Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра Рабочая программа коррекционного курса «МУЗЫКАЛЬНО–РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ» 1 (дополнительные), 1 - 4 класс Планируемые результаты изучения курса Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты рабочей программы по музыкально – ритмическому развитию включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Предметные результаты освоения коррекционного курса «Музыкально – ритмические занятия» (1д класс) Достаточный уровень: различать вступление, окончание песни участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя участвовать в музыкальных коммуникативных играх участвовать в общешкольных утренниках Минимальный уровень: включаться в работу на занятиях к выполнению заданий. не мешать, при выполнении различных заданий, одноклассникам. проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности. Предметные результаты освоения коррекционного курса «Музыкально – ритмические занятия» (1 класс) Достаточный уровень: различать разнообразную по характеру и звучанию музыку самостоятельно выполнять общеразвивающие движения под музыку по словесной инструкции учителя участвовать в музыкальных коммуникативных играх участвовать в общешкольных утренниках Минимальный уровень: различать вступление, окончание песни участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя Личностные результаты освоения коррекционного курса «Музыкально – ритмические занятия» (1дополнительный класс) Сформированность универсальных учебных действий у детей с РАС на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Как вариант, некоторые итоги можно подвести в 1 дополнительном классе: 1) развитие элементарных представлений об окружающем мире; 2) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками 3) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; Личностные результаты освоения коррекционного курса «Музыкально – коррекционные занятия» (1 класс) 1) формирование образа себя, осознание себя как ученика 2) развитие элементарных представлений об окружающем мире; 3) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 4) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками 5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; Предметные результаты освоения коррекционного курса «Музыкально – ритмические занятия» (2 класс) Достаточный уровень различать разнообразную по характеру и звучанию музыку самостоятельно выполнять общеразвивающие движения под музыку по инструкции учителя участвовать в музыкальных коммуникативных играх участвовать в общешкольных утренниках Минимальный уровень: различать вступление, окончание песни участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя Личностные результаты освоения коррекционного курса «Музыкально – ритмические занятия» (2 класс) формирование образа себя, осознание себя как ученика развитие элементарных представлений об окружающем мире; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия. Предметные результаты освоения курса коррекционного курса «Музыкально – ритмические занятия» (3-4классы) Достаточный уровень: • правильно стоять при исполнении • правильно держать инструменты шумового оркестра • легко запоминать и пропевать петь короткие мелодии с текстом • исполнять знакомые песни с соблюдением динамических оттенков • уметь показать основные ритмо – пластические движения • ориентироваться в кругу и за кругом. также в колонне и в шеренге • самостоятельно выполнять общеразвивающие движения под музыку по словесной инструкции учителя Минимальный уровень: • знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки • различать вступление, окончание песни • участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами • выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя • участвовать в школьных утренниках Личностные результаты освоения курса коррекционного курса «Музыкально – коррекционные занятия» (3-4 классы) формирование образа себя, осознание себя как ученика развитие элементарных представлений об окружающем мире; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия Основное содержание коррекционного курса (1 дополнительный класс ) № Раздел Краткое содержание курса 1 Формирование предпосылок к общению со сверстниками: Музыкальноодин ребёнок стучит, другие слушают; ребёнок – солист в коррекционные музыкально – ритмических упражнениях и музыкально – игры коррекционных играх. Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан. Формирование навыка игры на музыкальных инструментах ровными долями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны. Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые трещётки, рубель. Формирование навыка организованно строиться перед началом упражнения. Формирование навыка построения в круг. Формирование навыка сохранять правильную дистанцию в кругу. Движения в кругу: -Хоровод: спокойная ходьба, держась за руки -Выставление ноги на пятку, на носок -Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу -Лёгкий бег по кругу, не держась за руки Формирование навыка ориентировки в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга Выполнение упражнений на координацию движений Выполнение упражнений на расслабление мышц См. календарно – тематическое планирование 2. Драматизации № 1 Раздел Музыкально – коррекционные игры Основное содержание курса ( 1 класс ) Краткоесодержаниекурса Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию музыки: « стук дождя» (барабаны), шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник). Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают. Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан. Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой сильной долей. иФормирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны. Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны (в т.ч. «дрова»), металлофоны, круговые трещётки, рубель Правильное исходное положение Построение и перестроение Закрепление навыка построения в круг Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга. Движения в кругу: -Хоровод держась за руки под спокойную музыку -Быстрый шаг по кругу со сменой направления -Выставление ноги на пятку, на носок -Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу -Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки 2. Драматизации Выполнять ритмические движения в соответствии с различным характером музыки Участвовать в музыкальных играх с предметами Выполнять логоритмические и ритмопластические упражнениях по показу учителя Выполнять несложную роль в музыкальных играх Знакомство с танцевальными движениями Разучивание детских танцев См. календарно – тематическое планирование № 1 Раздел Музыкально – коррекционные игры 2. Драматизации Основное содержание курса ( 2 класс ) Краткоесодержаниекурса Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию музыки: «стук дождя» (барабаны), шорох листьев» (тамбурины), «звон капели» (треугольник). Формирование у детей навыка к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают. Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, треугольник, барабан. Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой сильной долей. Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны. Формирование навыка игры «глиссандо»: ксилофоны, металлофоны, круговые трещётки, рубель. Правильное исходное положение Построение и перестроение Закрепление навыка построения в круг Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга Движения в кругу: -Хоровод держась за руки под спокойную музыку -Быстрый шаг по кругу со сменой направления -Выставление ноги на пятку, на носок -Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу -Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки Выполнять ритмические движения в соответствии с различным характером музыки Участвовать в музыкальных играх с предметами Выполнять логоритмические и ритмопластические упражнениях по показу учителя Выполнять несложную роль в музыкальных играх Знакомство с танцевальными движениями Разучивание детских танцев См. календарно – тематическое планирование Раздел Музыкально – коррекционные игры Основное содержание курса ( 3 класс ) Краткое содержание курса игровые музыкально – двигательные упражнения «Тише, тише, мама спит»: ходьба И. Козловский «Контрданс» марш «Бодрый марш» музыка С. Шварца игра на № 1 2 Драматизации 3 Тематические занятия № 1 Раздел Музыкально – коррекционные игры 2 Драматизации 3 Тематические занятия инструментах шумового оркестра: «Детские игровые песенки» в обработке Н. Украинцевой игра на развитие коммуникативных навыков «В хороводе были мы» игровые музыкально – двигательные упражнения: выставление ноги на носок, вбок, приставить «Ножка» бразильский танец игра на концентрацию внимания «третий лишний» игра на определение силы звука «Кошки – мышки» игра на умение различать характер мелодии «Три поросёнка»: каждому персонажу своя тема –марш. Пляска. Хоровод разучивание танца «Полька» хорватская нар. Мелодия игра на инструментах шумового оркестра «Тирольский вальс» музыка Ф. Пуленка Уроки – репетиции к общешкольному празднику «День учителя» Уроки- репетиции к общешкольному празднику «Новый год» Уроки – репетиции к празднику «8 Марта» Уроки - репетиции к общешкольному утреннику «Выпускной» «Весёлые дудочки» Цель: упражнять детей в различении двух ритмических рисунков Обобщающий урок по теме «Музыка весны» Основное содержание курса ( 4 класс ) Краткоесодержаниекурса игровые музыкально – двигательные