РП_Чтение_1доп,1-4 кл., (вариант 8.3)

ПРИЛОЖЕНИЕ К АООП НОО
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС
(ВАРИАНТ 8.3)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ЧТЕНИЕ
1 дополнительный – 4 классы
по адаптированной общеобразовательной программе для обучающихся с
расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3)

2023

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач
и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с
ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные
повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
1 класс (дополнительный) первого года обучения
Минимальный уровень:
- вычленять звуки из слова и называть выделенный звук;
- относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и
звучания;
- условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом;
- узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;
- составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов.
Достаточный уровень:
- дифференцировать шесть основных цветов, называя их;
- выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок
по образцу;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять
условнографическую схему предложения;
- делить слова на слоги;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С,
Х);
- составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв;
- четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки,
заученные с голоса учителя.
1 класс (дополнительный) второго года обучения
Минимальный уровень:
- различать на слух звуки речи, последовательно выделять звуки без опоры на
условно-графическую схему из двусложных слов и с опорой на схему из трехсложных слов,
написание которых не расходится с произнесением;
- обозначать гласные звуки буквами (кроме йотированных);
- знать о двух основных группах звуков русского языка – гласные и согласные, различать
гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции, использовать
2

условные обозначения гласных и согласных звуков;
- различать твердые и мягкие согласные;
- выделять предложения из устной речи;
- выделять из предложения слова;
- правильно использовать термины звук, гласный звук, согласный звук, слово, предложение.
Достаточный уровень:
- дифференцировать шесть основных цветов, называя их;
- выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур, полосок
по образцу;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять
условнографическую схему предложения;
- делить слова на слоги;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С,
Х);
- составлять и читать слоги и слова (по слогам) из изученных букв;
- четко и выразительно произносить короткие стихотворения, потешки, чистоговорки,
заученные с голоса учителя.
1 класс
Минимальный уровень:
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;
- анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя,
составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с
картинками;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к
тексту с помощью учителя.
Достаточный уровень:
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов
разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на
чтение целым словом простых по семантике и структуре слов;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ.
2 класс
Минимальный уровень:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читать или слушать.
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами с соблюдением
пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание учителя;
- выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам.
3 класс
3

Минимальный уровень:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним
под руководством учителя;
- трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам;- отвечать
на вопросы по прочитанному.
Достаточный уровень:
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
4 класс
Минимальный уровень:
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть короткие стихотворения.
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание учителя;
- выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительно читать наизусть стихотворения.

Содержание учебного предмета
1 класс (дополнительный) первого года обучения
Вычленение звука из слова (подчеркнутое произнесение звука в слове), умение
называть выделенный звук.
Выделение отдельных звуков из слов, правильная отчетливая артикуляция звуков.
Чувственно воспринимаемые (сенсорные) признаки гласных и согласных звуков:
наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса.
Различение звуков, близких по произнесению и звучанию, твердые и мягкие согласные
звуки.
Условные обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков, термины
«гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Ознакомление условно графической схемой звукового состава слова.
Последовательное выделение звуков из односложных и двусложных слов типа но, ау,
мак, осы по готовой условно-графической схеме звукового состава слова.
Ознакомление с печатными буквами Аа, Оо, Уу, ы, Мм, Нн, Вв, Кк, Пп, Сс, Ии;
соотнесение звука и буквы.
Формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения.
состоящего из двух-трех слов, условно-графическая схема предложения; составление схем
предложений (без предлогов); термины слово, предложение.
Уточнение и обогащение словарного запаса; формирование умения говорить
достаточно грамотно, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно,
давать краткие и полные ответы на вопросы.
4

1 класс (дополнительный) второго года обучения
Дальнейшее развитие способности к различению звуков в слове на слух; правильная и
отчетливая артикуляция звуков; звуки гласные и согласные, их артикуляция и звучание;
согласные твердые и мягкие, сопоставление парных звуков по артикуляции и звучанию;
условное обозначение гласных, твердых и мягких согласных звуков.
Ознакомление с печатными буквами Лл, Тт. Рр, Гг, Шш, Бб, Дд, Чч, Жж, Фф, Вв, Цц,
Щщ, Зз, Хх, Ээ; соотнесение звука и буквы.
Последовательное выделение звуков в двусложных и многосложных словах с
открытыми и закрытыми слогами (например, луна, кубики, утка, кукушка); в односложных
и многосложных словах со стечением согласных в слоге (например, волк, слон, скрипка);
условно-графическая схема звукового состава слова, алгоритм последовательного вычленения
звуков из слова по готовой условно-графической схеме и без нее; замена буквами фишек,
обозначающих гласные звуки, самопроверка путем «чтения» проанализированных
измененных и вновь образованных слов; создание детьми условно-графических моделей
звукового состава слов под руководством учителя и самостоятельно; последовательное
выделение звуков из одно- и двусложных слов без опоры на схему и действия с фишками.
Ударение; практические упражнения в выделении ударного гласного звука; постановка
знака ударения в модели звукового состава слов.
Практическое деление слов на слоги.
Предложение, слово; выделение предложения из текста (сказки, стихотворения,
рассказа), состоящего из трех-четырех предложений; понижение голоса, пауза в конце
предложения, правильное и отчетливое произнесение целого предложения; условнографичекое обозначение предложения.
Вычленение слова из предложения, условно-графическое обозначение предложения и
входящих в него слов; распространение и сокращение предложения; сравнение условнографических схем предложений; составление предложений по готовой условно-графической
схеме; термины слово, предложение.
Уточнение и расширение словарного запаса детей, составление предложений, в
которых используются предлоги под, над, за, между, перед. Использование в предложениях
и словосочетаниях существительного родительного падежа множественного числа (например,
много тетрадей) и существительных творительного падежа единственного числа (например,
кормлю зерном).
1 класс
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.
Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
1 этап: изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
Правильное отчётливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в
конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется)
Образование из усвоенных звуков и букв слов (ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с
протяжным произношением.
Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их.
Составление и чтение слов из этих слогов.
2 этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение
местонахождения их в словах (в начале или в конце).
Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков,
чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
3 этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й,
ь, т.
5

Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале,
середине, в конце).
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными
в начале слога (па, ли, лук, вил).
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка,
пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в,
г, з, ж, и, б, д.
4 этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных
звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами,
изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле).
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
2 класс
Основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный им
пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
Формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения доступные пониманию. В процессе обучения
чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в
содержании прочитанного.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году
обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения.
Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется
постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.
При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и
закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной
устной речи. Дети овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в
процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений,
обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений,
и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Техника чтения.
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со
стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению
целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием
иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы;
элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи.
Пересказ содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к
самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их
перед классом.
3 класс
Техника чтения.
6

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми слова после работы над ним под
руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого.
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и
объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест
текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом
детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков
к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи.
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед
классом.
4 класс
Техника чтения.
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями,
логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого.
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности
и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям.
Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана.
Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее
прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте
слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи.
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1 класс (дополнительный) первого года обучения
Тема
Подготовка к усвоению грамоты
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения.
Вычленение звука из слова.
Выделение отдельных звуков из слов, правильная и отчетливая
артикуляция их.
Букварный период. Обучение грамоте
Изучение звуков и букв: А, О, У, ы, И.
Изучение звуков и букв: М, Н, В, К, П, С.
Формирование умения составлять предложения.
Всего:

Количество
часов
26
10
8
8
30
12
13
5
66
7

№
п/п

1 класс (дополнительный) второго года обучения
Тема
Изучение звуков и букв: Л, Т, Р, Г, Ш, Б.
Последовательное выделение звуков в словах.
Изучение звуков и букв: Д, Ч, Ж, Ф, В.
Упражнения в выделении ударного гласного звука.
Изучение звуков и букв: Ц, Щ, З, Х, Э.
Практическое деление слов на слоги.
Вычленение предложений из текста
Всего:

Количество
часов
18
2
18
2
18
4
4
66

1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема
Повторение звуков и букв: А, У, О, М. С. Х.
Образование из усвоенных звуков и букв слов: ау, уа, ам, ум.
Образование и чтение открытых и закрытых слогов.
Изучение звуков и букв: Ш, Л, И, ы, Р. Повторение
пройденных звуков и букв.
Образование открытых и закрытых двухбуквенных слогов,
чтение их.
Образование и чтение трёхбуквенных слов, чтение их.
Изучение звуков и букв: К, П, И. З, В, Ж, Б, Г, Д, й, ь, Т.
Повторение пройденных звуков и букв.
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и
мягкими согласными в начале слога: па, ли, лук и т. д.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур: пила, со-ло-ма, пар-та и т. д.
Чтение предложений из двух, трёх слов.
Изучение звуков и букв: Е, Я, Ю, Ц, Ч, Щ, Ф, Э, Ъ.
Повторение пройденных звуков и букв.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со
звуками и буквами.
Пошаговоечтение коротких буквенных текстов.
Всего:

Количество
часов
20
10
10
20
10
10
30
10
10
10
29
14
15
99

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
Работа над техникой чтения.
Составление и чтение слов.
Осознанное и правильное чтение слов.
Чтение предложений, текстов.
Понимание читаемого.
Работа с текстом. Ответы на вопросы по содержанию.
Развитие устной речи.
Пересказ содержания прочитанного.
Разучивание стихотворений.
Всего:

Количество
часов
50
20
15
15
40
40
46
30
16
136
8

3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
Работа над техникой чтения.
Чтение текста целыми словами.
Слоговое чтение трудных по смыслу слов.
Чтение предложений. Чтение про себя.
Понимание читаемого.
Работа со словами. Работа с предложениями. Ответы на вопросы
по тексту.
Развитие устной речи.
Пересказ рассказа или сказки.
Чтение диалогов.
Разучивание стихов.
Всего:

Количество
часов
50
25
15
20
45
45
41
20
6
15
136

4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема
Техника чтения
Правильное чтение вслух целыми словами.
Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением.
Понимание читаемого
Выделение главной мысли произведения.
Деление текста на законченные по смыслу части.
Придумывание заглавий к основным частям.
Выделение главных действующих лиц.
Развитие устной речи
Полный и выборочный пересказ.
Рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание стихотворений, басен.
Всего:

Количество
часов
50
15
10
25
45
15
10
10
10
41
13
12
16
136

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно - методическое обеспечение
Букварь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. – М.:
"Просвещение" 2017 г.
Букварь. 1 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. – М.:
"Просвещение" 2017 г.
Чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение,
2018.
Чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение,
2018.
Чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, А.А. Богданова/-6-е изд., перераб. - М.:
Просвещение, 2018.
9

Чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, А.А. Богданова/-6-е / изд., перераб. - М.:
Просвещение, 2018.
Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 1 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение,
2018.
Чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы. В 2 Ч. Ч. 2 /С.Ю. Ильина, /-4-е изд., перераб. - М.: Просвещение,
2018.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».