Приложение К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета МУЗЫКА 1 дополнительный – 4 классы Вариант 8.3 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1 дополнительный класс. Предметные результаты: Минимальный уровень: определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой; наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и ихзвучании (труба, гармонь, гитара); пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальнымсопровождением; наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки различие вступления, окончания песни Достаточный уровень: определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренныхПрограммой самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать друг друга,прислушиваться друг к другу; правильное формирование при пении гласных звуков; наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и ихзвучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные ложки); различение разнообразных по характеру и звучанию песней различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец Личностные результаты: формирование образа себя, осознание себя как ученика развитие элементарных представлений об окружающем мире; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками 1 класс Предметные результаты: Минимальный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамическихоттенков; передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1; различение песни, танца, марша; Достаточный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога) самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальнымсопровождением, так и без него выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементамидинамических оттенков; 2 правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесениесогласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом) знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные) Личностные результаты: наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений; наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми(с помощью педагога); наличие доброжелательности, сопереживания чувствам других людей; 2 класс Предметные результаты: Минимальный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамическихоттенков; передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1; различение песни, танца, марша; Достаточный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога) самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальнымсопровождением, так и без него выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементамидинамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесениесогласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; 3 различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом) знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные) Личностные результаты: наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений; наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми(с помощью педагога); наличие доброжелательности, сопереживания чувствам других людей; 3 класс Предметные результаты: Минимальный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамическихоттенков; передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1; различение песни, танца, марша; Достаточный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога) самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальнымсопровождением, так и без него выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементамидинамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесениесогласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом) 4 знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные) Личностные результаты: наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений; наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми(с помощью педагога); наличие доброжелательности, сопереживания чувствам других людей; 4 класс Предметные результаты: Минимальный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамическихоттенков; передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1; различение песни, танца, марша; Достаточный уровень: определение содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога) самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальнымсопровождением, так и без него выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементамидинамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесениесогласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом) знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др. определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных 5 произведений (веселые, грустные и спокойные) Личностные результаты: наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарных эстетических суждений; наличие эмоциональной отзывчивости на прослушанную музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми (с помощью педагога); наличие доброжелательности, сопереживания чувствам других людей; СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В содержание программы входит овладение обучающимися с РАС в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: ― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; ― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; ― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; ― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия); ― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; ― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); ― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение. 6 Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; ― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); ― пение коротких попевок на одном дыхании; ― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; ― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); ― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; ― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; ― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; ― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; ― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); ― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; ― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; 7 ― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); ― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2. ― получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты ― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano); ― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие): ― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторовклассиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс ― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); ― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; ― обучение игре на фортепиано. Класс (доп.) Тематическое планирование Наименование разделов Средства музыкальной выразительности Вокальные навыки Русские народные песни Природа в музыке Добрый праздник среди зимы Музыкальныеколлективы Из чего состоит песня С песней дело спорится Дифференцирование звуков Школьные годы чудесные Мамин праздник. Музыкальные инструменты Музыкальные жанры 8 Кол-во часов Музыка любит тишину Музыкальная азбука Оркестр ударно-шумовых инструментов От улыбки станет всем светлей Музыка из мультфильмов На концерте Итого Средства музыкальной выразительности Вокальные навыки Русские народные песни Природа в музыке Добрый праздник среди зимы Музыкальныеколлективы Из чего состоит песня С песней дело спорится Дифференцирование звуков Школьные годы чудесные Мамин праздник. Музыкальные инструменты Музыкальные жанры Музыка любит тишину Музыкальная азбука Оркестр ударно-шумовых инструментов От улыбки станет всем светлей Музыка из мультфильмов 9 На концерте Итого Музыкальные коллективы Музыкальные штрихи Вокальные навыки Природа в музыке Из чего состоит песня С песней дело спорится Дифференцирование звуков Школьные годы чудесные Музыкальные инструменты Мамин праздник Музыкальные жанры Русские народные песни Музыкальная азбука Оркестр ударно-шумовых инструментов От улыбки станет всем светлей С песней по жизни Итого Музыкальные коллективы Средства музыкальной выразительности Вокальные навыки Природа в музыке Из чего состоит песня С песней дело спорится Дифференцирование звуков 10 Школьные годы чудесные Русские народные песни Музыкальные инструменты Музыкальные жанры Музыкальная азбука Оркестр ударно-шумовых инструментов От улыбки станет всем светлей С песней по жизни Мелодия и музыкальное сопровождение Итого Музыкальныеколлективы Динамические оттенки Вокальные навыки Природа в музыке Из чего состоит песня С песней дело спорится Дифференцирование звуков Школьные годы чудесные. Русские народные песни. Музыкальные инструменты Музыкальные жанры Музыкальные формы Музыкальная азбука Оркестр ударно-шумовых инструментов От улыбки станет всем светлей Итого 11