РП_Коррекционно-развивающие занятия_ 1доп,1-4кл. (вариант 8.4)

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.4)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ
ЗАНЯТИЯ
обучающихся с расстройствами аутистического спектра

(вариант 8.4)

(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВЫЕ, I-IV КЛАССЫ)

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие
занятия» составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и является частью Адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с расстройствами
аутистического спектра (вариант 8.4).
Цель – максимальная коррекция недостатков познавательных и
эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с
расстройствами аутистического спектра (РАС), на основе создания оптимальных
условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать
правильное многогранное
представление об окружающей действительности,
способствующее оптимизации психического развития ребенка и более
эффективной социализации его в обществе.
Основными задачами программы являются:
- создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных
особенностей;
- осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения
содержательных видов деятельности;
- развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
- формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные
самостоятельные выводы;
- формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления
заданной деятельности;
- развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном
действии;
- формирование положительной мотивации к обучению;
- воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
- воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое
дело до конца.

Общая характеристика коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия»
Основной задачей коррекционного процесса является преодоление психоэмоциональных недостатков обучающихся, препятствующих успешному

освоению

учебных

навыков.

Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия» предполагает
создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного
многогранного
полифункционального
представления
об
окружающей
действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка
способствует эффективной социализации его в обществе.
Коррекционная работа требует специально созданной предметнопространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорностимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и
пособия.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает
решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких
разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию
ребенка.
Программа
детализирует
и раскрывает
содержание
стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру
ребенка.
В программу
включены
занятия,
способствующие
овладению
представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе
активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и
объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
В начале коррекционной работы
усилия
сконцентрированы
на
формировании навыков общения в коллективной деятельности как основе
новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение
новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к
среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной
деятельности. Для того, чтобы ребенок с РАС освоил социальную роль
школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия
для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное
окружение становится ситуацией
развития
личности
ребенка.
Этому
способствует
создание проблемных ситуаций, решение которой невозможно
только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок
еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком,
он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности.
В программу включены мероприятия, способствующие формированию
способности
эстетически
воспринимать
окружающий
мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков,

ритмов); включены
задачи
совершенствования координации движений,
преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой
моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в
предметном
мире,
формирование
сенсорно-перцептивных
действий
невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы
программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения
требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения
соответствующей
терминологией
до развернутого
сопровождения
собственных действий речью и вербального определения цели и программы
действий, т. е. планирования.
В каждом занятии программой предусмотрено проведение упражнений для
развития межполушарного взаимодействия. Эти упражнения улучшают
мыслительную
деятельность,
синхронизируют
работу
полушарий,
способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания,
облегчают процесс письма.

Место коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»
в учебном плане
«Коррекционно-развивающие
занятия»
развивающую область учебного плана.

входят

в

коррекционно-

Рабочая программа рассчитана в 1-х классах на 66 часов, 2 часа в неделю, 33
учебные недели; во 2-4 классах на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса
В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП,
программа направлена на формирование 2-х групп результатов:
- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию,
социальные компетенции, личностные качества;
- предметных, включающих освоенный учащимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания и его применению. Результаты освоения программы
рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными
возможностями и специфическими образовательными потребностями учащихся.
Личностные результаты освоения программы включают:
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;

• социально-эмоциональное
деятельности;

участие

в

процессе

общения

и

совместной

• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• формирование представления у обучающихся о базовых эмоциональных
состояниях, умение различать их и понимать;
• формирование умения правильно воспринимать и понимать свои эмоциональные
реакции и эмоциональные реакции других людей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные результаты освоения программы:
• Овладение элементарными представлениями по пройденным лексическим темам
(одежда, животные, птицы, рыбы, насекомые, овощи, фрукты, ягоды,)
• Узнавание изображения предметов;
• Узнавание предметов по тактильному ощущению (по пройденным лексическим
темам);
• Формирование умения собирать разрезные картинки (с опорой и без опоры на
образец
• Ориентировка в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
• Определение пространственное положение предметов (вверху, внизу, впереди,
сзади);
• Соотнесение чисел с соответствующим количеством предметов, обозначение его
цифрой.
• Формирование умения давать характеристику временам года, называя их
последовательность;

• Самостоятельно работать с внешним и внутренним трафаретом, штриховать, в
разных направлениях;
• Раскрашивать в пределах контурного изображения;
• Формирование умения обводить по пунктирным линиям, опорным точкам
карандашом, ручкой,
• Формирование умения штриховать в заданном направлении по показу, образцу,
инструкции; выполнение правил поведения на занятиях;
• Формирование интереса к обучению, предметному миру;
• Выполнение правил работы с раздаточным материалом;
• Выполнение инструкции педагога;
• Использование по назначению учебных материалов;
• Выполнение действия по образцу и по подражанию.

