РП_Мир природы и человека_1 доп. – 4 кл. (вариант 8.3.)

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Рабочая программа по предмету

«Мир природы и человека»
учителя, работающего по федеральному государственному
образовательному стандарту образования обучающихся
с расстройствами аутистического спектра осложненными
легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для 1 доп. – 4 классов
(вариант 8.3)

2023

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения обучающихся с РАС АООП оцениваются как итоговые на момент
завершения начального общего образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных)
компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с РАС в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки, а именно:
1. представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в
природе и обществе);
2. овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе
представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей, готовность к
вхождению обучающегося в социальную среду;
3. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
(представления об устройстве домашней и школьной жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела);
4. развитие мотивации к обучению, понимание и принятие норм и правил школьной жизни,
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Мир
природы и человека»;
5. познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения,
приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
6. представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их
последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным,
окружающим людям;
7. этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье,
семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия,
взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
8. способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия
при выполнении совместных заданий;
9. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
10. установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и
работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного
поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми
людьми;
11. развитие положительных свойств и качеств личности.
Программой определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный
и достаточный. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
предмету «Мир природы и человек» на конец обучения в младших классах:

Минимальный уровень:
 иметь представления о назначении объектов изучения;
 узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
 относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);
 называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы;
зимняя одежда);
 иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
 знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость его выполнения;
 знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
 ухаживать за комнатными растениями;
 подкармливать зимующих птиц;
 составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5предложений об
изученных объектах по предложенному плану;
 адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных
ситуациях;
 адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной
учителем ситуации.
Достаточный уровень:
 иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;
 узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
 относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для
классификации;
 развернуто характеризовать свое отношение к изученным объектам;
 знать отличительные существенные признаки групп объектов; знать правила гигиены
органов чувств;
 знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных
особенностей;
 быть готовыми использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых задач;
 отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
 выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового
контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к
ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;
 проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с
детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
 совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм;
 выполнять доступные природоохранительные действия;
 быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета «Мир природы»
1 дополнительный класс (1 год обучения)
Минимальный уровень:

называть изученные объекты и явления;

называть 1-2 комнатных растений, осуществлять уход;

называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;

выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:

правильно называть изученные объекты и явления;

различать 1-2 комнатных растения, осуществлять уход;

различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;

различать домашних и диких животных;

выполнять элементарные гигиенические правила;

различать времена года.

1 дополнительный класс (2 год обучения)
Минимальный уровень:

называть изученные объекты и явления;

называть 2-3 комнатных растений, осуществлять уход;

называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;

выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:

правильно называть изученные объекты и явления;

различать 2-3 комнатных растения, осуществлять уход;

различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;

различать домашних и диких животных;

выполнять элементарные гигиенические правила;

различать времена года.

1 класс
Минимальный уровень:

узнавать по картинкам и называть времена года;

узнавать и называть живые и неживые объекты;

узнавать в природе или на рисунках деревья и цветы;

узнавать и называть 3-4 объекта по теме ≪Овощи и фрукты≫;

называть основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище).
Достаточный уровень:

знать и называть времена года;

различать времена года по их основным признакам;

уметь различать живые и неживые объекты;

узнавать в природе и на рисунках деревья и цветы;

узнавать и называть 5-8 объекта по теме ≪Овощи и фрукты≫;

отличать птиц от других животных;

называть и показывать основные части тела человека (голова, руки, ноги, туловище).

2 класс

Минимальный уровень:

называть изученные объекты и явления;

различать 2—3 вида комнатных растений, называть части растений;

ухаживать за комнатными растениями;

различать наиболее распространённые овощи и фрукты;

различать изученных диких и домашних животных, рыб;

различать признаки времён года;

выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:

правильно называть изученные объекты и явления;

различать 3—4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными
растениями;

различать наиболее распространённые овощи и фрукты; объяснять, где они растут,
как используются человеком;

различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

выполнять элементарные гигиенические правила;

различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе.

