Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования
обучающихся с расстройствами
аутистического спектра
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Социально-бытовая ориентировка»
Вариант 8.3
Планируемые результаты изучения курса
Личностные и предметные результаты изучения курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному
курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава
обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают
освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения,
знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся
данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе
в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Минимальный уровень:
иметь представления о назначении объектов изучения;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки,
чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)
иметь представления об уходе за одеждой и обувью
иметь представления об улице и ее частях
иметь представления о видах жилых помещений в городе
применять элементарные практические навыки с помощью учителя
Достаточный уровень:
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
участвовать в практической деятельности,
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты
включают:
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных и бытовых ситуациях, умением не
создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые,
в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном
окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик,
ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой,
творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№
1
Разделы курса
Культура
поведения
Кол-во
часов
5 часов
2
Личная гигиена
10 часов
3
Уход за одеждой
и обувью
7 часов
Содержание
− правила поведения при встрече и расставании
со сверстниками и взрослыми;
− употребление слов, выражающих просьбу,
благодарность;
− умение обращаться с просьбой к сверстнику и
взрослому;
− оказывать помощь по просьбе другого
ребенка;
− обращаться к сверстнику называя его по
имени, отвечать на его вопросы;
− соблюдение правил культурного поведения на
улице, дома в школе, магазине, театре, музее.
− уход за руками, ногами, зубами, ушами,
глазами
− самостоятельное мытье лица и рук,
правильное пользование мылом
− соблюдать опрятность, устранять самим или с
помощью взрослых непорядок в одежде.
− различать и называть предметы одежды и
обуви
− навыки одевания и обувания под контролем
педагога
− следить за своим внешним видом: заправлять
рубашку в брюки, застегивать все пуговицы,
натягивать носки
− различать обувь для правой и левой ноги
− шнуровать ботинки и развязывать шнурки.
Улица и жилище
4
8 часов
− знание крупных объектов, расположенных
вблизи школы
− элементарные правила дорожного движения и
поведения пешехода
− светофор, пешеходный переход
− адрес
− назначение основных помещений в квартире
− организация рабочего места школьника
− чистота и порядок в доме
− дидактические игры
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
№
Раздел, тема
п.п.
Кол-во
часов
Дата
Тип
занятия
Виды
деятельност
и
Средства
обучения
1 раздел. Культура поведения (5 часов)
Диагностика
1
Правила
поведения в
школе, на уроке,
на перемене
2
Школа хороших
манер.
3
Вежливые слова
4
Поведение при
встрече
и
расставании
5
Правила
поведения на
школьном дворе
2
Урок
открытия
новых
знаний
Активное
участие в
ситуации.
Урок-игра
Активное
участие в
ситуации.
1
Урок-игра
Активное
участие в
ситуации.
1
Урок
открытия
новых
знаний
1
1
Активное
участие в
ситуации.
Урок
Активное
открытия
1
участие в
новых
ситуации.
знаний
2 раздел. Личная гигиена (10 часов)
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
1
Я-человек.
2
Чистюля –
грязнуля
3
4
5
6
Предметы
личной гигиены
Средства
гигиены
Режим дня
Зарядка и ее
значение.
7
Обучение
гигиеническим
навыкам ухода
за руками
8
Обучение
гигиеническим
навыкам ухода
за руками
9
Наши
помощники:
глаза, нос, уши.
Называть
части тела и
объяснять
их
назначение
1
Урок
методолог
ической
направленн
ости
1
Активное
Урок - игра участие в
ситуации
1
Урок
методолог
ической
направленн
ости
Изучение
предметов
личной
гигиены
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
1
Урок
методолог
ической
направленн
ости
Изучение
средств
личной
гигиены
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
Предметн
ые
картинки
1
Составление
Практичес распорядка
кое занятие дня
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
1
Урок
открытия
новых
знаний
Активное
участие в
ситуации.
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
1
Урок
методолог
ической
направленн
ости
Изучение
приемов
ухода за
телом
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
1
Активное
Практичес
участие в
кое занятие
ситуации.
1
Активное
участие в
ситуации.
Урок
открытия
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
новых
знаний
10
Закрепление
знаний о
культурногигиенических
навыках.
Диагностика
1
Использован
ие умений
Практичес
на практике.
кое занятие
Зрительная
гимнастика.
1
3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов)
1
2
3
4
5
Обувь и её
значение. Виды
обуви.
Различение обув
и для левой и
правой ноги
Правила ухода
за обувью
Одежда и её
значение
Способы
расстегивания и
застёгивания
одежды
1
Активное
Урок - игра участие в
ситуации.