Содержание коррекционного курса
Описание коррекционно-развивающей
с разделами программы:

деятельности

в

соответствии

Развитие сенсомоторной координации
С помощью практических упражнений развивать у обучающихся зрительнодвигательную координацию, учить детей обводить по контуру, трафарету, по
пунктирным линиям, штриховать в одном направлении, раскрашивать простые
изображения по номерам (математические раскраски), выполнять графические
упражнения, совершенствовать манипулятивную функцию рук
Формирование временных и пространственных представлений
Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию
познавательной активности. Закрепление характеристик времён года, их
последовательность.
Формирование представления о пространственном расположении частей тела
(вверх, низ, слева, справа, спереди, сзади). Выполнение действий по инструкции
(повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.).
Определение размещенности предметов в пространстве (ближе — дальше,
впереди — сбоку и т. д.). Определять свое местоположение среди окружающих
предметов и относительно другого человека.
Развитие представлений об окружающем мире

Развитие у детей познавательный интерес к окружающему социальному,
предметному и природному миру; обогащение знаний о природе и обществе,
расширение и закрепление представлений обучающихся о предметах быта, явлениях
природы, макросоциальном окружении, животном мире; развитие элементарную
наблюдательность. Развитие математических представлений. Формирование
элементарных математических представлений предполагает обучение детей
сопоставлять, сравнивать, представления о числе, счете, арифметических действиях.
Использование методов изотерапии и игротерапии по каждой лексической теме.
Развитие мнемических процессов и внимания
Включает в себя практические игры и упражнения на развитие слухового,
зрительного, двигательного запоминания, произвольного внимания и его
характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).
Социально – эмоциональное развитие
Введение обучающихся в мир человеческих эмоций, формирование
представлений о базовых эмоциональных состояниях: радость, злость, грусть,
удивление, страх. Обучение этическим формам поведения и способам поведения во
взаимоотношениях с людьми, формирование умения понимать окружающих людей,
проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и
взаимодействию, знать элементарные правила культурного поведения в обществе,
иметь знания о себе, нивелирование негативных эмоциональных тенденций:
тревожности, агрессивности, страхов.
Учебная
направлениям:

программа

предусматривает

также

работу

по

следующим

Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца, - с заданными качественными параметрами
Коррекция и развитие познавательных процессов:
Памяти:
- запоминание и воспроизведение предметных картинок, объединенных лексической
темой;
- отсроченное воспроизведение.
Внимания:

- нахождение недостающих деталей;
- нахождение одинаковых предметов, фигур, цифр;
- слуховое внимание;
Зрительного восприятия:
- развитие целостного восприятия;
- развитие восприятия предметов в необычном ракурсе
Формирование и развитие элементарных математических представлений, навыков
счета:
- цвет, форма, величина предметов;
- количественные представления;
- пространственно – временные представления.

Тематическое планирование занятий
№

Наименова
ние
разделов и
тем

1

Фигурные
дорожки

2

Обведи и
раскрась

Виды
деятельности

Развитие сенсомоторной координации
Графические
Развитие зрительно – моторной
упражнения:
координации, концентрации
внимания, целостного восприятия
«Соедини по
точкам», «Обведи
рисунок по
линиям»,
Графические
Развитие сенсомоторной
упражнения:
координации,
«Обведи и
раскрась»,
«Выложи из
фасоли»

3

4

Большие и
маленькие
фигуры

Дорисуй
предмет

Программное содержание

Кинезиологические
упражнения
Графические
упражнения:
«Математические
раскраски», «Из
каких фигур
состоит»
Графические
упражнения:
«Дорисуй
картинку», «Чего

Колво
часов

1

1

развитие мелкой и общей
моторики, сенсорно –
перцептивной деятельности,
внимания

Совершенствование мелкой
моторики, развитие
межполушарного взаимодействия,
зрительного гнозиса, слухового
внимания

1

Развитие тактильной
чувствительности и
координированных движений
пальцев и кистей рук,

1

не хватает»,
«Каждую фигуру
на своё место»

5

6

Волшебные
палочки

Геометричес
кий
орнамент

7

Калейдоскоп

8

Цветной
ковёр

9

Цветочная
ваза

Кинезиологические
упражнения
Игротерапия
Дидактические
игры: «Запомни
узор», «Посчитай и
сложи», «Знаковая
таблица», «Стоп сигнал»
Мандалотерапия
(геометрический
орнамент в круге)
Упражнения:
«Что слева, что
справа»,
«Зашумлённые
изображения»
Мандалотерапия
(геометрический
орнамент в круге).
Дидактические
игры: «Круг,
треугольник,
квадрат», «Найди
все фигуры»,
«Самый
внимательный»
Дидактические
игры:
«Зашумлённые
изображения»,
«Сравни фигуры»,
«Сосчитай- ка»
Работа с
трафаретом
геометрических
форм
Дидактические
игры: «Найди
предметы такой же
формы»,
«Сходство и

межполушарного взаимодействия,
слухового внимания.

Формирование представлений о
пространственных отношениях,
повышение объёма зрительного
запоминания, развитие
концентрации внимания.

Обобщение и закрепление знаний
детей о сенсорных эталонах: цвет,
форма, развитие внимания,
зрительного гнозиса, активизация
словаря, совершенствование
мелкой моторики рук

1

1

Закрепление знаний обучающихся
о геометрических фигурах,
развитие зрительного восприятия,
внимания стабилизация
эмоционального состояния.

1

Развитие манипулятивной
функции рук, развитие слуховой
памяти, зрительного восприятия,
пространственных представлений.

1

Развитие мелкой моторики,
графомоторных навыков, развитие
концентрации внимания,
снижение эмоционального и
мышечного напряжения.

1

различие», «Чего
не стало».
Работа с
трафаретом
геометрических
форм
Формирование временных и пространственных представлений

Дидактические
игры: «Когда это
бывает», «Сложи
картинку», «Что
перепутал
художник».

10

11

Осень

Монотипия
«Осенний лист»
Дидактические
игры: «Когда это
бывает»,
«Приключение
фасолинки».
Аппликация
«Осенний букет»
Упражнения:
«Отгадай загадки»,
«Что лишнее»,
«Будь
внимателен».

12

Формирование временных
представлений, закрепление
знаний о признаках осени,
активизация словаря, развитие
слухового внимания.

1

Развитие концентрации внимания
и двигательного контроля,
гармонизация эмоциональной
сферы, формирование
положительных эмоций у
обучающихся. Беседа о признаках
осени,

1

Формирование временных
представлений, закрепление
знаний о признаках зимы,
активизация словаря,
стимулирование мыслительной
деятельности развитие внимании.

1

Закрепление знаний о признаках
зимы, развитие связной речи,
кинестетического восприятия,
развитие тактильной
чувствительности и
координированных движений

1

Аппликация из
салфеток

13
Зима

14

«Снеговик»
Упражнения
«Найди
одинаковые
снежинки», «Что
перепутал
художник»
Пластилинография
«Снежинка»
Дидактические
игры: «Льдина»
(разрезная
картинка), «Почки,

Закрепление знаний о признаках
весны, явлениях природы,
обогащение словарного запаса,

1

листики,
цветочки», «Что
лишнее»

15
Весна

Рисование
ватными
палочками
«Подснежник»
Упражнения: «Что
сначала, что
потом», «Через
лужи»
Рисование
восковыми
мелками
«Первоцветы»
Упражнения: «Что
изменилось», «Что
перепутал
художник»,
дидактическое
лото «Времена
года»

16

Лето
17

18

Геометричес
кий диктант

19

Разноцветно
е
путешествие

Рисование
восковыми
мелками «Бабочка»
Упражнения
«Дорисуй
картинку»,
«Круглый год»
Пластилинография
«Ромашки»
Дидактические
игры: «Слева,
справа», «Где, что
лежит», «Выполни
верно»,
«Геометрический
диктант»
Дидактические
игры: «Путаница»,
«Путешествие
жука», «Кто
правильно
назовет», «Найди
предметы»

развитие мелкой моторики рук,
слухового внимания.

Активизация словаря, развитие
слуховой и зрительной памяти,
стимуляция мыслительной
деятельности, развитие общей
моторики.

1

Закрепление знаний о признаках
лета, развитие сенсорно –
перцептивной деятельности,
воображения.

1

Закрепление и уточнение знаний о
признаках лета, времён года и их
последовательности, развитие
связной речи, умения отвечать на
вопросы, развитие слухового
внимания, памяти.

1

Развитие умения ориентироваться
на листке бумаги в
горизонтальном положении,
обучение умению
вербализировать
пространственные представления,
развитие слухового внимания.
Развивать умения и навыки
пространственного
ориентирования у детей (от себя,
от предмета); развитие слуховой
памяти, стимуляция
мыслительной деятельности.

1

1

20

Путешестви
е по азбуке

21

Налево направо

22

Следопыт

23

Фрукты
24

25

Рисование
ватными
палочками
Упражнения
Формирование умения
«Найди пару»,
ориентироваться на
«Наложенные
микроплоскости, обобщение и
изображения»,
закрепление знания обучающихся
«Узнай букву»,
о буквах, развитие памяти,
«Буквы
произвольного внимания.
потерялись»
Дидактические
Определение и обозначение
игры: «Покажи
расположения предметов
правильно»,
относительно себя, различение
«Какая рука», «Что пространственных понятий
справа, что слева»,
«слева», «справа», развитие
«Запрещённое
слухового восприятия.
движение», «Стоп
– сигнал»
Дидактические
Развитие глазомера, и
игры: «Запретное
ориентировки в пространстве
число», «Сделай по относительно собственного
рисунку», «Вверху местоположения, развитие
– внизу», «Угадай,
произвольности действий на
кто за кем»,
разные сигналы.
«Четыре стихии»
Развитие представлений об окружающем мире
Упражнения
Расширение знаний обучающихся
«Отгадай загадки», о фруктах, стимулирование
«Разрезные
мыслительной деятельности,
картинки», «Овощ
развитие мелкой моторики,
или фрукт»
произвольного внимания
Рисование в
технике
«отпечаток»
Упражнения:
«Будь
внимателен»,
«Назови фрукты»,
«Чудесный
мешочек»,
Рисование
ватными
палочками
«Груша»
Дидактические
игры: «Снежный
ком», «На
пропусти овощи»,

1

1

1

1

Повышение запаса знаний об
окружающем мире, развитие
мелкой моторики, слухового
внимания, гармонизация
эмоциональной сферы.

1

Закрепление знаний обучающихся
об овощах, активизация словаря,
развитие тактильных ощущений,

1

«Наложенные
изображения»

слухового восприятия,
манипулятивной функции рук.

Рисование
ватными
палочками
«Тыква»
Овощи
Дидактические
игры «Что
лишнее»,
«Посчитай», лото
«Фрукты и овощи»

26

27

Ягоды

Пластилинография
«Натюрморт»
Дидактические
игры: «Назови
ласково», «Что
изменилось»
«Компот», «Найди
тень»
Пальцеграфия
«Рябина»
Дидактические
игры:

28

«Я знаю»,
«Ромашка»,
«Снежный ком».

29

Цветы

Рисование
восковыми
мелками
«Одуванчики»
Упражнения:
«Найди ошибку»,
«Пройди
лабиринт»

Расширение и конкретизация
представлений об
овощах. Уточнение, и активизация
словаря, развитие
манипулятивной функции.

1

Обогащение и активизация
словарного запаса, развитие
произвольного внимания,
слуховой памяти. Стабилизация
эмоционального состояния,
нивелирование негативных
эмоциональных реакций.

1

Расширение и конкретизация
представлений о цветах, развитие
мелкой и общей моторики,
формирование положительного
эмоционального фона
обучающихся

1

Развитие зрительного внимания и
памяти, тренировка
произвольности зрительного
запоминания, развитие целостного
восприятия.

1

Развитие общей и мелкой
моторики, сенсорно –
перцептивной деятельности,
зрительного внимания.

1

Рисование с
аппликацией
«Цветик –
семицветик»
30

Упражнения:
«Выполни
задание»,
«Зрительный

диктант», «Самый
внимательный»

31

Грибы

Аппликация
«Тюльпаны»
Упражнения
«Выложи из
фасоли», «Что ты
видишь», чтение
сказки В. Сутеева
«Под грибом».

Расширение и конкретизация
представлений о грибах.
Активизация речевой
деятельности детей. Развитие
зрительного внимания, памяти,
речевого слуха.

1

Сказкотерапия
Дидактические
игры: «Четвёртый
лишний»,
«Ласковый
котёнок», «Найди
животных»

Обобщение знаний о домашних
животных. Развитие
произвольного внимания,
зрительного гнозиса,
пространственных представлений,
активизация словаря.

1

Поролоновая
композиция «Моя
любимая кошечка»
Упражнения
«Наложенные
изображения»,
«Что лишнее»,
«Разложи на
группы»

Обобщение знаний о диких
животных, развитие мелкой
моторики, зрительной и слуховой
памяти, нивелирование
негативных эмоциональных
тенденций.

1

Повышение запаса знаний об
окружающем мире, расширение
словарного запаса, развитие
слухового восприятия.

1

Развитие манипулятивной
функции рук, развитие слухового
внимания, стабилизация
эмоционального состояния.

1

Пластилинография
«Боровик»

32

33
Животные

34

35

Поролоновая
композиция
«Лисичка»
Дидактические
игры: «Чей голос»,
«Яйца в гнёздах»,
«Сложи целое яйцо
из частей», «Не
пропусти птицу»
Поролоновая
композиция
«Уточка»
Дидактические
игры: «Нелепицы»,
«Сложи птицу»

Птицы

(Колумбово яйцо),
«Сравни птиц»
Пластилинография
«Снегирь»
Упражнения:
«Посчитайка»,
«Что изменилось».

36

Рисование
ватными
палочками
«Попугай»
Упражнения:
«Куда плывёт
рыбка», «Выложи
фигуру»

37

38

Рыбы

Рисование с
аппликацией
«Разноцветные
рыбки»
Упражнения: «Кто,
где живёт»,
«Назови ласково»
Рисование
цветными мелками
«Золотая рыбка»

Упражнения:
«Назови одним
словом», «Что
лишнее», «Угадай
кто», «Лабиринт»

39

40

Насекомые

Аппликация
«Божья коровка»
Дидактические
игры:
«Путешествие
жука», «Найди
тень», «Собери
картинку»

Развитие сенсорно –
перцептивной деятельности,
концентрации внимания,
стимуляция мыслительной
деятельности

1

Формирование знаний у
обучающихся о внешнем виде
рыб, среде их обитания,
активизация и обогащение
словаря, развитие мелкой
моторики.

1

Закрепление и уточнений знаний у
обучающихся о внешнем виде
рыб, развитие зрительного
восприятия, снижение
эмоционального и мышечного
напряжения.

1

Расширение и закрепление знаний
о насекомых, коррекция
мышления, развитие общей и
мелкой моторики

Закрепление знаний о насекомых,
развитие концентрации внимания,
зрительной памяти, стабилизация
эмоционального состояния.

1

Развитие мелкой моторики,
воображения, пространственной

1

Монотипия
«Бабочка»
41

Упражнения
«Летает, не

летает», «Не
пропусти
насекомого»,
«Угадай, кто это»
Пальцеграфия
«Пчёлки»
Дидактические
игры: «Один –
много», лото
«Одежда»

42

ориентировки, формирование
позитивного эмоционального
фона.

Повышение уровня
осведомлённости, расширение и
уточнение словаря по теме
«одежда», развитие зрительной и
слуховой памяти.

1

Закрепление и уточнение знаний
об одежде, расширение
словарного запаса по теме
«Одежда», развитие зрительного
гнозиса.

1

Развитие манипулятивной
функции рук, развитие
воображения, внимания, развитие
представлений о
пространственных отношениях.

1

Работа с
трафаретом
«Варежки»
Упражнения «Чего
не стало»,
«Запрещённое
движение»

43

Одежда

Работа с
трафаретом
«Шапочка»

44

45

46

Упражнения: «Что
где находится»,
«Точечные
изображения»,
«Какая фигура
лишняя».

Рисование
цветными мелками
«Платок»
Развитие мнемических процессов и внимания
Цвет и форма
Дидактические
Тренировка
игры: «Запомни
произвольного
фигуры»,
запоминания зрительно
«Зрительный
воспринимаемых
диктант», «Разложи объектов; произвольное
по цвету», «Чего не запоминание зрительно
стало».
го ряда:
геометрические формы,
цвет. Развитие
тактильной и
кинестетической
памяти.
Движение по памяти
Упражнения:
Тренировка
зрительной,

1

1

47

«Кто больше запомнит»

48

«Зоопарк»

49

«Разноцветная лесенка»

«Повторяй за
мной»,
«Человечки»,
«Будь внимателен»,
«Четыре стихии»,
«Нос, пол,
потолок», «Костёр»
Упражнения:
«Снежный ком»,
«Бабушкин
чемодан»,
«Свиристель»,
«Наблюдательност
ь»

двигательной памяти.
Развитие общей
моторики, слухового
внимания.

Произвольное
запоминание слухового
и зрительного ряда:
цифр, слов. Развитие
манипулятивной
функции рук,
математических
представлений.

1

Дидактические
игры: «Послушай и
выбери», «Весёлые
стихотворения»,
«Зоопарк», «Кто
позвал тебя,
скажи», «Не
пропусти
животных»,
«Подсказка»
Дидактические
игры:

Тренировка
произвольного
запоминания зрительно
воспринимаемых
объектов; развитие
слухоречевой памяти,
сенсорно –
перцептивной
деятельности.

1

Тренировка зрительной
памяти. Развитие
тактильной и

1

«Я - фотоаппарат»,
«Картинка»,
«Запомни
порядок»,
«Зрительный
диктант»

50

«Пуговицы»

Дидактические
игры: «Пуговицы»,
«Забывчивый
художник»,
«Посмотри и
запомни»,
«Чудесный
мешочек»,
«Запрещённое
движение»

кинестетической
памяти. Развитие
мелкой моторики,
зрительного гнозиса,
пространственной
ориентировки.
Тренировка
произвольного
запоминания зрительно
воспринимаемых
объектов, развитие
манипулятивной
функции рук,
наблюдательности,
произвольного

1

внимания.

51

Запоминайка

Дидактические
игры:
«Кто больше
запомнит»,
«Предметы»,
«Цветные
палочки»,
«Раскрась
картинку»,
«Разложи
карточки»
Упражнения:
«Найди отличия»,
«Построй
дорожку»,
«Сказочный лес»,
«Корректор»

52

Живое - неживое

53

Быстрее нарисуй

Упражнения:
«Корректурная
проба», «Найди
отличия», «Быстрее
нарисуй»,
«Запретное число»,
«Найди цифры»

54

Живая картинка

55

Сказочные герои

Упражнения: «Чего
не хватает»,
«Летает – не
летает», «Живая
картинка», «Назови
предмет»,
«Незаконченные
изображения»
Упражнения:
«Противоположные
действия»,
«Зоопарк»,
«Квадрат»,
«Путешествие
сказочных героев».
«Стоп – сигнал»

Тренировка
зрительного и
слухового
запоминания,

1

развитие
пространственного
восприятия,
активизация
словаря, развитие
произвольного
внимания.
Развитие концентрации
внимания, зрительного
гнозиса, слухового
восприятия,
стимуляция
мыслительной
деятельности.
Развитие зрительного
внимания, различение
изображений по их
зашумлённым
контурам,
формирование навыков
последовательного
зрительного
обследования и
нахождения отличий.
Повышение объёма
внимания, развитие
зрительного
запоминания, развитие
умения находить
недостающие
элементы.

Повышение объёма
внимания, развитие
математических
представлений,
закрепление
двигательной реакции
на заранее
обозначенный
зрительный сигнал.
Социально – эмоциональное развитие

1

1

1

1

56 57

Путешествие в страну
эмоций

Психогимнастика
«Чайничек с
крышечкой».
Упражнения:
«Один или два»,
«Сделай так»,
«Дотронься до….»,
Релаксационное
упражнение
«Шарик»

58

Радость

Психогимнастика
«Кто летает», Игры
«Корректурная
проба», «Собери
картинку», Задание
«Дорисуй клоуна»,
«Азбука
настроений».

