РП_ Русский язык_ 1доп,1-4 кл (вариант 8.3.)

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

РУССКИЙ ЯЗЫК
1 дополнительный – 4 классы
Вариант 8.3

2023

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает
достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные
результаты
АООП
по
русскому
языку
включают
освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и
навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной
категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
 деление слов на слоги для переноса;
 списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим оговариванием;
 запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
 дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
 составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией
на серию сюжетных картинок;
 выделение из текста предложений на заданную тему;
 участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
 списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
 запись под диктовку текстов, включающих слова с изученными орфограммами (30-35
слов);
 дифференциация
и подбор слов различных категорий по вопросу (название
предметов, действий и признаков предметов);
 составление и распространение предложений, установление связи между словами с
помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знак);
 деление текста на предложения;
 выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
 самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета «Русский язык»
1 дополнительный класс (1 год обучения)
Минимальный уровень:
 пользоваться тетрадью;
 правильно держать ручку;
 раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
 обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные
буквенным знакам;
 различать речевые звуки;






составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с
помощью учителя;
выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на
условно-графическую схему;
знать буквы (А, У);
писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;

Достаточный уровень:
 пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
 правильно держать ручку;
 раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки,
аналогичные буквенным знакам;
 дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
 составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
 определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условнографическую схему предложения;
 делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
 определять первый звук в слове;
 различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У);
 писать изученные буквы, слоги, слова.

1 дополнительный класс (2 год обучения)
Минимальный уровень:
 пользоваться тетрадью;
 правильно держать ручку;
 раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
 обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные
буквенным знакам;
 различать речевые звуки;
 составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с
помощью учителя;
 выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на
условно-графическую схему;
 знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
 писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке.

Достаточный уровень:
 пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
 правильно держать ручку;
 раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки,
аналогичные буквенным знакам;
 дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
 составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
 определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условнографическую схему предложения;
 делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
 определять первый звук в слове;
 различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

 писать изученные буквы, слоги, слова.
1 класс
Минимальный уровень:
 различать звуки на слух и в произношении;
 дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;
 анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, составлять простые слова из
букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя;
 усвоить рукописное написание несложных по графическому
 начертанию строчных и прописных букв алфавита;
 написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения
с помощью учителя;
 списывать с печатного и рукописного текста разобранные буквы, слоги и слова.
Достаточный уровень:
 различать звуки на слух и в произношении;
 дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной
позиции); твёрдые и мягкие;
 анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной
азбуки;
 усвоить рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита;
 написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения;
 списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения;
 письмо под диктовку букв, слогов, простых слов, простых предложений после
предварительного анализа.

2 класс
Минимальный уровень:
 деление слов на слоги для переноса;
 списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
 запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
 дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признак
 составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с
ориентацией на серию сюжетных картинок;
 выделение из текста предложений на заданную тему;
 участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
 списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
 запись под диктовку текстов, включающих слова с изученными орфограммами (30-35
слов);
 дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу (название предметов,
действий и признаков предметов);
 составление и распространение предложений, установление связи между словами с
помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
 деление текста на предложения;
 выделение темы текста (о чём идет речь), озаглавливание его;
 самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

3 класс

Минимальный уровень:
 списывать слова с послоговым орфографическим проговариванием с помощью
учителя;
 различать с гласные и согласные, ударные и безударные гласные с помощью учителя;
дифференцировать оппозиционные согласные с помощью учителя;
 делить слова на слоги, переносить части слова при письме с помощью учителя;
 списывать текст целыми словами (10-20 слов); включающий слова с изученными
орфограммами;
 составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с
помощью опор и с помощью учителя;
 выделять предложения из текста;
 уметь располагать слова в алфавитном порядке с опорой на наглядность с помощью
учителя.
Достаточный уровень:
 записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
 различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать
оппозиционные согласные;
 делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
 списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (20 -25 слов),
включающий слова с изученными орфограммами;
 составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
 выделять предложения из текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в
предложении;
 уметь располагать слова в алфавитном порядке.