1
Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости
1
Урок
общеметод
Использован
ологическо
ие умений
й
на практике
направленн
ости
1
Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости
1
Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
Плансхема,
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
6
Виды головных
уборов
1
Урок
общеметод
ологическо Активное
й
участие в
направленн ситуации.
ости
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
4 раздел. Улица и жилище(8 часов)
1
Транспорт.
Виды
транспорта
2
Поведение в
транспорте
3
Дидактическая
игра
«Пассажиры»
4
Дидактическая
игра
«Пассажиры»
5
7
Мой дом. Моя
квартира.
Рабочий
ученический
уголок.
1
Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости
1
Урок
смешанног
о типа
Активное
участие в
ситуации.
Урок-игра
Активное
участие в
ситуации.
1
Урок-игра
Активное
участие в
ситуации.
1
Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости
1
Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости
1
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
Плансхема.
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
Плансхема,
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
8
Порядок
и
чистота в доме
1
Диагностика
2
Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости
Плансхема,
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
№
Кол-во
Раздел, тема
часов
п.п.
Тип занятия
Дата
Средства обучения
Виды деятельности
1 раздел. Культура поведения (5 часов)
Диагностика
2
1
Школа хороших манер.
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
2
Вежливые слова
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
3
Поведение
расставании
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
при
встрече
и
4
Правила поведения на улице
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
5
Поведение за столом
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки
2 раздел. Личная гигиена (10 часов)
1
Я-человек.
1
Урок методологической
направленности
Называть части тела и
объяснять их назначение
Предметные
картинки
2
3
4
5
6
Чистюля – грязнуля
Предметы личной гигиены
Средства личной гигиены
Режим дня
Зарядка и ее значение.
1
Урок - игра
Активное участие в
ситуации
1
Урок методологической
направленности
Изучение предметов
личной гигиены
Сюжетные и
предметные
картинки
Урок методологической
направленности
Изучение средств
личной гигиены
Сюжетные и
предметные
картинки
1
Практическое занятие
Составление распорядка
дня
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
1
7
Обучение гигиеническим навыкам
ухода за волосами
1
Урок методологической
направленности
Изучение приемов ухода
за волосами
8
Обучение гигиеническим навыкам
ухода за волосами
1
Урок игра
Активное участие в
ситуации.
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
Практическое занятие
Использование умений
на практике. Зрительная
гимнастика.
Бережём зрение. Гигиена зрения.
9
10
Закрепление знаний о культурногигиенических навыках.
1
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Диагностика
1
3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов)
1
2
3
Обувь и её значение. Виды обуви.
Надевание и зашнуровывание обуви
Уход за различного вида обувью
4
Одежда и её значение
5
Способы расстегивания и
застёгивания одежды
6
Подбор одежды и головных уборов
1
Урок - игра
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Использование умений
на практике
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
7
Повседневный уход за одеждой
1
Урок
общеметодологической
направленности
Использование умений
на практике
Сюжетные и
предметные
картинки
Совместно с учителем
разучивать
Сюжетные и
предметные
картинки
4 раздел. Улица и жилище (8 часов)
1
Урок
общеметодологической
направленности
Транспорт. Виды транспорта
1
Сюжетные и
предметные
картинки
2
Поведение в транспорте
1
Урок смешанного типа
3
Дидактическая игра «Пассажиры»
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
4
Дидактическая игра «Пассажиры»
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
5
6
7
Мой дом. Моя квартира.
Обстановка. Мебель.
Рабочий ученический уголок.
План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки
8
Порядок и чистота в доме
Диагностика
1
2
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
№
Кол-во
Раздел, тема
часов
п.п.
Тип занятия
Дата
Средства обучения
Виды деятельности
1 раздел. Культура поведения (5 часов)
Диагностика
2
1
Школа хороших манер.
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
2
Вежливые слова
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
3
Обращение
с
просьбой
сверстникам и взрослым.
1
Урок методологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
4
Правила поведения в театре, на
концерте
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
5
Поведение за столом
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
к
Сюжетные и
предметныекартинк
и
Сюжетные и
предметныекартинк
и
2 раздел. Личная гигиена (10 часов)
1
Я-человек.
1
Урок методологической
направленности
Называть части тела и
объяснять их назначение
Предметные
картинки
2
3
4
5
6
Чистюля – грязнуля
Предметы личной гигиены
Средства личной гигиены
Режим дня
Зарядка и ее значение.