упражнения: ходьба -марш «Маршируем по-разному» «Метели» игра на инструментах шумового оркестра: «Детские игровые песенки» в обработке Н. Украинцевой игра на развитие коммуникативных навыков «Покружились-поклонились» игровые музыкально – двигательные упражнения: выставление ноги на носок, вбок, приставить «Ножка» бразильский танец игра на концентрацию внимания «третий лишний» игра на определение силы звука «Кошки – мышки» игра на умение различать характер мелодии «Три поросёнка»: каждому персонажу своя тема –марш. Пляска. Хоровод разучивание танца «Полька» хорватская нар. Мелодия игра на инструментах шумового оркестра «Тирольский вальс» музыка Ф. Пуленка Уроки – репетиции к общешкольному празднику «День учителя» Уроки- репетиции к общешкольному празднику «Новый год» Уроки – репетиции к празднику «8 Марта» Уроки - репетиции к общешкольному утреннику «Выпускной» «Весёлые дудочки» Цель: упражнять детей в различении двух ритмических рисунков Обобщающий урок по теме «Музыка весны» 6. Тематическое планирование ( 1 дополнительный класс ) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13-15 16 17 18-19 20-22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32-33 Тема урока Построение в шеренгу. Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под треугольник Формирование навыка организованно строиться перед началом упражнения Формирование навыка построения в круг Формирование навыка сохранять правильную дистанцию в кругу Хоровод: спокойная ходьба, держась за руки Лёгкий бег по кругу, не держась за руки Прыжки в кругу Выставление ноги на пятку, на носок Хлопки в ладоши, полуприседания Формирование навыка ориентировки в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга Разучивание движения хоровода Пальчиковые игры по показу Пальчиковые игры по показу и самостоятельно Разучивание пальчиковых игр с музыкальным сопровождением Выполнение общеразвивающих движений по показу или с помощью учитель Выполнение упражнений на координацию движений Выполнение упражнений на расслабление мышц Отстукивание ровных метрических долей в быстром и медленном темпе Отстукивание ровных метрических долей в быстром и медленном темпе тихо и громко Отстукивание с акцентом на первой доле знакомую мелодию Закрепление навыка построения в круг Закрепление навыка сохранять правильную дистанцию в кругу Соблюдение дистанции в ходьбе и беге по кругу Закрепление навыка ориентировки в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга Закрепление навыка элементарных танцевальных движений Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 Тематическое планирование ( 1 класс) № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема урока Построение и перестроение Закрепление навыка построения в круг Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга Правильное исходное положение Хоровод держась за руки под спокойную музыку Быстрый шаг по кругу со сменой направления Выставление ноги на пятку, на носок Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13-14 15 16-17 18 19-20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31-33 инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под бубен Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш под треугольник Формирование у детей предпосылок к общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают. Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки Игры в кругу Разучивание движений новогоднего хоровода Разучивание движений новогоднего хоровода Выполнение ритмических движений в соответствии с различным характером музыки Игры в парах Элементарные танцевальные движения Хлопки в ладоши с полуприседанием Прыжки в кругу Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный размер с первой сильной долей Формирование навыка игры сильной доли в такте: четырёхдольный размер с первой сильной долей Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки Формирование навыка игры ровными длительностями: клавесы Формирование навыка игры ровными длительностями: металлофоны Выполнение общеразвивающих движений по показу или с помощью учителя Музыкальные игры с предметами Знакомство с танцевальными движениями Разучивание детских танцев 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Тематическое планирование ( 2 класс ) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13-15 16-17 18 19-20 Тема урока Построение и перестроение Закрепление навыка построения в круг Ориентировка в направлении движений Правильное исходное положение Хоровод под спокойную музыку Быстрый шаг по кругу со сменой направления Выставление ноги на пятку, на носок Ходьба, бег, марш под бубен Ходьба, бег, марш под треугольник Формирование у детей навыка общению со сверстниками: один ребёнок стучит, другие