4 класс
Минимальный уровень:
 дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
 делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
 списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов;
 писать под диктовку слова (из двух слогов), написание которых не расходится с
произношением (8 слов);
 писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
 составлять предложение по картинке;
 подбирать по вопросам название предметов и действий.
Достаточный уровень:
 записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
 различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать
оппозиционные согласные;
 делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
 списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (30-35 слов), включающий
слова с изученными орфограммами;
 составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
 знать алфавит.

Содержание программы по учебному предмету «Русский язык»
1 дополнительный класс (1 год обучения) – 66 ч.
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.
Развитие зрительных и пространственных восприятий.

Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из
полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с
опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок
различного цвета и величины.
Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного
цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного
цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном
порядке; в заданном направлении.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание
картинки по образцу.
Развитие слухового внимания.
Различие звуков окружающей действительности, их узнавание.
Дифференциация неречевых звуков.
Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков
окружающего мира с речевыми звуками.
Слово.
Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением.
«Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие
предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке,
«запись» слов с использованием условно-графических схем.
Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой.
«Чтение» слогов.
Предложение.
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация
предложения условно-графическим изображением.
Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку.
Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим
«чтением».
Часть слова (слог).
Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам.
Звук.
Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого
и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других
звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении
учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет.
Развитие моторных умений.
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для
развития и координации движений кисти руки, пальцев.
Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий
по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с
трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями.
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных,
нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У. Нахождение буквы среди
других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по
размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.
Изучение звуков и букв: а, у. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков,
различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их
местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой
на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение
двухзвуковых слогов.

1 дополнительный класс (2 год обучения) – 66 ч.
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.
Развитие зрительных и пространственных восприятий.
Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из
полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с
опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок
различного цвета и величины.
Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного
цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного
цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном
порядке; в заданном направлении.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание
картинки по образцу.
Развитие слухового внимания.
Различие звуков окружающей действительности, их узнавание.
Дифференциация неречевых звуков.
Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков
окружающего мира с речевыми звуками.
Слово.
Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением.
«Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие
предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке,
«запись» слов с использованием условно-графических схем.
Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой.
«Чтение» слов.
Предложение.
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация
предложения условно-графическим изображением.
Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку.
Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим
«чтением».
Часть слова (слог).
Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам.
Звук.
Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого
и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других
звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении
учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет.
Развитие моторных умений.
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для
развития и координации движений кисти руки, пальцев.
Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий
по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с
трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями.
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных,
нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение
буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по
размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.

Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых
звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами.
Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого
звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование
и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов.

1 класс – 99 ч.
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ.
Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых
понятий: ≪слово≫, ≪предложение≫, часть слова − ≪слог≫, ≪звуки гласные и согласные≫.
Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия
звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.
Развитие зрительных представлений и пространственной ориентировки на плоскости листа.
Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил
письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие.
Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение
словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям.
Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных
предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной
картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование
элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на
темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности,
наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.
Формирование элементарных навыков чтения.
Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Отчетливое произношение. Определение
места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.
Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков
на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение
звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение
слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных
слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями
согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых
структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на
материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний,
слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым,
аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой
пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и
последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку букв, слогов,
несложных по структуре слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и

орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание
слов; обозначение заглавной буквой начала предложения, имен людей, кличек животных;
обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (жи – ши, ча - ща, чу - щу).
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений)
для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы);
ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно
разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и
иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на сюжетную картинку,
серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые
и мягкие. Согласные глухие и звонкие (в сильной позиции). Ударение. Гласные ударные и
безударные.
Графика. Слог. Алфавит.
Слово. Понятие ≪слово≫. Слова, обозначающие фрукты, овощи, мебель, транспорт,
явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, кличках животных.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного
расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Предложение. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию
сюжетных картин, по вопросам. Распространение предложений (из 3 слов) с опорой на
предметную картинку с помощью вопросов.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Коллективное составление коротких
рассказов после предварительного разбора.

