РП_Формирование коммун. поведения_ 1доп,1-4, (вариант 8.3.)

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.3)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3)

(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВЫЕ, I-IV КЛАССЫ)

Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения
включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра
специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным
критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью
педагога (выражать свои просьбы, желания с использованием простых
этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения
(сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз,
ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных
ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты
включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях,
умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального
состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в
конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Содержание коррекционного курса
«Формирование коммуникативного поведения»
для обучающихся 1 дополнительного класса первого года обучения
Навыки участия в занятии:
- развитие умения в ответ на обращение по имени смотреть в глаза;
- развитие умения смотреть в глаза, когда просят «Посмотри на меня».
2

Навыки имитации:
- имитация крупных движений;
- имитация действий с предметами.
Навыки понимания речи:
- выполнение однозвенной инструкции;
- развитие умения показывать части тела;
- узнавание и показ предмета;
- узнавание и показ картинки;
- узнавание знакомых людей.
Экспрессивный язык:
- указание на предмет, который хочет в ответ на вопрос «Что ты хочешь?»;
- спонтанное указание на желаемый предмет;
- имитация звуков;
- имитация слов;
- умение называть предметы;
- умение называть картинки;
- развитие умения просить желаемый предмет словами;
- развитие умения отвечать на вопрос о желаемом или не желаемом предмете
речью или жестом ДА и НЕТ;
- развитие умения называть знакомых людей по имени;
- развитие умения делать выбор.

Содержание коррекционного курса
«Формирование коммуникативного поведения»
для обучающихся 1 дополнительного класса второго года обучения
Навыки участия в занятии:
- закрепление умения в ответ на обращение по имени смотреть в глаза;
- закрепление умения смотреть в глаза, когда просят «Посмотри на меня»;
- самостоятельная фиксация внимания и взгляда на педагоге, когда тот дает
инструкцию/задание.
Навыки имитации:
- имитация тонких движений;
- имитация движений губ и языка.
Навыки понимания речи:
- выполнение вербальной инструкции;
- узнавание действий на картинках;
- узнавание предметов в окружении;
- умение показывать на картинки в книжке;
- умение определять предметы по их функции;
- понимание, что кому принадлежит;
- узнавание звуков из окружения.
3

Экспрессивный язык:
- умение называть предметы;
- умение называть картинки;
- закрепление умения просить желаемый предмет словами;
- закрепление умения называть знакомых людей по имени;
- развитие умения приветствовать при встрече, прощаться при уходе;
- развитие умения отвечать на социальные вопросы;
- умение называть действия на картинках;
- развитие умения говорить, что делают другие и сам;
- умение называть функции предметов;
- умение называть принадлежность предмета (чья, чье, чей).

Содержание коррекционного курса
«Формирование коммуникативного поведения»
для обучающихся 1 класса
Навыки участия в занятии:
- удержание контакта глаз 5 секунд, когда называют по имени;
- развитие умения смотреть в глаза, когда называют по имени во время совместной
деятельности;
- развитие умения смотреть в глаза, когда называют по имени с некоторого
расстояния;
- развитие умения спрашивать «Что?» когда называют по имени;
- умение вставать в круг.
Навыки имитации:
- имитация крупных движений стоя;
- имитация простых конструкций из геометрических форм;
- копирование простого рисунка.
Навыки понимания речи:
- знание названия помещений;
- знание основных мест, в которых бывает;
- выполнение двухзвенной инструкции;
- нахождение спрятанных предметов;
- знание характерных признаков объектов, явлений;
- узнавание персонала;
- умение играть понарошку;
- сортировка предметов и их изображений по категориям;
- знание местоимений;
- умение отвечать на вопрос «Где?» (предмет или картинка);
- умение отвечать на вопрос о предметах или действиях ДА или НЕТ.
Экспрессивный язык:
- имитация фразы из 2-3 слов;
- умение называть предметы по их функции;
- умение звать значимого взрослого с расстояния;
- умение называть и показывать части тела и их функции;
4

- умение называть функции частей тела;
- умение называть места, в которых бывает;
- использование простых предложений типа «Это …», «Я вижу …», «У меня есть
…»;
- умение отвечать «У меня есть …», «Я вижу …».
Социальные навыки:
- умение отвечать на общие вопросы;
- умение отвечать на вопросы «Что это?» и «Где?»;
- умение отвечать, что делал в недавнем прошлом;
- умение отвечать на вопрос «Когда?».

