РП_Социально-бытовая ориентировка_ 1-4 классы (вариант 8.3)

Приложение
к адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования
обучающихся с расстройствами
аутистического спектра

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Социально-бытовая ориентировка»
Вариант 8.3

Планируемые результаты изучения курса
Личностные и предметные результаты изучения курса
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному
курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава
обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают
освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения,
знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся
данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе
в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Минимальный уровень:
иметь представления о назначении объектов изучения;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения
владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки,
чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.)
иметь представления об уходе за одеждой и обувью
иметь представления об улице и ее частях
иметь представления о видах жилых помещений в городе
применять элементарные практические навыки с помощью учителя
Достаточный уровень:
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
участвовать в практической деятельности,
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты
включают:
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных и бытовых ситуациях, умением не
создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые,
в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном
окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик,
ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой,
творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№

1

Разделы курса

Культура
поведения

Кол-во
часов

5 часов

2

Личная гигиена

10 часов

3

Уход за одеждой
и обувью

7 часов

Содержание
− правила поведения при встрече и расставании
со сверстниками и взрослыми;
− употребление слов, выражающих просьбу,
благодарность;
− умение обращаться с просьбой к сверстнику и
взрослому;
− оказывать помощь по просьбе другого
ребенка;
− обращаться к сверстнику называя его по
имени, отвечать на его вопросы;
− соблюдение правил культурного поведения на
улице, дома в школе, магазине, театре, музее.
− уход за руками, ногами, зубами, ушами,
глазами
− самостоятельное мытье лица и рук,
правильное пользование мылом
− соблюдать опрятность, устранять самим или с
помощью взрослых непорядок в одежде.
− различать и называть предметы одежды и
обуви
− навыки одевания и обувания под контролем
педагога
− следить за своим внешним видом: заправлять
рубашку в брюки, застегивать все пуговицы,
натягивать носки
− различать обувь для правой и левой ноги
− шнуровать ботинки и развязывать шнурки.

Улица и жилище

4

8 часов

− знание крупных объектов, расположенных
вблизи школы
− элементарные правила дорожного движения и
поведения пешехода
− светофор, пешеходный переход
− адрес
− назначение основных помещений в квартире
− организация рабочего места школьника
− чистота и порядок в доме
− дидактические игры

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
№

Раздел, тема

п.п.

Кол-во
часов

Дата

Тип
занятия

Виды
деятельност
и

Средства
обучения

1 раздел. Культура поведения (5 часов)
Диагностика

1

Правила
поведения в
школе, на уроке,
на перемене

2

Школа хороших
манер.

3

Вежливые слова

4

Поведение при
встрече
и
расставании

5

Правила
поведения на
школьном дворе

2
Урок
открытия
новых
знаний

Активное
участие в
ситуации.

Урок-игра

Активное
участие в
ситуации.

1

Урок-игра

Активное
участие в
ситуации.

1

Урок
открытия
новых
знаний

1

1

Активное
участие в
ситуации.

Урок
Активное
открытия
1
участие в
новых
ситуации.
знаний
2 раздел. Личная гигиена (10 часов)

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

1

Я-человек.

2

Чистюля –
грязнуля

3

4

5

6

Предметы
личной гигиены

Средства
гигиены

Режим дня

Зарядка и ее
значение.

7

Обучение
гигиеническим
навыкам ухода
за руками

8

Обучение
гигиеническим
навыкам ухода
за руками

9

Наши
помощники:
глаза, нос, уши.

Называть
части тела и
объяснять
их
назначение

1

Урок
методолог
ической
направленн
ости

1

Активное
Урок - игра участие в
ситуации

1

Урок
методолог
ической
направленн
ости

Изучение
предметов
личной
гигиены

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

1

Урок
методолог
ической
направленн
ости

Изучение
средств
личной
гигиены

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

Предметн
ые
картинки

1

Составление
Практичес распорядка
кое занятие дня

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

1

Урок
открытия
новых
знаний

Активное
участие в
ситуации.

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

1

Урок
методолог
ической
направленн
ости

Изучение
приемов
ухода за
телом

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

1

Активное
Практичес
участие в
кое занятие
ситуации.

1

Активное
участие в
ситуации.

Урок
открытия

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

новых
знаний

10

Закрепление
знаний о
культурногигиенических
навыках.

Диагностика

1

Использован
ие умений
Практичес
на практике.
кое занятие
Зрительная
гимнастика.

1
3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов)

1

2

3

4

5

Обувь и её
значение. Виды
обуви.

Различение обув
и для левой и
правой ноги

Правила ухода
за обувью

Одежда и её
значение

Способы
расстегивания и
застёгивания
одежды

1

Активное
Урок - игра участие в
ситуации.

1

Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости

1

Урок
общеметод
Использован
ологическо
ие умений
й
на практике
направленн
ости

1

Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости

1

Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

Плансхема,
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

6

Виды головных
уборов

1

Урок
общеметод
ологическо Активное
й
участие в
направленн ситуации.
ости

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

4 раздел. Улица и жилище(8 часов)

1

Транспорт.
Виды
транспорта

2

Поведение в
транспорте

3

Дидактическая
игра
«Пассажиры»

4

Дидактическая
игра
«Пассажиры»

5

7

Мой дом. Моя
квартира.

Рабочий
ученический
уголок.

1

Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости

1

Урок
смешанног
о типа

Активное
участие в
ситуации.

Урок-игра

Активное
участие в
ситуации.

1

Урок-игра

Активное
участие в
ситуации.

1

Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости

1

Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости

1

Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

Плансхема.
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки
Плансхема,
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

8

Порядок
и
чистота в доме

1

Диагностика

2

Урок
общеметод
Активное
ологическо
участие в
й
ситуации.
направленн
ости

Плансхема,
Сюжетны
еи
предметн
ые
картинки

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№
№

Кол-во

Раздел, тема

часов

п.п.

Тип занятия
Дата

Средства обучения
Виды деятельности

1 раздел. Культура поведения (5 часов)
Диагностика

2

1

Школа хороших манер.

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

2

Вежливые слова

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

3

Поведение
расставании

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

при

встрече

и

4

Правила поведения на улице

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

5

Поведение за столом

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки

2 раздел. Личная гигиена (10 часов)
1

Я-человек.

1

Урок методологической
направленности

Называть части тела и
объяснять их назначение

Предметные
картинки

2

3

4

5

6

Чистюля – грязнуля

Предметы личной гигиены

Средства личной гигиены

Режим дня
Зарядка и ее значение.

1

Урок - игра

Активное участие в
ситуации

1

Урок методологической
направленности

Изучение предметов
личной гигиены

Сюжетные и
предметные
картинки

Урок методологической
направленности

Изучение средств
личной гигиены

Сюжетные и
предметные
картинки

1

Практическое занятие

Составление распорядка
дня

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

1

7

Обучение гигиеническим навыкам
ухода за волосами

1

Урок методологической
направленности

Изучение приемов ухода
за волосами

8

Обучение гигиеническим навыкам
ухода за волосами

1

Урок игра

Активное участие в
ситуации.

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

Практическое занятие

Использование умений
на практике. Зрительная
гимнастика.

Бережём зрение. Гигиена зрения.
9

10

Закрепление знаний о культурногигиенических навыках.

1

Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки

Сюжетные и
предметные
картинки

Диагностика

1
3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов)

1

2

3

Обувь и её значение. Виды обуви.

Надевание и зашнуровывание обуви

Уход за различного вида обувью

4

Одежда и её значение

5

Способы расстегивания и
застёгивания одежды

6

Подбор одежды и головных уборов

1

Урок - игра

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Использование умений
на практике

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки

План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки

Сюжетные и
предметные
картинки

7

Повседневный уход за одеждой

1

Урок
общеметодологической
направленности

Использование умений
на практике

Сюжетные и
предметные
картинки

Совместно с учителем
разучивать

Сюжетные и
предметные
картинки

4 раздел. Улица и жилище (8 часов)

1

Урок
общеметодологической
направленности

Транспорт. Виды транспорта
1

Сюжетные и
предметные
картинки

2

Поведение в транспорте

1

Урок смешанного типа

3

Дидактическая игра «Пассажиры»

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

4

Дидактическая игра «Пассажиры»

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

5

6

7

Мой дом. Моя квартира.

Обстановка. Мебель.

Рабочий ученический уголок.

План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки

8

Порядок и чистота в доме
Диагностика

1

2

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№
№

Кол-во

Раздел, тема

часов

п.п.

Тип занятия
Дата

Средства обучения
Виды деятельности

1 раздел. Культура поведения (5 часов)
Диагностика

2

1

Школа хороших манер.

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

2

Вежливые слова

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

3

Обращение
с
просьбой
сверстникам и взрослым.

1

Урок методологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

4

Правила поведения в театре, на
концерте

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

5

Поведение за столом

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

к

Сюжетные и
предметныекартинк
и
Сюжетные и
предметныекартинк
и

2 раздел. Личная гигиена (10 часов)
1

Я-человек.

1

Урок методологической
направленности

Называть части тела и
объяснять их назначение

Предметные
картинки

2

3

4

5

6

Чистюля – грязнуля

Предметы личной гигиены

Средства личной гигиены

Режим дня
Зарядка и ее значение.

1

Урок - игра

Активное участие в
ситуации

1

Урок методологической
направленности

Изучение предметов
личной гигиены

Сюжетные и
предметные
картинки

Урок методологической
направленности

Изучение средств
личной гигиены

Сюжетные и
предметные
картинки

1

Практическое занятие

Составление распорядка
дня

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

1

7

Обучение гигиеническим навыкам
ухода за телом

1

Урок методологической
направленности

Изучение приемов ухода
за волосами

8

Обучение гигиеническим навыкам
ухода за телом

1

Урок игра

Активное участие в
ситуации.

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

Практическое занятие

Использование умений
на практике. Зрительная
гимнастика.

Бережём зрение. Гигиена зрения.
9

10

Закрепление знаний о культурногигиенических навыках.

1

Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки

Сюжетные и
предметные
картинки

Диагностика

1
3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов)

1

2

3

Обувь и её значение. Виды обуви.

Надевание и зашнуровывание обуви

Уход за различного вида обувью

4

Одежда и её значение

5

Способы расстегивания и
застёгивания одежды

6

Подбор одежды и головных уборов

1

Урок - игра

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Использование умений
на практике

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки

План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки

Сюжетные и
предметные
картинки

7

Повседневный уход за одеждой

1

Урок
общеметодологической
направленности

Использование умений
на практике

Сюжетные и
предметные
картинки

Совместно с учителем
разучивать

Сюжетные и
предметные
картинки

4 раздел. Улица и жилище (8 часов)

1

Урок
общеметодологической
направленности

Транспорт. Виды транспорта
1

Сюжетные и
предметные
картинки

2

Поведение в транспорте

1

Урок смешанного типа

3

Правила дорожного движения

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

Дидактическая игра
4

5

6

7

«Мы пешеходы»

Мой дом. Моя квартира.

Моя комната

Я учусь помогать маме.

План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки

8

Порядок и чистота в доме
Диагностика

1
2

Активное участие в
ситуации.

Активное участие в
ситуации.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№
№

Кол-во

Раздел, тема

часов

п.п.

Тип занятия
Дата

Средства обучения
Виды деятельности

1 раздел. Культура поведения (5 часов)
Диагностика

2

1

Школа хороших манер.

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

2

Вежливые слова

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

3

Обращение
с
просьбой
сверстникам и взрослым.

1

Урок методологической
направленности

Активное участие в
ситуации.
Активное участие в
ситуации.
Активное участие в
ситуации.

к

4

Правила поведения в музее

1

Урок открытия новых
знаний

5

Поведение в гостях

1

Урок-игра

Сюжетные и
предметные
картинки

2 раздел. Личная гигиена (10 часов)
1

Я-человек.

1

Урок методологической
направленности

Учить сохранять
правильную осанку

Предметные
картинки

2

3

4

5

6

Чистюля – грязнуля

Предметы личной гигиены

Средства личной гигиены

Режим дня
Зарядка и ее значение.

1

Урок - игра

Активное участие в
ситуации

1

Урок методологической
направленности

Изучение предметов
личной гигиены

Сюжетные и
предметные
картинки

Урок методологической
направленности

Изучение средств
личной гигиены

Сюжетные и
предметные
картинки

1

Практическое занятие

Составление распорядка
дня

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

1

7

Обучение гигиеническим навыкам
ухода за телом

1

Урок методологической
направленности

Изучение приемов ухода
за волосами

8

Обучение гигиеническим навыкам
ухода за телом

1

Урок игра

Активное участие в
ситуации.

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

Практическое занятие

Использование умений
на практике. Зрительная
гимнастика.

Бережём зрение. Гигиена зрения.
9

10

Закрепление знаний о культурногигиенических навыках.

1

Диагностика

1

Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки
Сюжетные и
предметные
картинки

Сюжетные и
предметные
картинки

3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов)

1

2

3

Обувь разная бывает

Надевание и зашнуровывание обуви

Уход за различного вида обувью

4

Выбираем одежду по сезону

5

Способы расстегивания и
застёгивания одежды

6

7

Подбор одежды и головных уборов

Повседневный уход за одеждой

1

Урок - игра

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Использование умений
на практике

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

1

Урок
общеметодологической
направленности

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

Использование умений
на практике

План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки

План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки

Сюжетные и
предметные
картинки

Сюжетные и
предметные
картинки

4 раздел. Улица и жилище (8 часов)

1

Урок
общеметодологической
направленности

Транспорт. Виды транспорта
1

Совместно с учителем
разучивать

Сюжетные и
предметные
картинки

2

Поведение в транспорте

1

Урок смешанного типа

3

Правила дорожного движения

1

Урок открытия новых
знаний

Активное участие в
ситуации.

1

Урок-игра

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

Я учусь помогать маме.

1

Урок
общеметодологической
направленности

Активное участие в
ситуации.

Порядок и чистота в доме

1

Активное участие в
ситуации.

Активное участие в
ситуации.

Дидактическая игра
4

5

6

7

8

«Мы пешеходы»

Мой дом. Моя квартира.

Моя комната

Диагностика

2

Сюжетные и
предметные
картинки

План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема.
Сюжетные и
предметные
картинки
План-схема,
Сюжетные и
предметные
картинки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».