РП_Развитие познавательной деятельности_1доп,1-4 класс, (вариант 8.3.)

Приложение
К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.3)

Рабочая программа
коррекционно-развивающего курса

«Развитие познавательной
деятельности»
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3)

(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВЫЕ, I-IV КЛАССЫ)

Планируемые результаты изучения коррекционно-развивающего курса.
Личностными результатамиизучения курса является формирование следующих
умений:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями;
- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам
решения новой задачи;
- адекватная оценка своей учебной деятельности;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- развивать мотивацию к обучению;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.
Познавательные БУД:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы и понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять простые закономерности;
- рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации,
систематизации;
- концентрировать, переключать внимание;
- развивать память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной
координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный
образ.
Коммуникативные БУД:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- владение элементарными навыками и ритуалами социального взаимодействия;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Предметные результаты:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы и явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- давать определения тем или иным понятиям.
Содержание коррекционного курса
2

«Развитие познавательной деятельности»
Содержание коррекционного курса представлено следующими обязательными
разделами:
Познавательная сфера
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие
ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) – наглядного
и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, воображения.
2. Активная позиция. Взаимодействие.
Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме
организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и
методов, обеспечивающих активность детей с РАС во время учебного процесса, является
средством развития познавательных способностей обучаемых: навыки участия в занятии,
обучение способности удерживать познавательную задачу (инструкцию, правило),
придерживаться зрительного плана деятельности, обучение способам выполнения задачи,
желания получить результат.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать
имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Познавательные
задачи подбираются в соответствии с индивидуальным уровнем развития познавательных
способностей.
Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из
отдельных действий, каждое из указанных действий можно разложить на отдельные
психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память,
воображение и т.д.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление.
Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит,
прежде всего, активизировать их мышление.
Сама же деятельность возможна, благодаря важным ее компонентам, поэтому
активизация деятельности ребенка, это обучение ставить цель; мотивирование на
организацию, продолжение, реализацию замысла; обучение способам действий и
познавательным умениям; создание условий для успешной деятельности ребенка
(предметно-развивающая среда); достижению результата.
Система работы психолога по активизации познавательной деятельности
неразрывно связана со способностью взаимодействовать с педагогом. Данная работа
должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного повышения
вовлеченности и параллельного взаимодействия ребенка со взрослым, совместного
внимания, проявления сотрудничества со взрослым и реализуется в упражнениях на
совместную деятельность и взаимодействие.
2. Познавательный интерес. Мотивация.
Кроме того, развивать познавательную деятельность учащихся - это значит
формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать
познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у
учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач.
Мотив познавательной деятельности детерминирован (обусловлен) потребностями
другой, не менее значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.У детей с
РАС процесс перехода от игровой деятельности к учебной может быть более длителен и
часто планирование деятельности нарушено из-за проблем с генерализацией. Задачей
педагога является помочь создавать и поддерживать компоненты деятельности,
стимулировать активность ребенка через создание развивающей структурированной среды.
Основная форма работы в данном разделе парная игра с педагогом, игра по правилу,
настольные игры ходилки. А закрепляется мотивация и познавательный интерес в
самостоятельной деятельности.
3

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный
интерес - направленность на материал (игровой, математический и т.д.), связанная с
положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Развитие
познавательного интереса происходит через игровую деятельность, с использованием
стимульного и наглядного материала и сопровождается эмоциональным подкреплением.
Отличительной особенностью данной программы является развитие познавательных
способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает
форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и
быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и
личностно-мотивационную сферу.
Данный раздел предполагает обучать детей с использованием приемов повышения
познавательного интереса:
- прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных
способов преподнесения материала (липучки, заламинированные листы, листы для работы
со стирающимся маркером, яркость и оригинальность пособий);
- прием значимостидля ребенка– отработка навыков на том материале, который
значим для ребенка, создает для него эмоциональную поддержку и дополнительную
мотивацию;
- прием визуализации – детям с РАС легче усваивать материал, осваивать новые
навыки и способы деятельности, если дать им необходимую зрительную поддержку,
структуру, план действий;
- прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных
объектов, гербариев, коллекций, бытовых предметов, реалистичных картинок и
иллюстраций. Данный прием компенсирует сложности детей с генерализацией.
В целях активизации познавательной деятельности применяются загадки, ребусы,
кроссворды; используются игровые моменты, в начале занятия.
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной
деятельности»
1 класс (дополнительный, первый год обучения)
2 часа в неделю, всего – 66 часов
№
п\п

Тема урока

Количество
часов

1.

