения Действие с предметами 2 46 8 Повторение и закрепление умений, приобретенных во II классе. Действия с предметами разного цвета, формы, величины Работа со строительным материалом (объемными фигурами). Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции Складывание разрезных картинок из 4 -5 частей простых форм. Складывание картинки из 4—6 кубиков с картинками. Выполнение действий по показу и инструкции 9 Узнавание предметов и различение их по цвету 2 10 Действие с предметами разной формы. Составление чередующегося ряда по подражанию. Сравнение по величине однородных предметов. Величина: Стереогноз: различать на ощупь величину предметов (из двух, резко контрастных по величине). Различать на ощупь форму геометрических тел (шар, куб). Действия с материалами 4 2 3 4 5 6 7 11 12 13 2 10 8 6 6 2 2 2 2 20 6 15 Изготовление поделок из бросового материала, (бумага, и ткань) Игры с бытовыми предметами - орудиями 16 Работа с пластилином, тестом 6 14 4 30 17 Игры с природным материалом Итого: 4 68 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Предметно – практические действия» 4 класс 2 часа в неделю, всего – 68 часов № п\п Тема урока Количество часов 1 Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения Действие с предметами 2 44 2 7 Повторение и закрепление умений, приобретенных во III классе. Выполнение по подражанию, с помощью учителя и самостоятельно различных действий Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия Сортировка предметов по их назначению. Нахождение в окружающей обстановке предмета с заданным признаком (определенного цвета, формы, величины). Узнавание на ощупь знакомых предметов при выборе из 3—4. Действия с предметами разного цвета. 8 Действия с предметами разной формы: 4 9 Действия с предметами разной величины: 4 10 Закрепление приемов наложения и приложения в работе со строительным материалом (объемными фигурами. Составление из счетных палочек предметов, узоров, фигур по образцу, картинке, вербальной инструкции: дом, машина, молоток, ворота и др. Складывание разрезных картинок из 4 - 5 частей разных форм. Складывание простых изображений из разобщенных частей по образцу: Выкладывание простых узоров и сюжетов по показу и по образцу. 4 2 3 4 5 6 11 12 8 4 4 2 2 4 2 2 2 31 13 Действия с материалами 22 14 8 15 Изготовление поделок из бросового материала, (бумага, и ткань) Игры с бытовыми предметами - орудиями 16 Работа с пластилином, тестом 6 17 Игры с природным материалом 4 Итого: 4 68 7. Материально-техническое обеспечение курса - предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); - звучащие предметы для встряхивания; - предметы для сжимания (мячи различной" фактуры, разного диаметра); - вставления (стаканчики одинаковой" величины); - различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); - наборы предметов для занятии" (типа «Нумикон», Монтессори- материал и др.); - пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей" и т.д.); 32 - мозаика; - пиктограммы с изображениями занятии, моментов и др. событии; Освоение учебного предмета «Предметно практические действия» предполагает использование разнообразного дидактического материала: - предметов различной формы, величины, цвета; - изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.; - оборудования, сортировку, позволяющего группировку различных выполнять предметов, их упражнения на соотнесения по определенным признакам Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются: - специально подобранные предметы; - презентации к урокам; - графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы). Литература: 1. Обучение учащихся 1—4 классов вспомогательной школы (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка) / под ред. В. Г. Петровой. — М., 1983. 2. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. — М., 1981. 3. Программы обучения детей с тяжелой формой умственной отсталости. Предметно-практическая деятельность. 1—4 годы обучения. — Минск, 1998. 4. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М., 2001. 5. Шинкаренко, В. А. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недостаточности. — Минск, 2004. 33 6. Янушко, Е. А. Лепка детьми раннего возраста. — М., 2005. 34