РП_Сенсорное развитие_ 1доп,1-4кл., (вариант 8.4)

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.4)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.4)

(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВЫЕ, I-IV КЛАССЫ)

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и является частью Адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).
Сенсорное развитие детей с расстройствами аутистического спектра в целом
отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. У обучающихся с РАС
имеют место нарушения ощущений различной модальности (кинетической,
осязательной, зрительной, кинестетической, тактильной и др.) и, соответственно,
восприятия объектов, явлений и ситуаций. Отсюда у них отмечается не только
замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом. И как
следствие, дети, поступающие в первый класс, оказываются не готовыми к обучению
мотивационно, по запасу знаний и представлений, степени сформированности
учебных навыков, уровню развития функций волевой регуляции. Безусловно, таким
детям нужна специальная коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от
структуры нарушения и глубины интеллектуального и психического недоразвития.
И первый шаг по оказанию помощи – сенсомоторное развитие ребенка.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть
формируемую участниками образовательных отношений – коррекционноразвивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена
потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи
обучающимся с РАС, которая рассматривается как система развивающих,
коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание
внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей
развития личности обучающихся и расширения границ их взаимодействия с
окружающей средой. Современные требования общества к развитию личности
детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно
реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к
школе, степень тяжести их нарушения, состояние здоровья, индивидуальнотипологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания
комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление
трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в
конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и
интеграции их в него.
Цели
коррекционно-развивающей
работы
с
учетом
специфики
коррекционного курса: обогащение чувственного опыта детей, компенсация
специфических нарушений и расстройств чувственной интеграции конкретного
обучающегося, коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно-моторной
координации, пространственных представлений, поведенческих расстройств
используя современные средства и оборудование (сенсорная комната).

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

Для всех детей с РАС характерно нарушение процесса обработки сенсорной
информации в той или иной степени. Нарушения сенсорной обработки – это
обобщающее определение, включающее разнообразные неврологические
нарушения: нарушение модуляции ощущений, нарушения умения различать
ощущения, двигательные нарушения, основанные на трудностях сенсорной
интеграции и их подтипы. Эти нарушения лежат в основе многих проблем обучения,
движений, поведения, развития речи. В основе коррекционных занятий по
сенсорному развитию указанной группы обучающихся лежит идея сенсорной
интеграции.
Сенсорная интеграция - это организация сенсорных сигналов, благодаря
которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует
эмоции и мысли. Иначе говоря, это неврологический процесс, который организует
ощущения от собственного тела и из окружающей среды и позволяет эффективно
использовать тело в окружающей среде. Нарушения сенсорной 5 интеграции есть
неэффективный неврологический процесс обработки сенсорной информации,
получаемой от органов чувств, приводящий к трудностям в обучении, развитии и
поведении. Зачастую, мышцы и нервы могут работать нормально, но существуют
трудности в организации или интегрировании информации в мозге.
Задачи и направления рабочей программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
-развитие у обучающихся всех видов восприятия, обогащение
чувственного опыта;
- развитие тактильных и кинестетических ощущений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений.

их

Место курса «Сенсорное развитие» в учебном плане
Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в образовательную область:
«коррекционно-развивающая».
Сроки реализации программы: 6 лет (дополнительные первые, I-IV классы).

Количество часов на изучение предмета в неделю: 2 часа в неделю, 34 учебные
недели, 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения программы коррекционного
курса
Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является
формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):






Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине,
направленной на поддержание норм поведения в школе.
В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на
общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со
сверстниками в практике совместной деятельности.
Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»
с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Предметные результаты
Сформированность следующих умений у обучающихся 1-х дополнительных,
первого классов:
- следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);
- следить взглядом за движущимся удаленным объектом;
- узнавать и различать цвета объекта;
- слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся
источником звука; локализация неподвижного удаленного источника звука;
- соотносить звук с его источником;
- находить объекты, одинаковые по звучанию;
- адекватно реагировать на соприкосновение с материалами (дерево, металл,
клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный,
теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);
- адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов;
- адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;
- различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность,
вязкость);
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы.
Сформированность следующих умений у обучающихся 2-4 классов:
- выполнять инструкции взрослого;
- узнавать предметы по запаху и вкусу;

- уметь различать предметы по звуковым и световым различиям;
- знать расположение своего тела, частей тела;
- знать и называть основные цвета, форму предмета, величину;
- уметь пользоваться пластилином, глиной, водой и др.;
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.