слушают Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки Игры в кругу Разучивание движений новогоднего хоровода Выполнение ритмических движений в соответствии с различным характером музыки Игры в парах Элементарные танцевальные движения Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 1 2 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31-32 33 34 Хлопки в ладоши с полуприседанием Прыжки в кругу Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный размер с первой сильной долей Формирование навыка игры сильной доли в такте: четырёхдольный размер с первой сильной долей Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки Формирование навыка игры ровными длительностями: клавесы Формирование навыка игры ровными длительностями: металлофоны Выполнение общеразвивающих движений по показу или с помощью учителя Музыкальные игры с предметами Знакомство с танцевальными движениями Разучивание детских танцев Повторение изученных танцевальных движений Повторение детских танцев 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Тематическое планирование ( 3класс ) № Тема урока 1 2 Упражнение «Слушай сигнал» Танец с осенними листьями. Исполнение элементов танца по программе 2 класса. Ходьба и бег в соответствии с метрической пульсацией Шаг с притопом. Танец с платочком Упражнения для пальцев кистей рук Шаг польки Общеразвивающие упражнения для шеи и плечевого пояса Игры со сменой движений в соответствии со сменой частей Сюжетный урок «Осенние посиделки». Высокий и тихий шаг. Лёгкий бег с переходом на ходьбу. Повороты направо, налево. Наклоны туловища с поворотами. Упражнения с мячами Ходьба. Лёгкий бег. Изменение характер движения в связи с изменениями музыки. Прыжки с поворотом, зигзагом. Импровизация – «Как у бабушки козёл». Ходьба и бег в колонне по одному. парами с соблюдением дистанции. Упражнение на координацию движения. Игра – «Раз и два» Сюжетный урок «Лыжная прогулка». Ходьба, вперёд, в сторону. Бег в парах с палкой. Ритмико-гимнастические упражнения с мячами «Не урони мяч». Упражнения с движениями ног, рук, туловища (комплекс утренней гимнастики). Ритмико-гимнастические упражнения с мячами «Метко в цель!». Игра под музыку «Горелки». Высокий шаг. Пружинящий шаг. Русский танец с шалями. Упражнения с гимнастическими палками. Лёгкий бег с остановками 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 Прыжки. «Комар и муха». Сюжетный урок «Весенняя остановка». Ритмико-гимнастические упражнения с движениями ног и туловища. Хороводный шаг. Упражнения с большими мячами «Кто дальше не уронит?». Ритмико-гимнастические упражнения с малыми мячами Бег лёгкий и стремительный с переходом на шаг. Импровизация «Пахари и жнецы» Эстафета с включением прыжков Ритмические упражнения на фортепиано «Считалочка», «Андрейворобей», «Петушок». Стремительный бег. Танцевальные движения «Ах, улица широкая». 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 Тематическое планирование ( 4 класс ) № 1 2-3 4 5-6 7 8 9 10 11 12 13-14 15 16 17-18 19-20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30-31 32-33 34 Тема урока Музыкально-ритмические движения «Ходим – бегаем» Музыкально-ритмические движения «Ходьба и подскоки» Ритмические упражнения под музыку «Бубен, погремушка» Бег со сменой направления движения Ходьба со сменой темпа Ритмические упражнения под композицию «Паровоз» муз. А. Филиппенко. Ходьба и маршировка по кругу. Ходьба вперед и отступая назад. Разучивание танцевальныхдвижений по показу Движения на согласование движений с текстом «Снежинки» Движения под композицию «Покружились и поклонились» муз. В.Герчик. Покачивания с ноги на ногу. Ходьба по дорожке. Игра «Регулировщик движения». Чередование ходьбы и подскоков. Упражнение «Самолеты». Ходьба и маршировка с заданным направлением. Игра «Метели». Ходьба с изменением темпа. Игра «В лесу» Упражнения с флажками «Маршируем по разному». Ходьба со сменой темпа. Упражнение «Игра с водой». Ходьба в колонне по одному с движениями рук. Игра «Птицы». Ходьба с остановкой. Игра « Солнышко». Чередование ходьбы и подскоков. Упражнение «Самолеты». Бег со сменой направления движения. Игра «Гладим кошку». Ходьба приставным шагом, Ходьба боком по кругу. Ходьба вперед и отступая назад. Упражнения с платочком. Ходьба и маршировка с обхождением препятствий Чередование ходьбы и подскоков. Упражнение «Колка дров». Кол-во часов 1 2 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 7.Материально-техническое обеспечение: технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка); музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры), детские музыкальные инструменты: трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки; дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи.