Приложение К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ВАРИАНТ 8.3) Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Развитие познавательной деятельности» обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЕРВЫЕ, I-IV КЛАССЫ) Планируемые результаты изучения коррекционно-развивающего курса. Личностными результатамиизучения курса является формирование следующих умений: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; - принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи; - адекватная оценка своей учебной деятельности; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Метапредметные результаты: Регулятивные БУД: - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - развивать мотивацию к обучению; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев. Познавательные БУД: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы и понятия; - обобщать и классифицировать понятия, явления, предметы; - определять последовательность событий; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять простые закономерности; - рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; - концентрировать, переключать внимание; - развивать память; - улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации; - уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ. Коммуникативные БУД: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - владение элементарными навыками и ритуалами социального взаимодействия; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Предметные результаты: описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы и явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - давать определения тем или иным понятиям. Содержание коррекционного курса 2 «Развитие познавательной деятельности» Содержание коррекционного курса представлено следующими обязательными разделами: Познавательная сфера В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) – наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, воображения. 2. Активная позиция. Взаимодействие. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих активность детей с РАС во время учебного процесса, является средством развития познавательных способностей обучаемых: навыки участия в занятии, обучение способности удерживать познавательную задачу (инструкцию, правило), придерживаться зрительного плана деятельности, обучение способам выполнения задачи, желания получить результат. Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Познавательные задачи подбираются в соответствии с индивидуальным уровнем развития познавательных способностей. Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д. Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Сама же деятельность возможна, благодаря важным ее компонентам, поэтому активизация деятельности ребенка, это обучение ставить цель; мотивирование на организацию, продолжение, реализацию замысла; обучение способам действий и познавательным умениям; создание условий для успешной деятельности ребенка (предметно-развивающая среда); достижению результата. Система работы психолога по активизации познавательной деятельности неразрывно связана со способностью взаимодействовать с педагогом. Данная работа должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного повышения вовлеченности и параллельного взаимодействия ребенка со взрослым, совместного внимания, проявления сотрудничества со взрослым и реализуется в упражнениях на совместную деятельность и взаимодействие. 2. Познавательный интерес. Мотивация. Кроме того, развивать познавательную деятельность учащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач. Мотив познавательной деятельности детерминирован (обусловлен) потребностями другой, не менее значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.У детей с РАС процесс перехода от игровой деятельности к учебной может быть более длителен и часто планирование деятельности нарушено из-за проблем с генерализацией. Задачей педагога является помочь создавать и поддерживать компоненты деятельности, стимулировать активность ребенка через создание развивающей структурированной среды. Основная форма работы в данном разделе парная игра с педагогом, игра по правилу, настольные игры ходилки. А закрепляется мотивация и познавательный интерес в самостоятельной деятельности. 3 Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Развитие познавательного интереса происходит через игровую деятельность, с использованием стимульного и наглядного материала и сопровождается эмоциональным подкреплением. Отличительной особенностью данной программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Данный раздел предполагает обучать детей с использованием приемов повышения познавательного интереса: - прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных способов преподнесения материала (липучки, заламинированные листы, листы для работы со стирающимся маркером, яркость и оригинальность пособий); - прием значимостидля ребенка– отработка навыков на том материале, который значим для ребенка, создает для него эмоциональную поддержку и дополнительную мотивацию; - прием визуализации – детям с РАС легче усваивать материал, осваивать новые навыки и способы деятельности, если дать им необходимую зрительную поддержку, структуру, план действий; - прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, бытовых предметов, реалистичных картинок и иллюстраций. Данный прием компенсирует сложности детей с генерализацией. В целях активизации познавательной деятельности применяются загадки, ребусы, кроссворды; используются игровые моменты, в начале занятия. Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 1 класс (дополнительный, первый год обучения) 2 часа в неделю, всего – 66 часов № п\п Тема урока Количество часов 1. Установление контакта с ребенком. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов. Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. Игры на установление эмоционального контакта. Понимание речи учителя, выполнение простой инструкции, совместное внимание. Понимание речи учителя, выполнение простой инструкции, совместное внимание. Развитие способности переключать внимание. Развитие зрительной памяти. 2 6. Игры на имитацию. 2 7. Формирование активной позиции: навыки участия в занятии, следование зрительному расписанию. 2 2. 3. 4. 5. 4 2 2 2 2 Развитие ощущений, восприятия размера и формы Развитие зрительной памяти и наблюдательности. Выполнение цепочки действий по зрительному плану. Повышение вовлеченности и параллельного взаимодействия. Развитие познавательного интереса через игровую деятельность. Развитие зрительного восприятия. Мыслительная операция анализ и синтез. Игры на взаимодействие. Развитие пространственных представлений: место предмета в пространстве. 2 2 14. Развитие устойчивости внимания. 2 15. Обучение способности удерживать инструкцию. Развитие мышления: классификация и группировка по одному признаку (цвет, форма, размер). Развитие познавательного интереса через использование приема визуализации. 2 17. Обучение приему запоминания группировка и классификация. 2 18. 19. Развитие мотивации через прием эмоционального подкрепления. Развитие переключения внимания: «Зачеркни все самолеты». Развитие познавательного интереса через прием натурализации Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. 2 2 2 2 23. Развитие зрительной памяти. Временные представления. Упражнения на классификацию и сортировку. Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания: 24. Игры на взаимодействие. 2 25. Развитие совместного наблюдательности. 26. Игры на установление эмоционального контакта. 2 27. Развитие познавательного интереса и мотивации через прием значимости для ребенка. 2 28. Развитие зрительной памяти и наблюдательности. 2 29. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов, мотивации, познавательного интереса. Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и внимания. Игры на взаимодействие, имитацию. Развитие зрительного восприятия цвета и размера. Развитие внимания. Развитие пространственных представлений. 2 8. 9. 10 11. 12. 13. 16. 20. 21. 22. 30. 31. 32 внимания. Развитие 5 восприятия и 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 1 класс (дополнительный, второй год обучения) 2 часа в неделю, всего – 66 часов № п\п Тема урока Количество часов Диагностика познавательных процессов. Диагностика преобладающей мотивации, уровня познавательной активности. Развитие слухового восприятия: ориентирование по словесному описанию. Развитие объема внимания: Развитие пространственных представлений. 2 2 Развитие зрительной памяти. 2 Классификация и обобщение: отнесение конкретного объекта к заданной группе. Развитие памяти. Способы запоминания классификация и группировка. Обучение приемам и методам, обеспечивающим активность ребенка. Повышение вовлеченности и параллельного взаимодействия со взрослым через эмоциональные игры: Классификация и обобщение: выделение из общего понятия единичного. Развитие зрительной памяти. Парная игра. Развитие пространственных представлений. Развитие свойств внимания. Развитие объема внимания. 2 Разделение предметов по классам по назначению. Игры на взаимодействие. Развитие познавательного интереса через игровую деятельность. Парная игра с педагогом. Узнавание предмета по его признаку. Картинки и слова. Активизация слуховой и зрительной памяти. Запоминание последовательности событий. Игры на имитацию. Тренировка зрительной памяти. 2 Классификация и обобщение: распределение предметов по группам на основе группового признака. Обучение способам запоминания: ассоциации. 2 Развитие зрительной памяти: «Чего не хватает», «Что в мешке». Выполнение цепочки действий по зрительному плану. 2 Упражнения на развитие устойчивости внимания: «Подбери картинки к сюжету», «Штриховка». Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной инструкции. 2 6 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 Тренировка внимания. Развитие мышления: закономерности и логические. Развитие мотивации через прием значимости для ребенка. Развитие зрительной памяти. Игры на взаимодействие по правилу. 2 Развитие памяти на последовательность движений. Развитие пространственных представлений (направления движения). Тренировка зрительной памяти. Мыслительные операций: анализ и синтез, классификация и обобщение. 2 Задания на развитие зрительной памяти. 2 Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Развитие зрительной и слуховой памяти. Игры на присоединение и имитацию. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов, учебной мотивации. Тренировочные игры и упражнения на развитие памяти и внимания. Последовательное развитие операций сравнения: выделение в предметах различных свойств. 2 2 2 2 2 2 2 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 1 класс 2 часа в неделю, всего – 66 часов № п\п Тема урока Диагностика познавательных процессов. Диагностика преобладающей мотивации, уровня познавательной активности. Повышение вовлеченности и параллельного взаимодействия со взрослым через эмоциональные игры. Обучение приемам и методам, обеспечивающим активность ребенка. Развитие пространственных представлений: положение тела и положение предмета в пространстве. Развитие зрительной памяти. Развитие свойств внимания. Развитие слухового восприятия: ориентирование по словесному описанию «Расположи предметы». Классификация и обобщение: выделение из общего понятия единичного; отнесение конкретного объекта к заданной группе. Игры на взаимодействие. Развитие познавательного интереса через прием эмоционального подкрепления. Выполнение цепочки действий по зрительному плану. Развитие познавательного интереса через игровую деятельность. Развитие мышления: закономерности и логические цепочки. 7 Количество часов 2 2 2 2 4 16 12 2 4 2 2 10 Обучение способам запоминания: мнемический план. Парная игра с педагогом. Узнавание предмета по его признаку. Игра по правилу. Выполнение заданий по словесной инструкции. 2 Диагностика уровня сформированности познавательных процессов, учебной мотивации. Классификация и обобщение: распределение предметов по группам на основе группового признака. Игры в паре. Действия по очереди. Домино, лото, мемори. 2 2 2 2 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 2 класс 2 часа в неделю, всего – 68 часов Тема урока Количество часов Диагностика познавательных процессов. Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. Развитие пространственных представлений. Развитие временных представлений. Классификация и обобщение. Развитие свойств внимания. Развитие познавательного интереса через игровую деятельность. Развитие зрительной памяти и наблюдательности. Развитие слухового восприятия. Развитие зрительного восприятия Выполнение заданий по зрительной и словесной инструкции. Игры на присоединение и имитацию. Диагностика уровня развития познавательных процессов. Диагностика учебной мотивации, степени познавательной активности. Итого 3 3 12 3 15 9 3 6 3 3 3 3 66 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 3 класс. (2 часа в неделю, всего – 68 часов) Тема урока Количество часов Диагностика познавательных процессов. Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения. Развитие памяти. Развитие внимания. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно-образного мышления. 4 4 8 18 16 8 Развитие пространственных представлений: положение тела в пространстве. Последовательное развитие операций сравнения: выделение в предметах различных свойств. Последовательное развитие операций сравнения: выделение общих и отличительных признаков. Диагностика уровня развития познавательных процессов. Диагностика учебной мотивации, степени познавательной активности. Итого 6 6 4 4 68 Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности» 4 класс (2 часа в неделю, всего – 68 часов) Тема урока Количество часов Диагностика познавательных процессов. 4 Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации 2 и функций поведения. Профилактика школьной дезадаптации, развитии 6 коммуникативных способностей Развитие произвольного внимания и поведения 4 Развитие памяти. 10 Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной 10 координации Развитие двигательной сферы 4 Формирование пространственно-временных отношений 8 Развитие и коррекция эмоциональной сферы 6 Развитие творчески способностей, воображения 6 Развитие эмоционально-личностных качеств 8 Итого 68 Материально – техническое обеспечение коррекционного курса. Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: - Упражнения и игр по развитию познавательной деятельности. - Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии. - Диагностические альбомы. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования). - Манипулятивные предметы (дидактический материал). - Магнитофон, компьютер. - Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные альбомы. - Пазлы, вкладыши. - Счетный материал (матрешки, грибочки) - Д/и «Геометрик» 9 10