Содержание коррекционного курса
«Формирование коммуникативного поведения»
для обучающихся 2 класса
Навыки участия в занятии:
- закрепление умения смотреть в глаза, когда называют по имени во время
совместной деятельности;
- закрепление умения смотреть в глаза, когда называют по имени с некоторого
расстояния;
- закрепление умения спрашивать «Что?» когда называют по имени;
- умение вставать в круг.
Навыки имитации:
- имитация последовательности крупных движений;
- имитация последовательности действий с предметами;
- имитация действий, которые сопровождаются звуками.
Навыки понимания речи:
- выполнение указаний с предлогами;
- узнавание предмета по описанию;
- выкладывание последовательности картинок по порядку;
- определение пола;
- определение недостающего предмета;
- умение называть предметы, которые ощупывает.
Экспрессивный язык:
- умение отвечать предложением на вопрос о том, что хочет;
- использование предложения, когда спонтанно просит желаемый предмет;
- умение называть функции предметов;
- умение называть категории предметов (изображений);
- знание предлогов;
- знание местоимений;
- умение описать картинку предложениями;
- умение описать предметы, используя их качества;
- умение описывать последовательность картинок.
5

Социальные навыки:
- умение отвечать «Я не знаю», когда просят назвать незнакомый предмет;
- умение называть пол;
- умение называть функции разных помещений (кабинетов, комнат, отделов, залов,
площадок и т.д.);
- умение называть, чем занимается персонал (или одноклассники);
- умение оставлять сообщение;
- умение предлагать помощь.

Содержание коррекционного курса
«Формирование коммуникативного поведения»
для обучающихся 3 класса
Навыки участия в занятии:
- развитие умения во время разговора смотреть в глаза;
- развитие умения смотреть в глаза во время групповой инструкции.
Навыки имитации:
- имитация действий в игре или совместной деятельности с одноклассниками;
- имитация вербального ответа.
Навыки понимания речи:
- выполнение трехзвенной инструкции;
- умение находить сходства и различия между предметами;
- определение предметов в категориях «один» и «много»;
- определение лишнего предмета в категории;
- умение отвечать на вопросы «Где?» и «Когда?» из простой истории;
- умение находить предметы, когда подсказывают, в каком направлении и где
искать.
Экспрессивный язык:
- умение отвечать «Я не знаю» на незнакомые вопросы;
- умение называть категорию, к которой относится предмет (изображение);
- умение называть предметы внутри категории;
- умение называть прошедшие события;
- умение говорить на определенную тему;
- использование сложных местоимений;
- правильное использование времени глаголов;
- умение отвечать на сложные вопросы общего характера;
- описание сходств и различий предметов;
- умение отвечать на вопрос «Какой?»;
- умение задавать вопросы «Где?» и «Когда?», когда дают информацию.
Абстрактный язык:
- умение отвечать на вопрос «Почему?»;
- умение логически закончить предложение;
- умение отвечать ДА и НЕТ, когда это касается фактов;
- понимание, чем закончится событие, действие;
6

- исключение предмета на основании принадлежности или категории;
- определение основной темы истории или разговора.

Содержание коррекционного курса
«Формирование коммуникативного поведения»
для обучающихся 4 класса
Навыки участия в занятии:
- закрепление умения во время разговора смотреть в глаза;
- закрепление умения смотреть в глаза во время групповой инструкции;
- следование инструкциям в группе;
- умение ждать своей очереди;
- умение отзываться, когда позовут;
- умение поднять руку, чтобы ответить на вопрос;
- умение слушать рассказ и задавать вопросы.
Навыки имитации:
- имитация сложных последовательностей действий.
Навыки понимания речи:
- выполнение сложной инструкции, которую дают на расстоянии;
- умение называть человека (вещь или место), которые описываются;
- умение отвечать на вопросы «Где?» и «Когда?» по теме;
- понимание, когда задать вопрос, а когда ответить.
Экспрессивный язык:
- умение пересказать историю;
- умение описать предметы вне поля зрения, указывая их качества;
- умение рассказать свою историю;
- просьба пояснить, когда не понимает или смущен;
- умение задавать вопросы и пересказывать информацию;
- умение слушать и задавать вопросы во время общения;
- умение описывать, как что-то делать.
Абстрактный язык:
- умение отвечать на вопрос «Что, если …»;
- умение описать, что необычного на картинке;
- умение давать разъяснения.
Академические навыки:
- умение соотносить написанные слова с предметами и предметы с написанными
словами;
- умение читать односложные, двусложные, трехсложные слова;
- умение назвать звук, соответствующий букве;
- умение назвать слова, начинающиеся с заданной буквы;
- умение назвать первую и последнюю согласную в слове;
- умение объяснить смысл простых слов;
- умение подбирать простые синонимы;
7

