Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Социально-бытовая ориентировка» Вариант 8.3 Планируемые результаты изучения курса Личностные и предметные результаты изучения курса Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта. Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Минимальный уровень: иметь представления о назначении объектов изучения; иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.) иметь представления об уходе за одеждой и обувью иметь представления об улице и ее частях иметь представления о видах жилых помещений в городе применять элементарные практические навыки с помощью учителя Достаточный уровень: участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка; участвовать в практической деятельности, С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают: овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; овладение способами регуляции своего эмоционального состояния. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Базовые учебные действия Личностные учебные действия: - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней; - включение в общеполезную социальную деятельность; Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс); - вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми; - использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). Познавательные учебные действия: - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях). Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА № 1 Разделы курса Культура поведения Кол-во часов 5 часов 2 Личная гигиена 10 часов 3 Уход за одеждой и обувью 7 часов Содержание − правила поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми; − употребление слов, выражающих просьбу, благодарность; − умение обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому; − оказывать помощь по просьбе другого ребенка; − обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы; − соблюдение правил культурного поведения на улице, дома в школе, магазине, театре, музее. − уход за руками, ногами, зубами, ушами, глазами − самостоятельное мытье лица и рук, правильное пользование мылом − соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде. − различать и называть предметы одежды и обуви − навыки одевания и обувания под контролем педагога − следить за своим внешним видом: заправлять рубашку в брюки, застегивать все пуговицы, натягивать носки − различать обувь для правой и левой ноги − шнуровать ботинки и развязывать шнурки. Улица и жилище 4 8 часов − знание крупных объектов, расположенных вблизи школы − элементарные правила дорожного движения и поведения пешехода − светофор, пешеходный переход − адрес − назначение основных помещений в квартире − организация рабочего места школьника − чистота и порядок в доме − дидактические игры КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № № Раздел, тема п.п. Кол-во часов Дата Тип занятия Виды деятельност и Средства обучения 1 раздел. Культура поведения (5 часов) Диагностика 1 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене 2 Школа хороших манер. 3 Вежливые слова 4 Поведение при встрече и расставании 5 Правила поведения на школьном дворе 2 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. Урок-игра Активное участие в ситуации. 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 1 Урок открытия новых знаний 1 1 Активное участие в ситуации. Урок Активное открытия 1 участие в новых ситуации. знаний 2 раздел. Личная гигиена (10 часов) Сюжетны еи предметн ые картинки 1 Я-человек. 2 Чистюля – грязнуля 3 4 5 6 Предметы личной гигиены Средства гигиены Режим дня Зарядка и ее значение. 7 Обучение гигиеническим навыкам ухода за руками 8 Обучение гигиеническим навыкам ухода за руками 9 Наши помощники: глаза, нос, уши. Называть части тела и объяснять их назначение 1 Урок методолог ической направленн ости 1 Активное Урок - игра участие в ситуации 1 Урок методолог ической направленн ости Изучение предметов личной гигиены Сюжетны еи предметн ые картинки 1 Урок методолог ической направленн ости Изучение средств личной гигиены Сюжетны еи предметн ые картинки Предметн ые картинки 1 Составление Практичес распорядка кое занятие дня Сюжетны еи предметн ые картинки 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. Сюжетны еи предметн ые картинки 1 Урок методолог ической направленн ости Изучение приемов ухода за телом Сюжетны еи предметн ые картинки 1 Активное Практичес участие в кое занятие ситуации. 1 Активное участие в ситуации. Урок открытия Сюжетны еи предметн ые картинки новых знаний 10 Закрепление знаний о культурногигиенических навыках. Диагностика 1 Использован ие умений Практичес на практике. кое занятие Зрительная гимнастика. 1 3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов) 1 2 3 4 5 Обувь и её значение. Виды обуви. Различение обув и для левой и правой ноги Правила ухода за обувью Одежда и её значение Способы расстегивания и застёгивания одежды 1 Активное Урок - игра участие в ситуации. 