Содержание коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые
реакции
ребенка,
например:
эмоционально-двигательная
отзывчивость,
концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются
сенсорно-перцептивные действия. Ребенок с РАС учится не только распознавать
свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем
поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
1.
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном,
напротив ребенка, прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом, прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом,
основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, ахроматические цвета: белый,
черный, серый, промежуточные цвета: розовый, оранжевый, голубой, фиолетовый,
коричневый.
2.
Слуховое восприятие.
Звуковые понятия: громко-тихо, бытовые шумы и звуки природы,
музыкальные звуки, высокие и низкие звуки, звуковые понятия: далеко-близко,
соотнесение звука с его источником, дидактические игры на слуховое восприятие,
дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка,
барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки), характеристика звуков по
громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки), различение

мелодии по характеру (веселая, грустная), подражание звукам окружающей среды,
различение по голосу знакомых людей.
3.
Кинестетическое восприятие.
Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных
ощущений, движения и позы верхних и нижних конечностей, выразительность
движений, горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация
собственных ощущений, имитация движений и поз (повадки животных, природные
явления), игры на копирование поз и движений ведущего, различение материалов
(дерево, металл, клейстер, крупа, вода), различение материалов по температуре
(холодный, горячий), времена года (лето, зима), (жаркое, холодная), различение
материалов по фактуре (гладкий, шероховатый), различение материалов по
влажности (мокрый, сухой), различение материалов по вязкости (жидкий, густой).
4.
Восприятие запаха.
Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и
объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных
запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Контрастные ароматы (резкий –
мягкий, свежий – испорченный).
5. Восприятие вкуса.
Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёное), обозначение словом
вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств
продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый —
кислее).

Критерии и нормы оценки достижений
Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего
коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование
для 1-х дополнительных и 1-го классов
№
п/п

Тема
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий –
шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами –
мячами, ежиком.
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий –
шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами –
картоном, бумагой.
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий –
шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами –
шелком, вельветом.
Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий –

Кол-во
часов

шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами –
фольгой, атласной лентой.
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий –
твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой
игрушкой, пластмассовым шариком.
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий –
твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой,
кусочком металла.
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий –
твердый, через тактильное взаимодействие с предметами –
резиновым мячиком, деревянным кубиком.
Восприятие предметов по форме: шар-куб, через тактильное
взаимодействие с предметами.
Восприятие предметов по размеру: большой-маленький через
тактильное взаимодействие с предметами.
Восприятие предметов по размеру: большой-средний-маленький
через тактильное взаимодействие с предметами.
Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый.
Классификация
Восприятие предметов по цвету: синий зелёный, оранжевый.
Классификация.
Восприятие предметов по цвету: голубой, розовый.
Классификация.
Теплые цвета.
Холодные цвета.
Теплые и холодные цвета. Сравнение.
Части тела.
Я и пространство вокруг меня.
Составление композиций из геометрических фигур.
Шумящие коробочки. Слуховое восприятие.
Звуковые понятия: громкий-тихий.
Дидактическая игра «Определи, что слышится».
Дидактические игры на слуховое восприятие.
Дидактическая игра «Слушай и выполняй».
Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация
собственных ощущений.
Игры на развитие зрительного восприятия.
Размытые картинки.

Письмо в рисунках.
Различение материалов по температуре (холодный-горячий).
Различение материалов по влажности (мокрый-сухой).
Различение материалов по вязкости (жидкий-густой).
Бытовые шумы и звуки природы.
Узнавание неречевых звуков.
Дидактическая игра «Найди картинку».
Дидактическая игра «Так ли это звучит?».
Дидактическая игра «На что это похоже?».
Дидактическая игра «Звуки на улице».
Развитие общей и мелкой моторики, координации движения.
«Тряпичная кукла».
Дидактическая игра «Сверху – снизу и справа – слева».
Дидактическая игра «Счет на слух».
Дидактическая игра «Найди пару».
Дидактическая игра «Что здесь спряталось?» («зашумлённые»
изображения»).
Дидактическая игра «Что забыл дорисовать художник?».
Дидактическая игра «Найди такую же фигуру».
Дидактическая игра «Сложи картинку».
Дидактическая игра «Дорисуй картинку и раскрась».
Дидактическая игра «Соотнеси предметы».
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Дидактическая игра «Точечный рисунок».
Дидактическая игра «Половинки».
Знакомство с характерными запахами отдельных реальных
предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение
словом.
Сравнение разных запахов.
Дидактическая игра «Овощи и фрукты». Обоняние.
Дидактическая игра «Коробочки с запахами».
Знакомство с понятием «вкус».
Различение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий).
Различение продуктов по вкусовым качествам (кислый, соленый).
Различные продуктов по консистенции (жидкий, вязкий).

Различные продуктов по консистенции (твердый, сыпучий).
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.

Тематическое планирование
для 2-4 классов
№
п/п

Тема
Первичное обследование.
Дидактическая игра «Рыбаки».
Дидактическая игра «Собираем ягоды».
Дидактическая игра «Покажи и угадай» (имитация движений
животных, оркестр).
Дидактическая игра «Сделай по рисунку и замри».
Выразительные движения.
Знакомство с разным качеством движений (быстрые —
медленные, мягкие — жесткие, тяжелые — легкие, сильные —
слабые).
Игры на восприятие предметов в движении.
Игры на восприятие команды в движении.
Игры на восприятие роли в движении.
Дидактическая игра «Море волнуется раз…».
Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры»,
«Нарисуй сам»).
Дидактическая игра «Морское приключение» (отыскивание
руками предметов разной формы, спрятанных в тазу с
подкрашенной водой).
Дидактическая игра «Ладошки» (исследование разных по
тактильным ощущениям предметов - мягкий, твёрдый, жидкий).
Игры с геометрическим конструктором.
Дидактическая игра «Подарки для Вики» (разворачивание мелких
игрушек, завернутых в бумагу, фольгу, ткань).
Дидактическая игра «Цветик-семицветик» (нахождение
идентичных предметов).
Форма, цвет, назначение предметов
Определение веса предметов.
Сравнение предметов по длине.

Кол-во
часов

Восприятие предметов по размеру: большой-средний-маленький
через тактильное взаимодействие с предметами.
Дидактическая игра «Что изменилось?» Определение изменений в
предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов.
Различение наложенных изображений.
Формирование произвольности зрительного восприятия и
развитие зрительной памяти.
Тренировка зрительной памяти.
Различение наложенных изображений предметов (6-7
изображений). Запоминание 5-6 предметов, игрушек и
воспроизведение их в исходной последовательности.
Классификация предметов по цветовому признаку.
Дидактическая игра «Что забыл дорисовать художник?».
Игры на определение и различение цветов и их оттенков.
Дидактическая игра «Что здесь спряталось?» («зашумлённые»
изображения»).
Дидактическая игра «Найди такую же фигуру».
Теплые и холодные цвета. Сравнение.
Дидактическая игра «Сложи картинку».
Дидактическая игра «Дорисуй картинку и раскрась».
Игры на развитие слухового восприятия.
Составление композиций из геометрических фигур.
Слуховое восприятие. «Шумящие коробочки».
Игры на определение направления звука в пространстве.
Звуковые понятия: громкий-тихий.
Дидактическая игра «Определи, что слышится».
Дидактические игры на слуховое восприятие.
Обоняние. Дидактическая игра «Овощи и фрукты».
Сравнение разных запахов.
Дидактическая игра «Коробочки с запахами».
Дидактическая игра «Вкусные продукты» (нахождение и
дегустация, сравнение различных по вкусу продуктов).
Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.
Различные продуктов по консистенции (жидкий, вязкий, твердый,
сыпучий).
Различение материалов по вязкости (жидкий-густой).

Бытовые шумы и звуки природы.
Дидактическая игра «Звуки на улице».
Знакомство с характерными запахами отдельных реальных
предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение
словом.
Дидактическая игра «Сверху – снизу и справа – слева».
Дидактическая игра «Найди пару».
Итоговое обследование

Учебно-методическое обеспечение коррекционного курса
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4).

Материально-техническое обеспечение коррекционного курса
Для проведения занятий по сенсорному развитию процессов требуется
специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся
сенсорностимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и
пособия:
 функционально ориентированные игрушки и пособия для развития
сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей,
«почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и
объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного
картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули,
вкладыши-формы и др.);
 игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный
инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи,
кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития
мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы,
различные виды застежек и др.;
 разнообразный арсенал техники арт-терапии (различные куклы, сюжетные
игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные
предметы; игрушки-«маркеры» – своеобразные «знаки пространства» –
игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой
она происходит);
 иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы
пространственного расположения предметов, специально разработанные
«пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг
представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия
классификационных
признаков,
определению
временных
и
пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными
изображениями, серии карточек и т.д.);

 нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и
др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком
универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной
деятельности;
 компьютер, принтер, доска, тетради, карандаши, ручки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».