3 класс
Минимальный уровень:

правильно называть изученные объекты и явления;

называть по 2-3 растения, изученных в курсе;

отличать домашних и диких животных,

выделять птиц и рыб;

соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни человека;

соблюдать правила личной гигиены;

знать сигналы светофора.
Достаточный уровень:

правильно называть изученные объекты и явления;

знать названия изученных лиственных деревьев, уметь их показывать;

сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц, рыб; описывать их образ
жизни;

соотносить сезонные изменения в природе с изменениями в жизни растений,
животных, человека;

знать название времен года, дней недели;

соблюдать правила личной гигиены;

знать сигналы светофора.

4

класс

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо - родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;

знание требований к режиму дня школьника;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатным и растениями; кормление зимующих птиц; составление
повествовательного или описательного рассказа из 2-4 предложений об изученных объектах по
предложенному плану;

адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем
мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.

Содержание программы по учебному предмету «Мир природы»
1 дополнительный класс (1 год обучения) – 66 ч.
«Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения
представлено в АООП следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения
в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд
людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные,
человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет
концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и
человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях
обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в
современном обществе.
Сезонные изменения в природе.
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.
Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в
живой и неживой природе).
Сезонные изменения в неживой природе.
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с
названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц.
Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года.
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями.
Неживая природа.
Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Живая природа.
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания.
Растения комнатные. Название. Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Грибы.
Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание.
Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание.
Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям,
животным.

Человек.
Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи. Гигиена питания.
Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы).
Наш город. Праздники нашей страны.
Безопасное поведение.
Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что
и где болит).
Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными.
Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.

1 дополнительный класс (2 год обучения) – 66 ч.
Сезонные изменения в природе.
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро.
Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в
живой и неживой природе).
Сезонные изменения в неживой природе.
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с
названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц.
Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года.
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в разное время года.
Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными
особенностями.
Неживая природа.
Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Живая природа.
Растения.
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания.
Растения комнатные. Название. Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения.
Грибы.
Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание.
Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание.
Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям,
животным.
Человек.
Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи. Гигиена питания.
Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка.
Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы).
Наш город. Праздники нашей страны.
Безопасное поведение.
Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что
и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными.
Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила
безопасного поведения в общественном транспорте.

1 класс – 66 ч.
Сезонные изменения в природе.
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег).
Погода сегодня, вчера.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года.
Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад
(различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод,
снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление,
сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Неживая природа.
Вода. Вода в природе. Сосульки, капель, ручьи, снег и лёд. Вода прозрачна. Вода течёт. На
воде образуются волны. Вода смачивает предметы.
Живая природа.
Человек. Внешний вид человека (части тела, лица). Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши.
Гигиена рук (мытьё). Семья. Родители -мама, папа. Ребёнок – сын (дочь), брат (сестра). Фамилии,
имена родителей.
Животные.
Звери. Собака, кошка. Их внешний вид, части тела, повадки, питание. Взаимодействие с
человеком: значение для человека, забота и уход за животными.
Волк, заяц. Называние. Их внешний вид, части тела, повадки, питание.
Птицы. Ворона, воробей. Их внешний вид, части тела, питание. Роль в природе. Помощь
птицам зимой.
Растения.
Помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам.
Употребление в пищу. Значение овощей для жизни человека.
Яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам.
Употребление в пищу. Значение фруктов для жизни человека.
Фиалка, хлорофитум. Узнавание и называние. Уход (полив).
Безопасное поведение.
Безопасное поведение в окружающем мире. Правила поведения человека при контакте с
домашними животными (не дразнить, чужих животных не трогать, не махать руками).
Безопасное поведение в обществе. Основное правило – ребёнок может находиться на улице
(на площадке, в общественных заведениях) только в сопровождении взрослого.
Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на
улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу).
Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Экскурсии, наблюдения и практические работы.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Экскурсии по
улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с
изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

2 класс – 34 ч.
Сезонные изменения.
Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времён года в связи с изменением положения солнца.
Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времён года, знакомство с названиями
месяцев.
Сутки. Время суток. Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро,
день, вечер, ночь. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание,
дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лёд, замерзание водоёмов,
потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), тёплые
дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб,
сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш.
Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка птиц: синица, сорока. Появление весной
грачей, скворцов.
Животные в разное время года: лиса, белка, ёж. Рыбы зимой.
Одежда людей, труд человека в разное время года.
Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учёт времени года, погоды,
предполагаемые занятия (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Значение
воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лёд; река, озеро (пруд),
болото. Вода тёплая, горячая, холодная. Облака (облака, тучи, гроза).
Состояние водоёмов (ручьи, лужи, покрылись льдом).
Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения
температуры.
Живая природа.
Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3—4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха,
воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.
Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями.
Огород. Овощи (3—5 названий), их признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании
человека.
Сад. Фрукты (3—5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания.
Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов данной местности.
Уход за растениями сада и огорода.
Животные.
Сравнение домашних и диких животных. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид,
питание, названия детёнышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для
жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным. Ознакомление с правилами ухода за домашними
животными.
Рыбы (2—3 названия рыб, распространённых в данной местности). Внешний вид, место
обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.
Человек.
Строение тела человека.
Гигиена тела человека. Гигиена кожи, ногтей и волос (мытьё, расчёсывание, обстригание).
Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук, закаливание.
Питание человека. Органы Пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник
(элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание.
Безопасное поведение.
Профилактика пищевых отравлений.
Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев. Правила поведения на
воде, в грозу. Профилактика простудных заболеваний, одевание по погоде, проветривание
помещений, предупреждение появления сквозняков. Гигиена полости носа и рта, предупреждение
контактов с больными людьми. Поведение во время простудной болезни (постельный режим,
соблюдение назначений врача).
Повторение.

3 класс – 34 ч.
Сезонные изменения в природе.
Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег).
Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор
ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски
листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.
Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.
Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега
и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет
птиц, первая гроза.
Части суток. Называние. Порядок следования.
Дни недели. Называние. Порядок следования. Рабочие и выходные дни.
Месяца. Времена года. Порядок месяцев в сезоне, в году, начиная с января.
Живая природа.
Растения.
Картошка, капуста. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические
процедуры перед употреблением в пищу. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Банан, ананас. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение фруктов в жизни человека. Гигиенические процедуры перед употреблением в
пищу.
Арбуз, дыня – бахчевые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование.
Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. Клюква, черника. Внешний вид.
Использование человеком. Значение ягод в жизни людей. Бережное отношение к растениям.
Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу.
Лиственные деревья леса. Клён, дуб, берёза, рябина. Узнавание. Название. Внешнее
строение (корень, ствол, лист). Кустарники. Шиповник, сирень. Внешний вид. Использование
человеком.
Растения комнатные. Традесканция, фикус. Название. Внешнее строение (корень, стебель,
лист). Уход.
Грибы.
Съедобные и несъедобные. Узнавание. Название. Место произрастания.
Животные.
Животные домашние. Лошадь. Названия. Внешнее строение: называние и показ частей тела.
Пища. Значение для человека.
Животные дикие. Медведь, тигр – дикие животные. Названия.
Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища.
Птицы. Голубь, кукушка. Названия. Внешнее строение: называние и показ частей тела.
Повадки, образ жизни. Пища. Утка, гусь – домашние птицы. Названия. Внешнее строение:
называние и показ частей тела. Пища. Забота и уход.
Рыбы. Карась и щука. Узнавание, название. Места обитания. Внешнее строение: называние
и показ частей тела.
Насекомые. Муха и комар. Муравей или божья коровка. Узнавание, название. Внешнее
строение: называние и показ частей тела. Места обитания.
Человек.
Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Гигиена органов чувств. Значение в
жизни человека (ознакомлении с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Бережное
отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и
отдыха. Транспорт. Метро, трамвай. Городской пассажирский транспорт. Назначение. Правила
поведения в общественном транспорте.
Наша Родина-Россия. Наш город. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России.
Безопасное поведение.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и
рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение вовремя простудной (постельный
режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного,

проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный
режим.

4 класс – 34 ч.
Сезонные изменения.
Год, времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года
(изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние,
весенние, летние.
Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь.
Изменения, происходящие в природе в разное время года: температура воздуха (тепло–
холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег–дождь, иней, град); ветер (холодный–
теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое–тусклое, большое–маленькое,
греет,
светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом,
теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная–замороки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Неживая природа.
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни.
Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид,
наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в
природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой
в космосе двигается Земля.
Живая природа.
Растения.
Фрукты. Слива. Внешний вид, называние, местопроизрастания, использование.
Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу.
Значение фруктов для жизни человека.
Овощи. Петрушка, укроп. Внешний вид, называние, место произрастания, использование.
Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. Значение овощей для жизни человека
Бахчевые культуры – тыква. Внешний вид, место произрастания, использование.
Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу.
Брусника. Внешний вид, место произрастания, использование.
Значение ягод в жизни людей. Здоровое питание.
Хвойные деревья. Ель, сосна. Узнавание, называние. Внешнее строение. Место
произрастания.
Раннецветущие растения. Подснежник, нарцисс. Внешнее строение (корень, стебель,
лист, цветок). Значение растений в природе.
Охрана, использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Кролик, свинья - домашние животные.
Названия. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища.
Животные дикие. Лось. Узнавание. Название. Внешнее строение: называние и показ частей
тела. Место обитания, пища.
Птицы. Петух - домашняя птица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей
тела. Взаимодействие с человеком.
Лебедь. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Повадки, образ жизни
пища.
Дикие и домашние животные. Дифференциация.
Пресмыкающиеся. Гадюка. Узнавание. Название. Внешнее строение: называние и показ
частей тела.
Земноводные. Лягушка. Узнавание. Название. Внешнее строение: называние и показ частей
тела.
Рыбы. Окунь. Узнавание. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела.
Место обитания, образ жизни.

Насекомые. Осы – насекомые. Узнавание. Название. Внешнее строение: названия частей
тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Человек.
Внешнее строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка
в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Бережное отношение к себе, соблюдение правил гигиены, соблюдение режима работы и
отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена
питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты,
мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия
спортом.
Городской пассажирский транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта
(машины легковые и грузовые, маршрутные такси, троллейбусы, автобусы). Транспорт
междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина-Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица.
Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия
– многонациональная страна.
Безопасное поведение.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений,
предупреждение появления сквозняков.
Профилактика вирусных заболеваний (гриппа)– прием витаминов, гигиена полости носа и
рта, предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение вовремя простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и
инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием
лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники.
Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю,
элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит).
Поведение при оказании медицинской помощи.
Экскурсии, наблюдения и практические работы.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для
ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

Учебно–тематическое планирование
1 дополнительный класс (1 год обучения)
№
п/п
1

2
3

4

Раздел

Кол-во
часов
22

Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе.
Растения и животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Неживая природа.
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Безопасное поведение.

6
34

Всего

4
66

1 дополнительный класс (2 год обучения)
№
п/п
1

2
3

4

Раздел

Кол-во
часов
22

Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе.
Растения и животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Неживая природа.
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Безопасное поведение.

6
34

Всего

4
66

1 класс
№
п/п
1

2
3

4

Раздел

Кол-во
часов
22

Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе.
Растения и животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Неживая природа.
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Безопасное поведение.

6
34

Всего

4
66

2 класс
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

1

Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе.
Растения и животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Неживая природа.

12

2

3

3

4

Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Безопасное поведение.

15

Всего

4
34

3 класс
№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

1

Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе.
Растения и животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Неживая природа.
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Безопасное поведение.

12

2
3

4

3
15

Всего

4
34

4 класс
№
п/п
1

2
3

4

Раздел

Кол-во
часов
6

Сезонные изменения в неживой природе.
Сезонные изменения в неживой природе.
Растения и животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Неживая природа.
Живая природа.
Растения.
Животные.
Человек.
Безопасное поведение.

4
20

Всего

Материально - техническое обеспечение
образовательного процесса
Технические средства обучения:
1. Магнитофон.
2. Телевизор.
3. Музыкальный центр.
1.
2.
3.
4.

Компьютерные и информационно – коммуникационные средства:
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Интерактивная доска.
Экранно - звуковые пособия и дидактический материал:
1. Презентации.
2. Учебные фильмы.
3. Мультимедийные образовательные программы.

4
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».