- письмо по памяти простых слов.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся первого дополнительного класса первого года обучения
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема занятия
Обследование коммуникативных навыков
Обследование звукопроизносительной стороны речи
Обследование навыков чтения и письма
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики,
разучивание упражнений пальчиковой гимнастики
Развитие умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Формирование навыков имитации крупных движений
Развитие словаря по теме «Дом»
Развитие умения выполнять однозвенную инструкцию
Формирование навыка указания на предмет, который хочет в
ответ на вопрос «Что ты хочешь?»
Развитие умения смотреть в глаза, когда просят «Посмотри на
меня»
Формирование навыков имитации действий с предметами
Развитие умения показывать части тела
Развитие спонтанного указания на желаемый предмет
Формирование навыков имитации звуков
Формирование навыка узнавания предмета
Формирование навыков имитации слов
Формирование навыка указания на заданный предмет
Развитие словаря по теме «Игрушки»
Развитие умения называть предметы
Развитие умения просить желаемый предмет словами
Формирование навыка узнавания картинки
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики
(«Рыбалка»)
Формирование навыка указания на заданную картинку
Развитие умения называть картинки
Развитие умения отвечать на вопрос о желаемом или не
желаемом предмете речью или жестом ДА и НЕТ
Формирование словаря по теме «Школа»
Развитие умения называть знакомых людей по имени
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики (с
использованием прищепок разных цветов)
Развитие умения делать выбор
Развитие словаря по теме «Город»
Развитие пространственного праксиса (ориентировка на листе
бумаги)
8

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

Развитие умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Формирование навыков имитации крупных движений
Развитие умения выполнять однозвенную инструкцию
Формирование навыка указания на предмет, который хочет в
ответ на вопрос «Что ты хочешь?»
Развитие умения смотреть в глаза, когда просят «Посмотри на
меня»
Формирование навыков имитации действий с предметами
Развитие умения показывать части тела
Развитие спонтанного указания на желаемый предмет
Формирование навыков имитации звуков
Формирование навыка узнавания предмета
Формирование навыков имитации слов
Формирование навыка указания на заданный предмет
Развитие умения называть заданные предметы
Развитие умения просить желаемый предмет словами
Формирование навыка узнавания картинки
Формирование навыка указания на заданную картинку
Развитие умения называть картинки
Развитие умения отвечать на вопрос о желаемом или не
желаемом предмете речью или жестом ДА и НЕТ
Развитие умения называть знакомых людей по имени
Развитие умения делать выбор
Развитие умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Развитие умения выполнять однозвенную инструкцию
Формирование навыка указания на предмет, который хочет в
ответ на вопрос «Что ты хочешь?»
Развитие умения показывать части тела
Формирование навыков имитации звуков
Формирование навыка узнавания предмета
Формирование навыков имитации слов
Развитие умения называть заданные предметы
Развитие умения просить желаемый предмет словами
Развитие умения называть заданные картинки
Развитие умения отвечать на вопрос о желаемом или не
желаемом предмете речью или жестом ДА и НЕТ
Развитие умения делать выбор
Формирование предпосылок коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Дом»
Формирование предпосылок коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Игрушки»
Формирование предпосылок коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Школа»
Формирование предпосылок коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Город»
9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

68

Обследование коммуникативной деятельности по итогам
учебного года

1

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся первого дополнительного класса второго года обучения
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Тема занятия
Обследование коммуникативных навыков
Обследование звукопроизносительной стороны речи
Обследование навыков чтения и письма
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики,
разучивание упражнений пальчиковой гимнастики
Закрепление умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Формирование навыков имитации тонких движений
Закрепление умения смотреть в глаза, когда просят «Посмотри
на меня»
Развитие умения выполнять вербальную инструкцию
Развитие умения называть предметы
Закрепление умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Закрепление умения просить желаемый предмет словами
Формирование навыков имитации движений губ и языка
Развитие умения самостоятельно фиксировать взгляд на дающем
инструкцию педагоге
Развитие умения узнавать действия на картинках
Закрепление умения называть знакомых людей по имени
Развитие умения узнавать заданные предметы в окружении
Развитие умения приветствовать при встрече и прощаться при
уходе
Развитие умения показывать на картинки в книжке
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики
(«Рыбалка»)
Развитие умения определять предметы по их функции
Развитие умения отвечать на социальные вопросы
Формирование понимания принадлежности
вещей
Развитие умения называть действия на картинках
Формирование умения узнавать звуки из окружения
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики (с
использованием прищепок разных цветов)
Развитие умения говорить, что делают другие и сам
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики (с
использованием геометрического конструктора)
Развитие умения называть функции предметов
10

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

Развитие пространственного праксиса (ориентировка на листе
бумаги)
Развитие умения называть принадлежность предмета (чья, чье,
чей)
Закрепление умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Формирование навыков имитации тонких движений
Закрепление умения смотреть в глаза, когда просят «Посмотри
на меня»
Развитие умения выполнять вербальную инструкцию
Развитие умения называть предметы
Закрепление умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Закрепление умения просить желаемый предмет словами
Формирование навыков имитации движений губ и языка
Развитие умения самостоятельно фиксировать взгляд на дающем
инструкцию педагоге
Развитие умения узнавать действия на картинках
Закрепление умения называть знакомых людей по имени
Развитие умения узнавать заданные предметы в окружении
Развитие умения приветствовать при встрече и прощаться при
уходе
Развитие умения показывать на картинки в книжке
Развитие умения определять предметы по их функции
Развитие умения отвечать на социальные вопросы
Формирование понимания принадлежности вещей
Развитие умения называть действия на картинках
Формирование умения узнавать звуки из окружения
Развитие умения говорить, что делают другие и сам
Развитие умения называть функции предметов
Развитие умения называть принадлежность предмета (чья, чье,
чей)
Закрепление умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Закрепление умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Развитие умения выполнять вербальную инструкцию
Развитие умения называть предметы
Закрепление умения называть знакомых людей по имени
Развитие умения приветствовать при встрече и прощаться при
уходе
Развитие умения отвечать на социальные вопросы
Формирование предпосылок коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Овощи»
Расширение словаря по теме «Дом»
Формирование предпосылок коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Фрукты»
11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63
64
65
66
67
68

Расширение словаря по теме «Школа»
Формирование предпосылок коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Одежда»
Расширение словаря по теме «Город»
Формирование предпосылок коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Мебель»
Расширение словаря по теме «Магазин»
Обследование коммуникативной деятельности по итогам
учебного года

1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся первого класса
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема занятия
Обследование коммуникативных навыков
Обследование звукопроизносительной стороны речи
Обследование навыков чтения и письма
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики,
разучивание упражнений пальчиковой гимнастики
Развитие умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза не менее 5 сек.
Формирование навыков имитации крупных движений стоя
Развитие умения выполнять вербальную инструкцию
Формирование умения смотреть в глаза, когда называют по
имени во время совместной деятельности
Развитие умения называть помещения
Формирование умения в ответ на обращение по имени с
некоторого расстояния смотреть в глаза
Формирование умения называть предметы по их функции
Формирование навыков имитации фразы из 2-3 слов
Формирование умения спрашивать «Что?», когда называют по
имени
Развитие умения называть основные места, в которых бывает
Развитие умения звать значимого взрослого с расстояния
Развитие умения находить спрятанные предметы
Развитие умения отвечать на общие социальные вопросы
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики
Развитие умения вставать в круг
Развитие умения отвечать на вопросы «Что это?» и «Где?»
Формирование навыков имитации простых конструкций из
геометрических форм
Развитие умения выполнять двухзвенную инструкцию
Развитие умения называть и показывать части тела и их функции
Развитие навыков узнавания, выделения и называния
характерных признаков объектов и явлений
Развитие умения отвечать, что делал в недавнем прошлом
12

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
27
28

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Формирование навыков копирования простого рисунка
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики
Развитие навыков узнавания и называния членов
педагогического коллектива, администрации и персонала
учебного заведения
Развитие умения называть функции частей тела
Развитие умения отвечать на вопрос «Когда?»
Закрепление умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза
Формирование умения играть понарошку
Развитие пространственного праксиса (ориентировка на листе
бумаги)
Формирование умения использовать простые предложения типа
«Это...», «Я вижу...», «У меня есть...»
Развитие умения сортировать предметы и их изображения по
категориям
Изучение местоимений
Развитие умения отвечать на вопрос «Где?» (предмет или
картинка)
Формирование умения отвечать на вопрос о предметах или
действиях ДА или НЕТ
Формирование умения отвечать «У меня есть...», «Я вижу...»
Формирование навыков имитации крупных движений стоя
Развитие умения выполнять вербальную инструкцию
Развитие умения называть помещения
Формирование умения спрашивать «Что?», когда называют по
имени
Формирование умения называть предметы по их функции
Формирование навыков имитации фразы из 2-3 слов
Развитие умения называть основные места, в которых бывает
Развитие умения звать значимого взрослого с расстояния
Развитие умения отвечать на общие социальные вопросы
Развитие умения находить спрятанные предметы
Развитие умения отвечать на вопросы «Что это?» и «Где?»
Формирование навыков имитации простых конструкций из
геометрических форм
Развитие умения называть и показывать части тела и их функции
Развитие навыков узнавания, выделения и называния
характерных признаков объектов и явлений
Развитие умения отвечать, что делал в недавнем прошлом
Формирование умения использовать простые предложения типа
«Это...», «Я вижу...», «У меня есть...»
Развитие умения отвечать на вопрос «Когда?»
Развитие навыков узнавания и называния членов
педагогического коллектива, администрации и персонала
учебного заведения
13

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Формирование умения отвечать на вопрос о предметах или
действиях ДА или НЕТ
Формирование умения отвечать «У меня есть...», «Я вижу...»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Тело человека»
Расширение словаря по теме «Транспорт»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Рыбы»
Расширение словаря по теме «Больница»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Птицы»
Расширение словаря по теме «Продукты питания»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Растения»
Расширение словаря по теме «Посуда»
Обследование коммуникативной деятельности по итогам
учебного года

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся второго класса
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема занятия
Обследование коммуникативных навыков
Обследование звукопроизносительной стороны речи
Обследование навыков чтения и письма
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики,
разучивание упражнений пальчиковой гимнастики
Развитие умения в ответ на обращение по имени смотреть в
глаза не менее 7 сек.
Закрепление навыков имитации крупных движений стоя
Развитие умения выполнять вербальную инструкцию
Формирование умения смотреть в глаза, когда называют по
имени во время совместной деятельности
Закрепление умения называть помещения
Закрепление умения в ответ на обращение по имени с
некоторого расстояния смотреть в глаза
Формирование умения называть предметы по их функции
Формирование навыков имитации фразы из 3-4 слов
Закрепление умения спрашивать «Что?», когда называют по
имени
Развитие умения называть основные места, в которых бывает
Развитие умения звать значимого взрослого с расстояния
Закрепление умения находить спрятанные предметы
Закрепление умения отвечать на общие социальные вопросы
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики
14