Установление контакта с ребенком. Диагностика уровня
сформированности познавательных процессов.
Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации
и функций поведения.
Игры на установление эмоционального контакта. Понимание речи
учителя, выполнение простой инструкции, совместное внимание.
Понимание речи учителя, выполнение простой инструкции,
совместное внимание.
Развитие способности переключать внимание.
Развитие
зрительной памяти.

2

6.

Игры на имитацию.

2

7.

Формирование активной позиции: навыки участия в занятии,
следование зрительному расписанию.

2

2.
3.
4.
5.

4

2
2
2
2

Развитие ощущений, восприятия размера и формы
Развитие зрительной памяти и наблюдательности. Выполнение
цепочки действий по зрительному плану.
Повышение вовлеченности и параллельного взаимодействия.
Развитие познавательного интереса через игровую деятельность.
Развитие зрительного восприятия. Мыслительная операция анализ
и синтез. Игры на взаимодействие.
Развитие пространственных представлений: место предмета в
пространстве.

2
2

14.

Развитие устойчивости внимания.

2

15.

Обучение способности удерживать инструкцию. Развитие
мышления: классификация и группировка по одному признаку
(цвет, форма, размер).
Развитие познавательного интереса через использование приема
визуализации.

2

17.

Обучение приему запоминания группировка и классификация.

2

18.
19.

Развитие мотивации через прием эмоционального подкрепления.
Развитие переключения внимания: «Зачеркни все самолеты».
Развитие познавательного интереса через прием натурализации
Формирование навыков правильного и точного восприятия
предметов и явлений.

2
2

2
2

23.

Развитие зрительной памяти.
Временные представления. Упражнения на классификацию и
сортировку.
Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания:

24.

Игры на взаимодействие.

2

25.

Развитие совместного
наблюдательности.

26.

Игры на установление эмоционального контакта.

2

27.

Развитие познавательного интереса и мотивации через прием
значимости для ребенка.

2

28.

Развитие зрительной памяти и наблюдательности.

2

29.

Диагностика
уровня
сформированности
познавательных
процессов, мотивации, познавательного интереса.
Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и
внимания. Игры на взаимодействие, имитацию.
Развитие зрительного восприятия цвета и размера. Развитие
внимания.
Развитие пространственных представлений.

2

8.
9.
10
11.
12.
13.

16.

20.

21.
22.

30.
31.
32

внимания.

Развитие

5

восприятия

и

2
2
2
2

2

2

2

2

2
2
2

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной
деятельности»
1 класс (дополнительный, второй год обучения)
2 часа в неделю, всего – 66 часов
№
п\п

Тема урока

Количество
часов

Диагностика познавательных процессов.
Диагностика преобладающей мотивации, уровня познавательной
активности.
Развитие слухового восприятия: ориентирование по словесному
описанию.
Развитие объема внимания:
Развитие пространственных представлений.

2
2

Развитие зрительной памяти.

2

Классификация и обобщение: отнесение конкретного объекта к
заданной группе.
Развитие памяти. Способы запоминания классификация и
группировка.
Обучение приемам и методам, обеспечивающим активность
ребенка.
Повышение вовлеченности и параллельного взаимодействия со
взрослым через эмоциональные игры:
Классификация и обобщение: выделение из общего понятия
единичного.
Развитие
зрительной
памяти.
Парная
игра.
Развитие
пространственных представлений.
Развитие свойств внимания. Развитие объема внимания.

2

Разделение предметов по классам по назначению. Игры на
взаимодействие.
Развитие познавательного интереса через игровую деятельность.
Парная игра с педагогом. Узнавание предмета по его признаку.
Картинки и слова. Активизация слуховой и зрительной памяти.
Запоминание последовательности событий.
Игры на имитацию. Тренировка зрительной памяти.

2

Классификация и обобщение: распределение предметов по группам
на основе группового признака.
Обучение способам запоминания: ассоциации.

2

Развитие зрительной памяти: «Чего не хватает», «Что в мешке».
Выполнение цепочки действий по зрительному плану.

2

Упражнения на развитие устойчивости внимания: «Подбери
картинки к сюжету», «Штриховка».
Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной инструкции.

2

6

2
2
2

2
2
2
2
2
4

2
2
2

2

2

Тренировка внимания. Развитие мышления: закономерности и
логические.
Развитие мотивации через прием значимости для ребенка. Развитие
зрительной памяти. Игры на взаимодействие по правилу.

2

Развитие памяти на последовательность движений. Развитие
пространственных представлений (направления движения).
Тренировка зрительной памяти. Мыслительные операций: анализ и
синтез, классификация и обобщение.

2

Задания на развитие зрительной памяти.

2

Развитие пространственных представлений: положение тела в
пространстве.
Развитие зрительной и слуховой памяти. Игры на присоединение и
имитацию.
Диагностика
уровня
сформированности
познавательных
процессов, учебной мотивации.
Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и
внимания.
Последовательное развитие операций сравнения: выделение в
предметах различных свойств.

2

2

2

2
2
2
2

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной
деятельности»
1 класс
2 часа в неделю, всего – 66 часов
№
п\п

Тема урока
Диагностика познавательных процессов.
Диагностика преобладающей мотивации, уровня познавательной
активности.
Повышение вовлеченности и параллельного взаимодействия со
взрослым через эмоциональные игры.
Обучение приемам и методам, обеспечивающим активность
ребенка.
Развитие пространственных представлений: положение тела и
положение предмета в пространстве.
Развитие зрительной памяти.
Развитие свойств внимания.
Развитие слухового восприятия: ориентирование по словесному
описанию «Расположи предметы».
Классификация и обобщение: выделение из общего понятия
единичного; отнесение конкретного объекта к заданной группе.
Игры на взаимодействие. Развитие познавательного интереса
через прием эмоционального подкрепления.
Выполнение цепочки действий по зрительному плану. Развитие
познавательного интереса через игровую деятельность.
Развитие мышления: закономерности и логические цепочки.
7

Количество
часов
2
2
2
2
4
16
12
2
4
2
2
10

Обучение способам запоминания: мнемический план. Парная игра
с педагогом. Узнавание предмета по его признаку.
Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной инструкции.

2

Диагностика
уровня
сформированности
познавательных
процессов, учебной мотивации.
Классификация и обобщение: распределение предметов по
группам на основе группового признака.
Игры в паре. Действия по очереди. Домино, лото, мемори.

2

2

2
2

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной
деятельности»
2 класс
2 часа в неделю, всего – 68 часов
Тема урока

Количество
часов

Диагностика познавательных процессов.
Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и
функций поведения.
Развитие пространственных представлений.
Развитие временных представлений.
Классификация и обобщение.
Развитие свойств внимания.
Развитие познавательного интереса через игровую деятельность.
Развитие зрительной памяти и наблюдательности.
Развитие слухового восприятия.
Развитие зрительного восприятия
Выполнение заданий по зрительной и словесной инструкции. Игры
на присоединение и имитацию.
Диагностика уровня развития познавательных процессов.
Диагностика учебной мотивации, степени познавательной
активности.
Итого

3
3
12
3
15
9
3
6
3
3
3
3

66

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной
деятельности»
3 класс.
(2 часа в неделю, всего – 68 часов)
Тема урока

Количество часов

Диагностика познавательных процессов.
Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и
функций поведения.
Развитие памяти.
Развитие внимания.
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
Развитие наглядно-образного мышления.

4
4

8

18
16
8

Развитие пространственных представлений: положение тела в
пространстве. Последовательное развитие операций сравнения:
выделение в предметах различных свойств.
Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и
отличительных признаков.
Диагностика уровня развития познавательных процессов.
Диагностика учебной мотивации, степени познавательной активности.
Итого

6

6
4
4
68

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной
деятельности»
4 класс
(2 часа в неделю, всего – 68 часов)
Тема урока

Количество часов

Диагностика познавательных процессов.
4
Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации
2
и функций поведения.
Профилактика
школьной
дезадаптации,
развитии
6
коммуникативных способностей
Развитие произвольного внимания и поведения
4
Развитие памяти.
10
Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной
10
координации
Развитие двигательной сферы
4
Формирование пространственно-временных отношений
8
Развитие и коррекция эмоциональной сферы
6
Развитие творчески способностей, воображения
6
Развитие эмоционально-личностных качеств
8
Итого
68
Материально – техническое обеспечение коррекционного курса.
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей
требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая
среда:
- Упражнения и игр по развитию познавательной деятельности.
- Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы,
фотографии.
- Диагностические альбомы.
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей.
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.:
Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования).
- Манипулятивные предметы (дидактический материал).
- Магнитофон, компьютер.
- Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки
с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные
альбомы.
- Пазлы, вкладыши.
- Счетный материал (матрешки, грибочки)
- Д/и «Геометрик»
9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».