Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МАТЕМАТИКА
1 дополнительный – 4 классы
Вариант 8.3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Личностные результаты - включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся
в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с
ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные
повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
1 класс (дополнительный) первого года обучения
Минимальный уровень:
- различать предметы по заданному признаку: цвет, форма, величина;
- ориентироваться в семе собственного тела;
- сравнивать два предмета по величине;
- выделять большее и меньшее количество на предметном материале;
- добавлять и убирать заданное количество предметов по показу учителя;
- решать простые арифметические задачи на основе предметно-практических
действий.
Достаточный уровень:
- различать предметы по нескольким признакам: цвет, форма, величина;
- ориентироваться в схеме собственного тела;
- сравнивать два и более предметов по величине;
- сравнивать два и более предметов по массе;
- сравнивать жидкости и сыпучие вещества по объему;
- различать положение предметов в пространстве относительно себя и относительно
друг друга;
- знать части суток;
- считать в пределах 5:
- сравнивать числа в пределах 5 на предметном материале;
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 5 на предметном материале;
- составлять и решать простые арифметические задачи на основе предметнопрактических действий.
1 класс (дополнительный) второго года обучения
Минимальный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через
десяток;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому
краткому условию или с помощью педагога);
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
Достаточный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
- сравнивать числа в пределах 20;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через
десяток;
- знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки
единицы;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц;
- заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и
другими возможными способами;
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- записывать и решать примеры с именованными числами;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки.
1 класс
Минимальный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода через
десяток;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому
краткому условию или с помощью педагога);
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога); - читать и записывать
числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
Достаточный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
- сравнивать числа в пределах 20;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без перехода через
десяток;
- знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десятки
единицы;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц;
- заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. и
другими возможными способами;
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- записывать и решать примеры с именованными числами;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки.
2 класс
Минимальный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 1 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 10 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действие без перехода через
десяток;
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа.
Достаточный уровень:
- образовывать, читать и записывать числа от 1 до 20;
- считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;
- сравнивать числа в пределах 10 на конкретном материале;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- решать примеры на сложение и вычитание в одно действие без перехода через
десяток;
- решать простые текстовые задачи на нахождение суммы (по готовому краткому
условию или с помощью педагога);
- решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц (по готовому краткому условию или с помощью педагога);
- читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
- отображать точку на листе бумаги, классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.
3 класс
Минимальный уровень:
- числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по
содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа
чтения и записи каждого вида деления;
- таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство
произведения, связь таблиц умножения и деления;
- порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения
изученных мер;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Достаточный уровень:
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по
2, 5, 4, в пределах 100;
- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами
устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров
на деление;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором
знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелямикалендарями, отрывными календарями;
- определять время по часам (время прошедшее, будущее);
- находить точку пересечения линий;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
4 класс
Минимальный уровень:
- знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный
материал, любые числа в пределах 100;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части).
- знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
- понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами -умножения
на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
- знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
- знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах
100;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
- различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами;
- пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества
суток в месяцах;
- определять время по часам хотя бы одним способом;
- решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
- решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
- узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых
линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания;
- знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
- различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Достаточный уровень:
- знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая,
отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и
деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне
практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления;
- знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения
чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения
на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
- знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
- знать и применять переместительное свойство сложения и умножения;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах
100;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
- различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа,
полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м
62 см, 3 м 03 см;
- знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться
календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические
задачи;
- кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические
задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину
ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых,
кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с
помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Содержание учебного предмета
1 (дополнительный) класс первого года обучения
Выявление уровня элементарных математических представлений детей.
Действия с группами предметов
Признаки предметов: цвет, форма, размер; соотношение «одинаковые» — «разные»
на основе практических упражнений в сравнении предметов.
Разные способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько же,
одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара.
Способы уравнивания групп предметов: сопровождение действий словами —
прибавил (убавил), стало поровну (больше, меньше).
Размер предметов
Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру; высокий —
низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине; толстый —
тонкий, одинаковые по толщине; способы сравнения (приложение, наложение); сравнение
предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами; составление групп из
предметов с заданными свойствами.
Геометрические фигуры
Круг, треугольник, квадрат.
Количество и счет
Счет предметов до 10 в различном направлении и пространственном расположении.
Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к
последнему из них.
Независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния между
предметами и направления счета.
Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений.
Счет в прямом и обратном порядке, от одного заданного числа до другого.
Присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько
всего?», «Сколько осталось?».
Соотнесение числа и количества.
Знакомство с цифрами 1—5. Цифра 0. Соотнесение цифры, числа и количества.
Состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел на основе
практических действий с предметами.
Порядковый счет до 5, умение правильно ответить на вопрос: «Который по счету?»
Пространственные и временные понятия
Положение предметов в пространстве: справа — слева, спереди — сзади, сверху —
снизу, внутри — снаружи, далеко — близко; около, рядом, посередине, между, за, перед;
умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.
Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже; части суток, их последовательность.
Графические умения. Проведение на клетчатой бумаге горизонтальных,
вертикальных, наклонных линий; обводка заданного количества клеток, рисование
геометрических фигур и несложных по форме предметов; штриховка и раскрашивание их
цветными карандашами; обводка по шаблону и трафарету, рисование по клеткам тетради.
Дети должны знать:
состав чисел 2—5.
Дети должны уметь:
сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
считать различные предметы в пределах 10, уметь ответить на вопросы:
«Сколько?», «Который по счету?»;
уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить
количество соответствующим числительным;
сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и
выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;
практически иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из
двух меньших чисел;
ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ,
левую, правую часть, середину и т.п.);
понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
1 (дополнительный) класс второго года обучения
Повторение.
Выявление знаний детей по математике.
Умение считать по одному, соотносить числительное с соответствующим
количеством предметов, обозначать количество соответствующим числом. Выявление
знания цифр, соотнесения числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею
предметов.
Наблюдения за детьми: их работоспособность, усидчивость, умение приготовиться
к занятию, внимательно слушать педагога, отвечать на вопросы.
Формирование у детей приемов предметно-практической деятельности, а также
графических навыков.
Действия с группами предметов. Геометрические фигуры
Признаки предметов: цвет, форма, размер. Соотношение «одинаковые» — «разные»
на основе практических упражнений в сравнении предметов. Составление групп предметов,
одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам.
Сравнение групп предметов методом взаимно-однозначного соотнесения
(приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под. Понятия: столько же,
равно, одинаково, больше, меньше, один, пара.
Способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в
меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе. Сопровождение
практических действий словами: прибавил, стало больше, убавил, стало меньше.
Простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник,
овал.
Размер предметов
Понятия: большой — маленький, больше — меньше, одинаковые по размеру, самый
маленький (большой); высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые по высоте, самый
низкий (высокий); длинный — короткий, длиннее — короче, одинаковые по длине, самый
короткий (длинный); толстый — тонкий, толще — тоньше, одинаковые по толщине, самый
тонкий (толстый); глубокий — мелкий, глубже — мельче, одинаковые по глубине, самый
мелкий (глубокий) — на основе сравнения двух (нескольких) предметов, отличающихся
одним или несколькими параметрами.
Способы сравнения: приложение, наложение. Понимание сходства и различия
предметов по их размерам. Умение правильно использовать термины для обозначения
размера предметов при их сравнении. Составление групп предметов с заданными
свойствами.
Измерение длины, ширины, высоты и толщины окружающих предметов с помощью
условной мерки, определение объема жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки.
Количество и счет
Счет предметов в различном направлении и пространственном расположении.
Понимание того, что последнее числительное относится ко всей группе предметов, а не к
последнему из них. Независимость количества предметов от их цвета, формы, размера,
расстояния между ними, направления счета, от расположения в пространстве.
Счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Присчитывание и
отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?», «Сколько
осталось?»
Соотнесение числа с количеством предметов. Цифры. Соотнесение цифры, числа и
количества.
Порядковый счет предметов до 10. Воспроизведение последовательности чисел в
прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Называние пропущенного числа,
соседних чисел.
Закрепление состава чисел в пределах 5 на основе практических действий с
предметами.
Пространственные и временные понятия
Положение предметов в пространстве: далекий — близкий, дальше — ближе; вверху
— внизу, выше — ниже; правый — левый, справа — слева; спереди — сзади; внутри —
снаружи.
Понятия: около, рядом, посередине, между, за, перед. Умение ориентироваться в
тетради, альбоме.
Временные понятия: сегодня, вчера, завтра. Части суток: утро, день, вечер, ночь, их
последовательность. Неделя, дни недели, их последовательность. Знакомство с названием
текущего месяца.
Десяток
Название и обозначение чисел от 1 до 10. Воспроизведение последовательности
чисел в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Называние соседних чисел,
предыдущего и последующего числа; понимание выражений: до, после, между, перед, за.
Соотнесение цифры, числа и количества. Сравнение чисел (равные, больше, меньше
на несколько единиц). Число 0 и его обозначение.
Счет предметов по порядку. Название и последовательность первых десяти
порядковых числительных. Определение порядкового места предмета. Нахождение
предмета по занимаемому порядковому месту.
Состав чисел в пределах 10 из отдельных единиц и из двух меньших чисел. Умение
иллюстрировать различные случаи состава чисел на наглядных пособиях, рисунках.
Сложение и вычитание в пределах 10
Практические действия с предметами, раскрывающие сущность сложения и
вычитания, как подготовка к арифметическим действиям.
Прибавление к однозначному числу чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5. Вычитание чисел 0, 1, 2, 3,
4, 5 (в пределах 10).