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Формирование имитационной последовательности действий с
предметами
Развитие умения отвечать «Я не знаю», когда просят назвать
незнакомый предмет
Закрепление навыков имитации простых конструкций из
геометрических форм
Развитие умения выполнять трехзвенную инструкцию
Развитие умения определять и называть пол
Закрепление навыков узнавания, выделения и называния
характерных признаков объектов и явлений
Закрепление умения отвечать, что делал в недавнем прошлом
Формирование навыков имитации действий, которые
сопровождаются звуками
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики
Закрепление навыков узнавания и называния членов
педагогического коллектива, администрации и персонала
учебного заведения
Развитие умения называть категории предметов (изображений)
Выполнение упражнений на изучение предлогов
Формирование умения описать картинку предложениями
Закрепление умения играть понарошку
Развитие пространственного праксиса (ориентировка на листе
бумаги)
Формирование умения называть, чем занимаются сотрудники
школы (или одноклассники)
Закрепление умения сортировать предметы и их изображения по
категориям
Выполнение упражнений на изучение местоимений
Закрепление умения отвечать на вопрос «Где?» (предмет или
картинка)
Закрепление умения отвечать на вопрос о предметах или
действиях ДА или НЕТ
Закрепление умения отвечать «У меня есть...», «Я вижу...»
Формирование навыков имитации крупных динамических
движений
Закрепление умения выполнять вербальную инструкцию
Развитие умения называть функции разных помещений
(кабинетов, комнат, отделов, залов, площадок и т.д.)
Закрепление умения спрашивать «Что?», когда называют по
имени
Формирование умения описать предметы, используя их качества
Формирование навыков имитации фразы из 3-4 слов
Закрепление умения называть основные места, в которых бывает
Закрепление умения звать значимого взрослого с расстояния
Закрепление умения отвечать на общие социальные вопросы
Закрепление умения находить спрятанные предметы
Формирование умения оставлять сообщение
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51
52
53
54
55
56
57

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Формирование навыков имитации усложненных конструкций из
геометрических форм
Развитие умения описывать последовательность картинок
Развитие умения называть функции разных помещений
(кабинетов, комнат, отделов, залов, площадок и т.д.)
Закрепление умения отвечать, что делал в недавнем прошлом
Закрепление умения использовать простые предложения типа
«Это...», «Я вижу...», «У меня есть...»
Формирование умения предлагать помощь
Закрепление навыков узнавания и называния членов
педагогического коллектива, администрации и персонала
учебного заведения
Закрепление умения отвечать на вопрос о предметах или
действиях ДА или НЕТ
Закрепление умения отвечать «У меня есть...», «Я вижу...»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Домашние животные»
Расширение словаря по теме «Библиотека»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Дикие животные»
Расширение словаря по теме «Парк»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Зоопарк»
Расширение словаря по теме «Цирк»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Музей»
Расширение словаря по теме «Ресторан»
Обследование коммуникативной деятельности по итогам
учебного года

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся третьего класса
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Обследование коммуникативных навыков,
звукопроизносительной стороны речи
Обследование навыков чтения и письма
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики,
разучивание упражнений пальчиковой гимнастики
Развитие умения во время разговора смотреть в глаза
Формирование навыка имитации вербального ответа
Закрепление умения выполнять трехзвенную инструкцию
Формирование умения находить сходства и различия между
предметами
Закрепление умения смотреть в глаза, когда называют по имени
во время совместной деятельности
16

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Формирование умения отвечать «Я не знаю» на незнакомые
вопросы
Развитие умения отвечать на вопрос «Почему?»
Закрепление умения называть предметы по их функции
Закрепление навыков имитации фразы из 3-4 слов
Формирование умения называть категорию, к которой относится
предмет (изображение)
Закрепление умения называть основные места, в которых бывает
Закрепление умения звать значимого взрослого с расстояния
Формирование умения определять предметы в категориях
«один» и «много»
Закрепление умения отвечать на общие социальные вопросы
Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики
Развитие имитационной последовательности действий с
предметами
Закрепление умения отвечать «Я не знаю», когда просят назвать
незнакомый предмет
Формирование умения называть предметы внутри категории
Закрепление умения выполнять трехзвенную инструкцию
Закрепление умения определять и называть пол
Формирование предпосылок умения логически закончить
предложение
Формирование умения называть прошедшие события
Закрепление навыков имитации действий, которые
сопровождаются звуками
Развитие пространственного праксиса (ориентировка на листе
бумаги)
Формирование навыков имитации действий в игре или
совместной деятельности с педагогом
Закрепление умения называть категории предметов
(изображений)
Выполнение упражнений на изучение предлогов
Закрепление умения описать картинку предложениями
Формирование умения отвечать ДА и НЕТ, когда это касается
фактов
Закрепление умения называть, чем занимаются сотрудники
школы (или одноклассники)
Выполнение упражнений на изучение местоимений
Формирование умения определять лишний предмет в категории
Развитие умения говорить на определенную тему
Формирование умения отвечать на вопросы «Где?» и «Когда?»
из простой истории
Формирование навыков понимания, чем закончится событие,
действие
Развитие умения использовать сложные местоимения
Закрепление навыков имитации крупных динамических
движений
17

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Формирование навыков исключения предмета на основании
принадлежности или категории
Закрепление умения называть функции разных помещений
(кабинетов, комнат, отделов, залов, площадок и т.д.)
Формирование умения использовать глаголы в правильном
времени
Закрепление умения описать предметы, используя их качества
Формирование умения находить предметы, когда подсказывают,
в каком направлении и где искать
Формирование умения отвечать на сложные вопросы общего
характера
Формирование умения определять основную тему истории или
разговора
Развитие умения оставлять сообщение
Закрепление навыков имитации усложненных конструкций из
геометрических форм
Закрепление умения описывать последовательность картинок
Закрепление умения называть функции разных помещений
(кабинетов, комнат, отделов, залов, площадок и т.д.)
Закрепление умения отвечать на общие социальные вопросы
Формирование умения описывать сходства и различия
предметов
Закрепление умения отвечать, что делал в недавнем прошлом
Формирование умения отвечать на вопрос «Какой?»
Развитие умения предлагать помощь
Развитие умения использовать сложные местоимения
Формирование умения задавать вопросы «Где?» и «Когда?»,
когда дают информацию
Развитие умения оставлять сообщение
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Мой класс»
Расширение словаря по теме «Насекомые»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Режим дня»
Расширение словаря по теме «Времена года»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Вокзал»
Расширение словаря по теме «Пляж»
Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Аэропорт»
Расширение словаря по теме «Профессии»
Обследование коммуникативной деятельности по итогам
учебного года

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся четвертого класса
18

№
п\п
1

Тема занятия
Обследование коммуникативных навыков,
звукопроизносительной стороны речи, навыков чтения и письма

Кол-во
часов
1

Упражнение «Кто умеет улыбаться?»

2

Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики,
разучивание упражнений пальчиковой гимнастики

1

Упражнение «Мимическая гимнастика»

3

Закрепление умения во время разговора смотреть в глаза

1

Упражнение «Зеркало». «Обезьянка». «Лица»

4

Формирование навыков имитации сложных
последовательностей действий

1

Классификация чувств

5

Формирование умения пересказать историю

1

Классификация жестов (приветствие и прощание)

6

Формирование умения ждать своей очереди

1

Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ)

7

Закрепление умения находить сходства и различия между
предметами

1

Упражнение «Это я! Это моё!»

8

Формирование умения соотносить написанные слова с
предметами и предметы с написанными словами

1

Упражнение «Заколдованный ребёнок»

9

Закрепление умения отвечать «Я не знаю» на незнакомые
вопросы

1

Упражнение «Вот он какой!»

10

Закрепление умения отвечать на вопрос «Почему?»

1

Рассматривание поз на картинках (1-3 картинки)

11

Формирование умения отвечать на вопрос «Что, если …»

1

Рассматривание поз на картинках (4-6 картинок)

12

Формирование умения описать предметы вне поля зрения,
указывая их качества

1

Использование поз с опорой на картинки

13

Закрепление умения называть категорию, к которой относится
предмет (изображение)

1

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?»

14

Формирование умения отзываться, когда позовут

1

Классификация чувств

15

Развитие умения выполнять сложную инструкцию, которую
дают на расстоянии

1

Азбука настроений

16

Закрепление умения определять предметы в категориях «один» и
«много»

1

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

17

Развитие умения читать односложные, двусложные,
трехсложные слова

1

Упражнение «Тише!»

18

Развитие конструктивного праксиса и мелкой моторики
Упражнение «Отдай!»
19

1

19

Формирование умения называть человека (вещь или место),
которые описываются

1

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?»

20

Формирование умения рассказать свою историю

1

Упражнение «Части тела»

21

Закрепление умения называть предметы внутри категории

1

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

22

Формирование умения поднять руку, чтобы ответить на вопрос

1

«Тренируем мимику»

23

Формирование умения назвать звук, соответствующий букве

1

Этюд на выражение радости и страха

24

Развитие умения логически закончить предложение

1

Упражнение «До свидания!»

25

Закрепление умения называть прошедшие события

1

Упражнение «Я не знаю!»

26

Формирование умения отвечать на вопросы «Где?» и «Когда?»
по теме

1

Классификация жестов (указательный)

27

Развитие пространственного праксиса (ориентировка на листе
бумаги)

1

Классификация жестов (подзывание к себе с помощью пальца)

28

Закрепление навыков имитации действий в игре или совместной
деятельности с педагогом

1

Рассматривание поз на картинках

29

Формирование умения назвать слова, начинающиеся с заданной
буквы

1

Использование поз с опорой на картинки

30

Формирование умения слушать рассказ и задавать вопросы

1

Использование поз с опорой на картинки

31

Формирование умения обратиться с просьбой пояснить, когда не
понимает или смущен/а

1

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

32

Формирование умения описать, что необычного на картинке

1

Упражнение «Запомни движения»

33

Формирование понимания, когда задать вопрос, а когда ответить

1

«Тренируем мимику»

34

Формирование умения назвать первую и последнюю согласную
в слове

1

Этюд на выражение удивления и огорчения

35

Формирование умения задавать вопросы и пересказывать
информацию

1

Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессию)

36

Закрепление умения говорить на определенную тему

1

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

37

Закрепление умения отвечать на вопросы «Где?» и «Когда?» из
простой истории

1

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

38

Закрепление навыков понимания, чем закончится событие,
действие
20

1

«Тренируем мимику»

39

Закрепление умения использовать сложные местоимения

1

Этюд на выражение удивления и огорчения

40

Формирование умения слушать и задавать вопросы во время
общения

1

Упражнение «Запомни свою позу»

41

Закрепление навыков исключения предмета на основании
принадлежности или категории

1

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

42

Формирование умения объяснить смысл простых слов

1

Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание

43

Закрепление умения использовать глаголы в правильном
времени

1

Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание

44

Формирование умения давать разъяснения

1

Изображение животных

45

Закрепление умения находить предметы, когда подсказывают, в
каком направлении и где искать

1

Формулы приветствия

46

Закрепление умения отвечать на сложные вопросы общего
характера

1

Формулы приветствия

47

Развитие умения определять основную тему истории или
разговора

1

Формулы знакомства

48

Закрепление умения оставлять сообщение

1

Формулы знакомства

49

Формирование умения подбирать простые синонимы

1

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

50

Формирование умения описывать, как что-то делать

1

Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание

51

Формирование умения писать по памяти простые слова

1

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

52

Закрепление умения ждать своей очереди

1

Формулы прощания

53

Закрепление умения описывать сходства и различия предметов

1

Формулы прощания

54

Закрепление умения отзываться, когда позовут

1

Формулы извинения

55

Закрепление умения отвечать на вопрос «Какой?»

1

Формулы извинения

56

Закрепление умения предлагать помощь

1

Изображение, как «шепчутся листья», как «бушует море»

57

Развитие умения рассказать свою историю

1

Упражнение «Узнай по интонации»

58

Закрепление умения задавать вопросы «Где?» и «Когда?», когда
дают информацию

1

Упражнение «Скажи интонацией»

59

Закрепление умения оставлять сообщение
21

1

Формулы просьбы

60

Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Семья»

1

Прогнозирование ситуаций

61

Расширение словаря по теме «Бытовая техника»

1

Разыгрывание ситуаций (доброта, вежливость)

62

Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Инструменты»

1

Упражнение «Ты гулял во дворе»

63

Расширение словаря по теме «Обувь»

1

Упражнение «Ты потерял свою вещь (игрушку)»

64

Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Головные уборы»

1

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»

65

Расширение словаря по теме «Ягоды»

1

Упражнение «Как отметить праздник в семье»

66

Формирование навыков коммуникации на лексическом и
картинном материале по теме «Грибы»

1

Упражнение «Как отметить праздник в семье»

67

Расширение словаря по теме «Космос»

1

Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение»

68

Обследование коммуникативной деятельности по итогам
учебного года

22

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».