2 класс – 102 ч.
Обучение русскому языку предусматривает включение в примерную учебную программу
следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические
грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
Подготовка к усвоению грамоты.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания,
фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной
стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть
слова − «слог» (без называния термина), «звуки гласные и согласные». Деление слов на части.
Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительных представлений и
пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой
моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков
письма.
Речевое развитие.
Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Расширение
арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование
элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на
темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за
окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте.
Формирование элементарных навыков чтения. Звуки речи. Выделение звуки на фоне полного
слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение
последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов,
различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном
произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы.
Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной
структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых
трёхбуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или

в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование
навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и
небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких
стихотворений, загадок, чистоговорок.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений;
списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с
учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил:
обозначение на письме границ предложения;
раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек
животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу,
жи—ши).
Речевое развитие. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и
конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения
подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ
прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы
учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию
сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные
твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Словапредметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты,
овощи, мебель, транспорт, явления природы,
растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Имена собственные.
Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и
деревень, улиц, географических объектов. «Слова-друзья». «Слова-враги». Слова, обозначающие
название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что
делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словамипредметами. Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину,
материал, вкус предмета. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль
предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений
с предлогами. Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных,
названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетании шипящих с гласными.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова. Родственные слова. Подбор гнёзд
родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне
слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и
второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений
с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным

словам. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с
деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких
предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом.
Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное
составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным
словам и иллюстрации.

3 класс – 102 ч.
Повторение. Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения,
точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в
нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие, различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости
буквами и, е, ё, ю, я
Обозначение мягкости в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими.
Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости –
глухости. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.
Гласные ударные и безударные.
Графика. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке
нескольких слов. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Деление слов на слоги. Перенос части слова при письме.
Слово. Закрепление знаний о словах. Слова, обозначающие название предметов.
Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? Расширение круга слов, обозначающих
фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных.
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий
по вопросам что делает? что делал? что сделал?
что будет делать? что сделает? Согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий. Слова, обозначающие признак предмета.
Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Нахождение слов, обозначающих
признаки предметов в тексте и правильное соотнесение их со словами, обозначающими предметы.
Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог, как отдельное слово (на, в, у, с, из, к, от, над, под, о (об).
Умение находить предлоги. Раздельное написание предлога со словами.
Роль предлога в обозначении пространственного расположении
предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные. Большая буква в именах фамилиях, отчествах, кличках животных,
названиях городов, сёл и деревень, улиц.
Правописание. Разделительный ь перед гласными (е, ё, я, ю, и). Правописание сочетаний
шипящих с гласными (жи-ши, чу-щу, ча-ща). Правописание парных звонких и глухих согласных
на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы
слова.
Родственные слова. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения.
Смысловая законченность предложения. Признаки предложения.
Оформление предложения в устной и письменной речи.
Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам,
по теме, по опорным словам. Распространение предложений с опорой на предметную картинку
или вопросы.

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?),
родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?),
предложного падежа (где? с предлогами в, на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких
предложенных.
Различение текста и не текста. Работа с деформированным текстом.
Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное
составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану под
руководством учителя, опорным словам и иллюстрации.

4 класс – 102 ч.
Повторение. Построение простого предложения. Составление предложений с
употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме;
заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Алфавит. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Употребление ь на конце и в середине слова.
Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Согласные глухие и звонкие.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем
изменения формы слова и подбора (по образцу)
родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем
изменения формы слова (водa - вoды) или подбора по образцу родственных слов (водa - вoдный).
Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в
тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание
слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета.
Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? Расширение круга слов, обозначающих
фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
≪Слова-друзья≫. ≪Слова-враги≫.
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий
по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать?
Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой?
какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус
предмета. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Предлоги до, без, под, над, около, перед.
Раздельное написание предлогов с другими славами
Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление
предложений с предлогами.
Имена собственные. Имена собственные. Расширение круга имен собственных (имена и
фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).
Правописание. Правописание сочетании шипящих с гласными. Правописание жи, ши,
ча, ща, чу, щу.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов.
Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов,
обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи
между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Оформление предложения в устной и письменной речи.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам,
по теме, по опорным словам. Распространение предложений с опорой на предметную картинку
или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам.
Выбор заголовка к тексту из нескольких предложенных.
Различение текста и ≪не текста≫. Работа с деформированным текстом.
Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное
составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным
словам и иллюстрации.