Знакомство с арифметической задачей. Составление задач на основе наблюдений и
действий с предметами. Запись решения задачи в виде примера. Задачи на нахождение
суммы и остатка.
Дети должны знать:
состав чисел в пределах 10.
Дети должны уметь:
читать и записывать числа до 10;
уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с
помощью сложения и вычитания;
распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник, овал;
пользоваться знаками и обозначениями: +, —, =, см., 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
1 класс
Повторение пройденного материала за 1-2 класс.
Названия, обозначения чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет
предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и
цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в
числовом ряду (0-9). Сравнение чисел. Установление от ношения больше, меньше, равно.
Число 10. Число и цифра. Десять единиц – 1 десяток.
Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания.
Таблицы состава чисел в предложениях 10, ее использование при выполнении действия
вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя).
Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Числовой ряд 1 – 10, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишнее, недостающие
единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по
1, 2, 3. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.
Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. Размен и замена.
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в
различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка.
Единицы (меры) длины – сантиметр. Обозначение. Измерение отрезка,
вычерчивание отрезка заданной длины. Единицы времени – сутки. Неделя – семь суток,
порядок дней недели.
Овал.
Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.
2 класс
Счет в пределах 20.
Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной
последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше, меньше, равно. Состав
чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание5 чисел без перехода через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго
слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем
разложения вычитаемого на два числа.
Число 0 как компонент сложения.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько
единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Треугольник.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения
стрелок.
3 класс
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков.
Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных
двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание,
отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом
стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц.
Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько
десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 +
17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи
вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Умножение как сложение
нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения.
Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и
результата умножения в речи учителя. Таблица умножения числа 2.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных
частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части
арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица
деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах
20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Соотношение: 1 р. = 100 к.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины - метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м =
100 см.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с
копейками, метры с сантиметрами).
Единицы (меры) времени - минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес., 1 год.
Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок
месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и
без 15 мин 11 ч).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на
равные части и по содержанию). Вычисление стоимости на основе зависимости между
ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания,
умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий.
Точка пересечения. Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение
окружности с помощью циркуля.
Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат. Многоугольник. Вершины, углы,
стороны.
4 класс
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из
двузначного с переходом через
разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
равных частей. Взаимосвязь
умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия
компонентов и результатов умножения и
деления в речи обучающихся.
Единица (мера) массы - центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.
Единица (мера) длины - миллиметр. Обозначение: 1 мм.
Соотношение: 1 см =10 мм. Единица (мера) времени - секунда. Обозначение: 1 с.
Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по
часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение
времени.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные
задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая
ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка,
равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков. Взаимное
положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.
Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая,
левая), противоположные, смежные стороны.
Тематическое планирование
1 класс (дополнительный) первого года обучения
№
п/п
1
2
3
4
4
5
Раздел
Пропедевтика
Действия с группами предметов. Геометрические фигуры
Размер предметов
Десяток
Пространственные и временные понятия
Способы сравнения: приложение, наложение.
Всего
Кол-во часов
9ч
15 ч
20 ч
15 ч
20 ч
20 ч
99
1 класс (дополнительный) второго года обучения
№
Раздел
п/п
1 Действия с группами предметов. Геометрические фигуры
2 Размер предметов
3 Способы сравнения: приложение, наложение.
4 Количество и счет
5 Пространственные и временные понятия
6 Десяток
7 Сложение и вычитание в пределах 10
Всего
Тематическое планирование
1 класс
Второй десяток
Кол-во часов
9ч
10 ч
15 ч
25 ч
10 ч
10 ч
20 ч
99
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов и тем
Цвет и форма
Пространственная ориентировка
Первый десяток
Геометрические фигуры
Второй десяток
Итоговое повторение
Всего
Кол-во
часов
15
15
20
20
20
9
99
2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем
Нумерация
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические действия
Арифметические задачи
Геометрические формы
Всего
Кол-во
часов
9
20
25
25
20
136
3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов и тем
Нумерация
Повторение
Геометрический материал
Единицы измерения и их соотношения
Арифметические задачи
Арифметические действия
Всего
Кол-во
часов
9
9
15
25
39
39
136
4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов и тем
Повторение
Умножение и деление
Числа 1-100
Сложение и вычитание в пределах 100
Повторение за год
Всего
Кол-во
часов
9
47
32
42
6
136
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник "Математика" 1 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение",
2017;
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Учебник "Математика" 2 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение",
2018;
Учебник "Математика" 3 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва "Просвещение",
2018;
Учебник "Математика" 4 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, И.М. Яковлева, Москва
"Просвещение", 2018;
Демонстрационный материал по математике
Измерительная линейка, угольник
Набор «Геометрические тела»
Счётный материал
Счёты
Таблица Пифагора
Циркуль
Часы настенные
Электронные образовательные ресурсы