59

Грусть

60

Удивление

61 62

Страх

63 66

Злость

Упражнения:
«Раскрась
картинку»,
«Собери грустного
человечка» (работа
с крупой), «Собери
картинку»
Психогимнастика
«В зимнем лесу»,
«Нарисуй
удивлённого
человечка»,
Упражнение
«Зеркало»
Этюд «Гроза»,
Психогимнастика
«Крокодил»,
Упражнения
«Слушай хлопки»,
творческая работа
«Ужасное
чудовище»,
пластилинография
Упражнения
«Обзывалки»,
«Костёр дружбы»,
«Газета», «Стул

Формирование
положительных
эмоциональных
реакций ребенка в
отношениях с другими
людьми. Снижение
эмоционального
напряжения,
установление
положительного
эмоционального
настроя.
Ознакомление с
базовой эмоцией
«радость»,
Формирование умения
распознавать
эмоциональные
проявления других
людей по различным
признакам: мимика,
интонация.
Ознакомление с
базовой эмоцией
«грусть»,
формирование умения
понимать эмоции
других людей.

2

1

1

Ознакомление с
эмоцией «удивление»,
развитие мимических
навыков, формирование
положительного
эмоционального фона.
Ознакомление с
чувством страха,
изучение выражения
эмоционального
состояния в мимике,
отреагирование страха
через изобразительную
деятельность, снижение
эмоционального
напряжения
Ознакомление с
эмоцией «злость»,
формирование умения
у обучающихся

2

4

любви», «Собери
картинку»,
пластилинография

67 68

Азбука эмоций

Упражнения
«Зачеркни
картинку»,
«Лесенка
настроения»,
«Подари камешек»,
«Костёр дружбы»,
«Доброе
животное».

выражать гнев в
приемлемой форме,
снижение мышечного и
эмоционального
напряжения
Закрепление знаний
обучающихся об
основных
эмоциональных
состояниях,
формирование
доброжелательного
отношения друг к
другу, Актуализация
позитивного
эмоционального опыта.

2

Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная или на начало учебного года) диагностика;
- итоговая диагностика (конец учебного года).
Входящая, итоговая диагностика осуществляется по протоколу
дефектологического
обследования,
заполняется
индивидуальный
дефектологический аспект, который носит качественную оценку. При оценке
результативности коррекционной работы у обучающихся с РАС учитываются:
- особенности психофизического развития обучающегося;
- умения активно, адекватно применяет полученные знания на практике;
- степень самостоятельности ребенка.
При определении уровня развития ребенка оценивается качественное
содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в
условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа
ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт
деятельности.
Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления
деятельности:
- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с
ним);
- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения
или вербально);
- действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
- действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Материально – техническое обеспечение курса
Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина
предметов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных
образов): наборы геометрических фигур, набор цветных предметов, трафареты,
вкладыши деревянные и мягкие, разрезные картинки, пазлы, наложенные
изображения, контурные изображения.
Наборы деревянных кубиков, муляжи фруктов и овощей, коррекционноразвивающие игры и пособия.
Материал для развития тактильного восприятия (внимания к тактильным
стимулам и их локализация, тактильного исследования, восприятия и памяти):
резиновые и пластмассовые игрушки, наборы в мешочке, контейнера с природным
материалом.
Материал для развития общей и мелкой моторики: набор мячей, наборы для
манипулирования с предметами, набор мелких игрушек, набор счетных палочек,
пособия для развития графомоторных навыков, пальчиковые игры.
Материал для развития памяти и внимания: пособия (развитие зрительной
памяти, развитие внимания, «учимся сравнивать», «обведение заданной цифры,
числа, буквы), компьютерные игры.
Материал для развития пространственно – временной ориентировки: пособия
(«изучаем время», карточки «лево-право», «расположи на поле предметы», «времена
года»), магнитная доска «времена года».
Материал для развития мыслительных операций, дидактические игры
(«Умный шнурок», «Танграм»).
Материал для развития речи и представлений об окружающем: пособия
(предметные картинки, наглядный материал сезонных изменений в природе, игры
(домино, лото).
Материал для формирования учебных умений и навыков: сложения,
умножения, тренажеры математические, дидактические пособия и игры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».