Учебно - тематическое планирование
1 дополнительный класс (1 год обучения)
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

1

40

3
4

Добукварный период.
Слово.
Предложение.
Часть слова (слог).
Звук.
Развитие моторных умений.
Букварный период.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Повторение.
Связная речь.

5

Письмо и чистописание.

2

20

6
В течение всего
учебного года.
В течение всего
учебного года.

Всего

66

1 дополнительный класс (2 год обучения)
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

1

Добукварный период.
Слово.
Предложение.
Часть слова (слог).
Звук.
Развитие моторных умений.

9

3
4

Букварный период.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Повторение.
Связная речь.

5

Письмо и чистописание.

2

51

6
В течение всего
учебного года.
В течение всего
учебного года.

Всего

66

1 класс
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

1
2

6
54

3
4

Добукварный период.
Букварный период.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Повторение.
Связная речь.

5

Письмо и чистописание.

6
В течение всего
учебного года.
В течение всего
учебного года.

Всего

66

2 класс
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6

Повторение материала, изученного в 1 классе.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение и текст.
Повторение материала, изученного во 2 классе.
Связная и письменная речь.

10
50
28
10
4

7

Письмо и чистописание.
Всего

В течение всего
учебного года.
В течение всего
учебного года.
102

3 класс
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6

Предложение (повторение).
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Повторение материала, изученного в 3 классе.
Связная и письменная речь.

6
56
30
6
4

7

Письмо и чистописание.
Всего

В течение всего
учебного года.
В течение всего
учебного года.
102

4 класс
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6

Повторение.
Звуки и буквы.
Слово.
Предложение.
Повторение материала, изученного в 4 классе.
Связная и письменная речь.

6
15
40
35
6

7

Письмо и чистописание.
Всего

Материально – техническое обеспечение
образовательной деятельности
Технические средства обучения:
1. Магнитофон.
2. Телевизор.
3. Музыкальный центр.
Компьютерные и информационно – коммуникационные средства:
1. Компьютер.
2. Проектор.
3. Экран.
4. Интерактивная доска.
Экранно - звуковые пособия и дидактический материал:
1. Презентации.
2. Учебные фильмы.
3. Мультимедийные образовательные программы
Иллюстрации, таблицы:
- Изменение глаголов по числам.
- Изменение глаголов по временам.
- Не с глаголами.
- Изменение имён прилагательных по числам.
- Родовые окончания прилагательных в начальной форме.
- Род имён существительных.
- Изменение имён существительных по числам.
- Изменение имён существительных по падежам.
- Безударные окончания имён существительных.
- Словосочетание.
- Предложение.
- Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
- Восклицательные предложения.
- Грамматическая основа предложения.

В течение всего
учебного года.
В течение всего
учебного года.
102

-

Второстепенные члены предложения.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Состав слова.
Предлоги и приставки.
Корень и окончание.
Орфограммы корня.
Приставка и суффикс.
Правописание суффиксов.
Правописание приставок.
Чередование согласных.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Способы проверки безударных гласных в корне слова.
Безударная гласная в корне слова. Алгоритм проверки.
Значение предлогов.
Порядок действий при списывании.
Типы текстов.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.
Обозначение мягкости и твердости согласных звуков и букв.
Шипящие согласные звуки и буквы.
Парные согласные.
Разделительный ъ знак.
Разделительный ь знак.
Мягкий знак – показатель мягкости согласного.
Письменный алфавит.
Перенос слов.

Словарь (картинный).
Трафареты:
- Геометрические фигуры.
- Буквы.
- Транспорт.
- Овощи.
- Дикие животные.
- Домашние животные.
- Посуда.
- Фрукты.
- Мебель.
- Одежда.
- Обувь.
Раздаточные карточки.
Игры:
- Игра «Делим слова на слоги».
- Фонетическое лото «Звонкий – глухой».
- Лото «Из чего мы сделаны».

- Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и
-

индивидуально «Кто как устроен».
Здания для подготовки к школе в 2 – х частях «Назови одним словом».
Развивающая игра для дошкольников «Подбери слова к рассказу».
Развивающая игра «Противоположности».
Развивающая игра «Прочитай по первым буквам».
Развивающая игра «Развиваем речь».
Развивающая игра «Читаем и составляем слова».
Игра «Развитие орфографических навыков».
Коррекионно – развивающие игры.

Учебные модели:
- Глобус.
- Карты
- Макеты грибов.
- Макеты фруктов.
- Макеты овощей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».