РП_Речевая практика_ 1доп,1-4 кл, (вариант 8.3.)

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
1 дополнительный – 4 классы
Вариант 8.3

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач
и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки, взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные
повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
1 класс (дополнительный) первого года обучения
Минимальный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя
- выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои
просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя;
- выбирать картинку, соответствующую слову;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о
себе – имя, домашний адрес);
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой
ситуации;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач;
отвечать на вопросы по их содержанию;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении.
1 класс (дополнительный) второго года обучения
Минимальный уровень:
- выполнение простых инструкций учителя
- выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои
просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
2

Достаточный уровень:
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о
себе – имя, домашний адрес);
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой
ситуации;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач;
отвечать на вопросы по их содержанию;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении
1 класс
Минимальный уровень:
- отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои
просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о
себе – имя, домашний адрес);
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой
ситуации;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач;
отвечать на вопросы по их содержанию;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении
2 класс
Минимальный уровень:
- выполнение заданий по словесной инструкции, данной учителем;
- знание предметов и действий, соотношение их с картинками;
- умение правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- умение называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших
родственников;
- участвование в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
- слушание сказки или рассказа и умение отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал.
Достаточный уровень:
- отчётливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов;
- выполнение различных заданий по словесной инструкции;
- использование громкой и шёпотной речи, умение менять темп речи по указанию учителя,
практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;
- участвование в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на
вопросы;
- пользование вежливыми словами при изъявлении благодарности;
- знание домашнего адреса, имени и отчества учителей и воспитателей, ближайших
родственников;
- слушание сказки, рассказа, пересказывания их содержания, опираясь на картинносимволический план.
3

3 класс
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами
этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы
(по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
— выразительно произносить короткие стихотворения, скороговорки по образцу учителя;
— участвовать в беседе — слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь
на картинно-символический план.
Достаточный уровень:
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или
дойти до школы;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на
образец чтения учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их
содержанию.
4 класс
Минимальный уровень:
- выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
- сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
- объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный
материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения
учителя;
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка;
- слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.
Достаточный уровень:
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
- отвечать на вопросы по их содержанию;
- понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по поводу
услышанного;
- выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
- принимать активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать свои просьбы и желания;
- выполнять речевые действия приветствия, прощания, извинения и т. п., используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
4

- принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
- воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно-символический
план.
Содержание учебного предмета
1 (дополнительный) класс первого года обучения
Понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут
…», «Меня зовут …, а тебя?».
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте»,
«до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
1 (дополнительный) класс второго года обучения
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций
учителя, словесный отчет о выполненных действиях.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное
обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста,
это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад
познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте»,
«до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты
приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
1 класс
5

Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Выполнение
словесных инструкций.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову,
предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов,
предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.)
Обращение, привлечение внимания. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.).
Приветствие и прощание.Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер»,
«Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо»,
«пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от
условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных
невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …»
и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику,
к близким людям.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность
за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на
выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада»
и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание
(«Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас)
поздравляю»).
2 класс
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и
выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.)
Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Приветствие и прощание.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые
(фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
6

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я
хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику,
к близким людям.
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.).
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
3 класс
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и
выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в
общении людей.
Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым без
обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще»,
«Заходи(те», «Звони(те)».
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе
…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …»,
«Как красиво!» и др.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно
…, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!»,
«Умница!», «Как красиво!»
4 класс
Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и
выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях.
Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого
общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в
общении людей.
7

Обращение, привлечение внимания. Специфика половозрастных обращений (дедушка,
бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым без
обращения («Скажите пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как
живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще»,
«Заходи(те», «Звони(те)».
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой
связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно
…, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.).
Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова
поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!»,
«Умница!», «Как красиво!»

Тематическое планирование
1 класс (дополнительный) первого года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

Количество
часов
11
21
20
15
21
11
99

1 класс (дополнительный) второго года обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

Количество
часов
11
21
20
15
21
11
99

1 класс
8

№
п/п
1
2
3
4

Раздел
Вот и лето прошло
Школьная жизнь
Я за пределами дома
Знакомство, представление, приветствие, прощание
Правила поведения
Просьба и благодарность
Всего

Количество
часов
11
21
20
15
21
11
99

2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Раздел

Количество
часов
11
10
9
12
9
7
7
10
68

Школьная жизнь
Игры детей
Играем в сказку
Я дома
Я за порогом дома
Мои товарищи в школе
Любимое занятие
Мир природы
Всего
3 класс

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Раздел

Количество
часов
7
9
7
6
7
8
9
6
9
68

Снова в школу
Отправляюсь в магазин
Телефонный разговор
Я-зритель
Какая сегодня погода
Веселый праздник
Учимся понимать животных
Узнай меня
Впереди лето
Всего
4 класс

№
п/п
1
2
3
5
6
7

Раздел
Игры с друзьями
Играем в сказку
Мы писатели
Я дома
Я за порогом дома
Я в мире природы
Всего

Количество
часов
12
9
12
9
15
11
68

9

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




Учебно - методическое обеспечение

Учебник "Речевая практика" 1 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2017;
Учебник "Речевая практика" 2 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018;
Учебник "Речевая практика" 3 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018;
 Учебник "Речевая практика" 4 класс, С.В.Комарова, Москва "Просвещение", 2018;
1.
Т. А. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?» Москва. Изд.ГНОМ и Д,
2005
2.
Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?» Москва. Изд.ГНОМ и Д, 2005 г.
3.
Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «мир человека. Профессии.»
Изд. «Школьная пресса», 2007 год.
4.
Т. А. Шорина.Тематический словарь в картинках «Одежда.» Изд. «Школьная
пресса», 2007 год.
5.
Дидактические карточки «Домашние животные». Издательство ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2012.
6.
Дидактические карточки «Овощи и фрукты». ». Издательство ООО «Маленький
Гений» - Пресс, 2012.
7.
Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО
«Маленький
Гений» - Пресс, 2012.
8.
Дидактические карточки «Животные наших лесов». Издательство ООО
«Маленький
Гений» - Пресс, 2012.
14.Таблицы по развитию речи: фрукты, овощи, насекомые, деревья, дикие животные,
птицы, домашние животные, детёныши животных, времена года, ягоды.
15. Термометр.
16. Набор муляжей овощей и фруктов.
17.
Электронные образовательные ресурсы
18.
Интерактивная доска, компьютер, документ- камера, принтер, ламинатор

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».