1 Урок общеметод Активное ологическо участие в й ситуации. направленн ости 1 Урок общеметод Использован ологическо ие умений й на практике направленн ости 1 Урок общеметод Активное ологическо участие в й ситуации. направленн ости 1 Урок общеметод Активное ологическо участие в й ситуации. направленн ости Сюжетны еи предметн ые картинки Плансхема, Сюжетны еи предметн ые картинки 6 Виды головных уборов 1 Урок общеметод ологическо Активное й участие в направленн ситуации. ости Сюжетны еи предметн ые картинки 4 раздел. Улица и жилище(8 часов) 1 Транспорт. Виды транспорта 2 Поведение в транспорте 3 Дидактическая игра «Пассажиры» 4 Дидактическая игра «Пассажиры» 5 7 Мой дом. Моя квартира. Рабочий ученический уголок. 1 Урок общеметод Активное ологическо участие в й ситуации. направленн ости 1 Урок смешанног о типа Активное участие в ситуации. Урок-игра Активное участие в ситуации. 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметод Активное ологическо участие в й ситуации. направленн ости 1 Урок общеметод Активное ологическо участие в й ситуации. направленн ости 1 Сюжетны еи предметн ые картинки Сюжетны еи предметн ые картинки Плансхема. Сюжетны еи предметн ые картинки Плансхема, Сюжетны еи предметн ые картинки 8 Порядок и чистота в доме 1 Диагностика 2 Урок общеметод Активное ологическо участие в й ситуации. направленн ости Плансхема, Сюжетны еи предметн ые картинки КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс № № Кол-во Раздел, тема часов п.п. Тип занятия Дата Средства обучения Виды деятельности 1 раздел. Культура поведения (5 часов) Диагностика 2 1 Школа хороших манер. 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 2 Вежливые слова 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 3 Поведение расставании 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. при встрече и 4 Правила поведения на улице 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. 5 Поведение за столом 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. План-схема, Сюжетные и предметные картинки 2 раздел. Личная гигиена (10 часов) 1 Я-человек. 1 Урок методологической направленности Называть части тела и объяснять их назначение Предметные картинки 2 3 4 5 6 Чистюля – грязнуля Предметы личной гигиены Средства личной гигиены Режим дня Зарядка и ее значение. 1 Урок - игра Активное участие в ситуации 1 Урок методологической направленности Изучение предметов личной гигиены Сюжетные и предметные картинки Урок методологической направленности Изучение средств личной гигиены Сюжетные и предметные картинки 1 Практическое занятие Составление распорядка дня 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. 1 7 Обучение гигиеническим навыкам ухода за волосами 1 Урок методологической направленности Изучение приемов ухода за волосами 8 Обучение гигиеническим навыкам ухода за волосами 1 Урок игра Активное участие в ситуации. 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. Практическое занятие Использование умений на практике. Зрительная гимнастика. Бережём зрение. Гигиена зрения. 9 10 Закрепление знаний о культурногигиенических навыках. 1 Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки Диагностика 1 3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов) 1 2 3 Обувь и её значение. Виды обуви. Надевание и зашнуровывание обуви Уход за различного вида обувью 4 Одежда и её значение 5 Способы расстегивания и застёгивания одежды 6 Подбор одежды и головных уборов 1 Урок - игра Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Использование умений на практике 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. План-схема, Сюжетные и предметные картинки План-схема, Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки 7 Повседневный уход за одеждой 1 Урок общеметодологической направленности Использование умений на практике Сюжетные и предметные картинки Совместно с учителем разучивать Сюжетные и предметные картинки 4 раздел. Улица и жилище (8 часов) 1 Урок общеметодологической направленности Транспорт. Виды транспорта 1 Сюжетные и предметные картинки 2 Поведение в транспорте 1 Урок смешанного типа 3 Дидактическая игра «Пассажиры» 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 4 Дидактическая игра «Пассажиры» 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 5 6 7 Мой дом. Моя квартира. Обстановка. Мебель. Рабочий ученический уголок. План-схема. Сюжетные и предметные картинки План-схема. Сюжетные и предметные картинки План-схема, Сюжетные и предметные картинки 8 Порядок и чистота в доме Диагностика 1 2 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс № № Кол-во Раздел, тема часов п.п. Тип занятия Дата Средства обучения Виды деятельности 1 раздел. Культура поведения (5 часов) Диагностика 2 1 Школа хороших манер. 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 2 Вежливые слова 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 3 Обращение с просьбой сверстникам и взрослым. 1 Урок методологической направленности Активное участие в ситуации. 4 Правила поведения в театре, на концерте 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. 5 Поведение за столом 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. к Сюжетные и предметныекартинк и Сюжетные и предметныекартинк и 2 раздел. Личная гигиена (10 часов) 1 Я-человек. 1 Урок методологической направленности Называть части тела и объяснять их назначение Предметные картинки 2 3 4 5 6 Чистюля – грязнуля Предметы личной гигиены Средства личной гигиены Режим дня Зарядка и ее значение. 1 Урок - игра Активное участие в ситуации 1 Урок методологической направленности Изучение предметов личной гигиены Сюжетные и предметные картинки Урок методологической направленности Изучение средств личной гигиены Сюжетные и предметные картинки 1 Практическое занятие Составление распорядка дня 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. 1 7 Обучение гигиеническим навыкам ухода за телом 1 Урок методологической направленности Изучение приемов ухода за волосами 8 Обучение гигиеническим навыкам ухода за телом 1 Урок игра Активное участие в ситуации. 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. Практическое занятие Использование умений на практике. Зрительная гимнастика. Бережём зрение. Гигиена зрения. 9 10 Закрепление знаний о культурногигиенических навыках. 1 Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки Диагностика 1 3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов) 1 2 3 Обувь и её значение. Виды обуви. Надевание и зашнуровывание обуви Уход за различного вида обувью 4 Одежда и её значение 5 Способы расстегивания и застёгивания одежды 6 Подбор одежды и головных уборов 1 Урок - игра Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Использование умений на практике 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. План-схема, Сюжетные и предметные картинки План-схема, Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки 7 Повседневный уход за одеждой 1 Урок общеметодологической направленности Использование умений на практике Сюжетные и предметные картинки Совместно с учителем разучивать Сюжетные и предметные картинки 4 раздел. Улица и жилище (8 часов) 1 Урок общеметодологической направленности Транспорт. Виды транспорта 1 Сюжетные и предметные картинки 2 Поведение в транспорте 1 Урок смешанного типа 3 Правила дорожного движения 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. Дидактическая игра 4 5 6 7 «Мы пешеходы» Мой дом. Моя квартира. Моя комната Я учусь помогать маме. План-схема. Сюжетные и предметные картинки План-схема. Сюжетные и предметные картинки План-схема, Сюжетные и предметные картинки 8 Порядок и чистота в доме Диагностика 1 2 Активное участие в ситуации. Активное участие в ситуации. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 класс № № Кол-во Раздел, тема часов п.п. Тип занятия Дата Средства обучения Виды деятельности 1 раздел. Культура поведения (5 часов) Диагностика 2 1 Школа хороших манер. 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 2 Вежливые слова 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 3 Обращение с просьбой сверстникам и взрослым. 1 Урок методологической направленности Активное участие в ситуации. Активное участие в ситуации. Активное участие в ситуации. к 4 Правила поведения в музее 1 Урок открытия новых знаний 5 Поведение в гостях 1 Урок-игра Сюжетные и предметные картинки 2 раздел. Личная гигиена (10 часов) 1 Я-человек. 1 Урок методологической направленности Учить сохранять правильную осанку Предметные картинки 2 3 4 5 6 Чистюля – грязнуля Предметы личной гигиены Средства личной гигиены Режим дня Зарядка и ее значение. 1 Урок - игра Активное участие в ситуации 1 Урок методологической направленности Изучение предметов личной гигиены Сюжетные и предметные картинки Урок методологической направленности Изучение средств личной гигиены Сюжетные и предметные картинки 1 Практическое занятие Составление распорядка дня 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. 1 7 Обучение гигиеническим навыкам ухода за телом 1 Урок методологической направленности Изучение приемов ухода за волосами 8 Обучение гигиеническим навыкам ухода за телом 1 Урок игра Активное участие в ситуации. 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. Практическое занятие Использование умений на практике. Зрительная гимнастика. Бережём зрение. Гигиена зрения. 9 10 Закрепление знаний о культурногигиенических навыках. 1 Диагностика 1 Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки 3 раздел. Уход за одеждой и обувью (7 часов) 1 2 3 Обувь разная бывает Надевание и зашнуровывание обуви Уход за различного вида обувью 4 Выбираем одежду по сезону 5 Способы расстегивания и застёгивания одежды 6 7 Подбор одежды и головных уборов Повседневный уход за одеждой 1 Урок - игра Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Использование умений на практике 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 1 Урок общеметодологической направленности Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. Использование умений на практике План-схема, Сюжетные и предметные картинки План-схема, Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки Сюжетные и предметные картинки 4 раздел. Улица и жилище (8 часов) 1 Урок общеметодологической направленности Транспорт. Виды транспорта 1 Совместно с учителем разучивать Сюжетные и предметные картинки 2 Поведение в транспорте 1 Урок смешанного типа 3 Правила дорожного движения 1 Урок открытия новых знаний Активное участие в ситуации. 1 Урок-игра Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. Я учусь помогать маме. 1 Урок общеметодологической направленности Активное участие в ситуации. Порядок и чистота в доме 1 Активное участие в ситуации. Активное участие в ситуации. Дидактическая игра 4 5 6 7 8 «Мы пешеходы» Мой дом. Моя квартира. Моя комната Диагностика 2 Сюжетные и предметные картинки План-схема. Сюжетные и предметные картинки План-схема. Сюжетные и предметные картинки План-схема, Сюжетные и предметные картинки