1
Урок - игра
Активное участие в
ситуации
1
Урок методологической
направленности
Изучение предметов
личной гигиены
Сюжетные и
предметные
картинки
Урок методологической
направленности
Изучение средств
личной гигиены
Сюжетные и
предметные
картинки
1
Практическое занятие
Составление распорядка
дня
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
1
7
Обучение гигиеническим навыкам
ухода за телом
1
Урок методологической
направленности
Изучение приемов ухода
за волосами
8
Обучение гигиеническим навыкам
ухода за телом
1
Урок игра
Активное участие в
ситуации.
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
Практическое занятие
Использование умений
на практике. Зрительная
гимнастика.
Бережём зрение. Гигиена зрения.
9
10
Закрепление знаний о культурногигиенических навыках.
1
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Диагностика
1
3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов)
1
2
3
Обувь и её значение. Виды обуви.
Надевание и зашнуровывание обуви
Уход за различного вида обувью
4
Одежда и её значение
5
Способы расстегивания и
застёгивания одежды
6
Подбор одежды и головных уборов
1
Урок - игра
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Использование умений
на практике
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
7
Повседневный уход за одеждой
1
Урок
общеметодологической
направленности
Использование умений
на практике
Сюжетные и
предметные
картинки
Совместно с учителем
разучивать
Сюжетные и
предметные
картинки
4 раздел. Улица и жилище (8 часов)
1
Урок
общеметодологической
направленности
Транспорт. Виды транспорта
1
Сюжетные и
предметные
картинки
2
Поведение в транспорте
1
Урок смешанного типа
3
Правила дорожного движения
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
Дидактическая игра
4
5
6
7
«Мы пешеходы»
Мой дом. Моя квартира.
Моя комната
Я учусь помогать маме.
План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки
8
Порядок и чистота в доме
Диагностика
1
2
Активное участие в
ситуации.
Активное участие в
ситуации.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№
№
Кол-во
Раздел, тема
часов
п.п.
Тип занятия
Дата
Средства обучения
Виды деятельности
1 раздел. Культура поведения (5 часов)
Диагностика
2
1
Школа хороших манер.
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
2
Вежливые слова
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
3
Обращение
с
просьбой
сверстникам и взрослым.
1
Урок методологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
Активное участие в
ситуации.
Активное участие в
ситуации.
к
4
Правила поведения в музее
1
Урок открытия новых
знаний
5
Поведение в гостях
1
Урок-игра
Сюжетные и
предметные
картинки
2 раздел. Личная гигиена (10 часов)
1
Я-человек.
1
Урок методологической
направленности
Учить сохранять
правильную осанку
Предметные
картинки
2
3
4
5
6
Чистюля – грязнуля
Предметы личной гигиены
Средства личной гигиены
Режим дня
Зарядка и ее значение.
1
Урок - игра
Активное участие в
ситуации
1
Урок методологической
направленности
Изучение предметов
личной гигиены
Сюжетные и
предметные
картинки
Урок методологической
направленности
Изучение средств
личной гигиены
Сюжетные и
предметные
картинки
1
Практическое занятие
Составление распорядка
дня
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
1
7
Обучение гигиеническим навыкам
ухода за телом
1
Урок методологической
направленности
Изучение приемов ухода
за волосами
8
Обучение гигиеническим навыкам
ухода за телом
1
Урок игра
Активное участие в
ситуации.
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
Практическое занятие
Использование умений
на практике. Зрительная
гимнастика.
Бережём зрение. Гигиена зрения.
9
10
Закрепление знаний о культурногигиенических навыках.
1
Диагностика
1
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов)
1
2
3
Обувь разная бывает
Надевание и зашнуровывание обуви
Уход за различного вида обувью
4
Выбираем одежду по сезону
5
Способы расстегивания и
застёгивания одежды
6
7
Подбор одежды и головных уборов
Повседневный уход за одеждой
1
Урок - игра
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Использование умений
на практике
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
1
Урок
общеметодологической
направленности
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
Использование умений
на практике
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
4 раздел. Улица и жилище (8 часов)
1
Урок
общеметодологической
направленности
Транспорт. Виды транспорта
1
Совместно с учителем
разучивать
Сюжетные и
предметные
картинки
2
Поведение в транспорте
1
Урок смешанного типа
3
Правила дорожного движения
1
Урок открытия новых
знаний
Активное участие в
ситуации.
1
Урок-игра
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
Я учусь помогать маме.
1
Урок
общеметодологической
направленности
Активное участие в
ситуации.
Порядок и чистота в доме
1
Активное участие в
ситуации.
Активное участие в
ситуации.
Дидактическая игра
4
5
6
7
8
«Мы пешеходы»
Мой дом. Моя квартира.
Моя комната
Диагностика
2
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки